Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические вопросы налоговой системы РФ в рыночной экономике. Структура курсовой работы выглядит следующим образом.
В первом разделе раскрываются понятия налоговой системы РФ и её характера.
Во втором разделе рассмотрены особенности построения налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..2
1 Налоговая система РФ и ее основные характеристики………………………4
1.1 Налоговый кодекс как правовая основа функционирования налоговой
системы РФ………………………………………………………………………..4
1.2 Сущность и функции налогов. Основные принципы налогообложения….7
2 Особенности построения налоговой системы РФ…………………………...11
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ ………………………….11
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динами-
ки и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2012 г.г……………………...16
2.3 Основные направления налоговой реформы………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Титульный лист.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

          Как следует из представленных данных, для всего периода с 2008 по 2012 гг. характерен постепенный рост поступлений основных налогов и платежей в бюджет расширенного правительства. Однако совокупная налоговая нагрузка на экономических агентов в целом за период налоговой реформы выросла несущественно – общая сумма налогов и платежей, рассчитанная в процентном отношении к ВВП, увеличилась с 34,6% ВВП в 2008году до 36,7% ВВП по итогам 2012 года. В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть, газ и металлы, расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики, улучшение налогового администрирования, а также частичное сокращение величины налоговой задолженности. Кроме того, достаточно важным фактором роста налоговых доходов бюджетной системы являлась положительная динамика поступлений единого социального налога.         

Динамика поступлений  отдельных налогов в значительной степени различалась. Так, наибольшей волатильностью (статистический финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены) как в реальном выражении, так и в процентах ВВП характеризовались поступления  налога на прибыль организаций. Из Приложения А видно, что до 2008 г. поступления данного налога росли, причиной чему стал рост сальдированного финансового результата деятельности предприятий в экономике, улучшение платежей и расчетов в экономике. В 2008 году в реальном выражении поступления по налогу несколько выросли, тогда как в процентном отношении к ВВП еще более снизились – с 4,3% до 4,0% ВВП.

Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2002 г. стали вступление в действие новых положений Налогового кодекса Российской Федерации, относящихся к данному налогу, в частности, изменение структуры и объема затрат (в сторону увеличения), принимаемых к вычету при определении налоговой базы, снижение налоговой ставки с 35% до 24%, применение «переходного» положения, связанного с определением налоговой базы по методу начисления, изменение начисления амортизации, а также общее снижение чистого финансового результата деятельности предприятий. При этом по оценкам Минфина России, в 2008 году около 0,12% ВВП от суммарного сокращения поступлений было обусловлено именно фактом налоговых изменений в части определения базы по налогу на прибыль.

          Лишь в 2009 г. тенденция снижения налоговых поступлений была прервана: поступления выросли на 1,1 процентных пункта по отношению к ВВП и продолжили рост в 2010 – 2012 гг. Основным фактором роста поступлений по итогам 2009 г. стало сохранение благоприятной макроэкономической конъюнктуры, в частности, благодаря экономическому росту и повышению мировых цен на нефть. На этом фоне наблюдается значительное расширение базы налогообложения: если в 2008 г. величина чистого сальдированного результата предприятий и организаций снизилась на 12%, то в 2009г. она продемонстрировала рост на 50%, а в 2010 – 2012 гг. – в среднем ежегодно на треть. Кроме того, рост поступлений в 2009 г. частично был обусловлен прекращением действия ряда льгот по налогу на прибыль, полученных до реформы налога в 2002 г., тогда как рост поступлений в 2010 г. отчасти стал следствием перечисления в бюджет в первом квартале 2010 г. платежа, связанного с погашением налоговой задолженности НК «ЮКОС».

          Поступления налога на доходы физических лиц (подоходный налог) в реальном выражении оставались достаточно стабильными вплоть до 2001 г. Однако с 2007 года начался рост поступлений данного налога в реальном выражении, который сохранялся на протяжении всего последующего периода. Вместе с тем в процентном отношении к ВВП рост наблюдался лишь до 2009 г. включительно, после чего последовало некоторое снижение доли поступлений в ВВП. Рост возобновился лишь начиная с 2011 г., и в 2012 году поступления данного налога в процентном отношении к ВВП составили рекордные 3,84%. Рассматривать динамику поступлений данного налога необходимо с учетом того, что в 2001 г. была проведена его реформа, в результате которой была введена плоская шкала налогообложения со ставкой налога в 13%. Так, можно заметить, что уже по итогам 2001 г. был зафиксирован рост налоговых поступлений. Одним из факторов роста является то, что до реформирования налог уплачивался по ставке 12%, поэтому ее увеличение на 1 процентный пункт при предположении о неизменности налоговой базы или ее расширении привело к заметному росту поступлений (по различным оценкам, приблизительно на 0,1% ВВП) даже, несмотря на снижение предельной ставки налога для той части населения, которая платила налог по более высокой ставке(снижение поступлений приблизительно на 0,05% ВВП). Кроме того, по оценкам, около 0,2% ВВП роста поступлений подоходного налога был обусловлено расширением налоговой базы. Последующий рост был в основном обусловлен общим ростом доходов населения вследствие роста экономики, а также их частичной легализации. В последние годы нельзя не отметить позитивные результаты деятельности ФНС России по легализации заработной платы в теневом секторе экономики.

Существенный вес в  налоговых доходах занимают поступления  налога на добавленную стоимость. При  этом если в реальном выражении вплоть до 2010 года преобладала тенденция к их росту, то в долях ВВП они росли лишь до 2006 г, после чего последовал трехлетний спад поступлений по отношению к размеру российский экономики. Заметное улучшение наблюдалось лишь по итогам 2010 года, после чего в 2011 г. поступления заметно сократились, а по итогам 2012 года – вновь возрастают. Подробнее динамика доходов бюджетной системы от НДС, а также анализ факторов, оказавших влияние на эту динамику, рассмотрены ниже. 

          Также важной статьей доходов бюджетной системы Российской Федерации являются платежи за пользование природными ресурсами, значительную часть которых составляют поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Поскольку ставка НДПИ была непосредственным образом связана с уровнем мировой цены на нефть, значительное улучшение мировой конъюнктуры рынка энергоносителей автоматически сказывалось на уровне налоговых поступлений по данному налогу и, как следствие, суммарным поступлениям платежей за пользование природными ресурсами. Довольно схожая динамика наблюдалась и в отношении доходов от внешнеэкономической деятельности, которые на протяжении большей части рассматриваемого периода росли, с одной стороны, вследствие роста российской экономики и роста внешнеэкономической активности, а, с другой стороны, вследствие включения экспортных пошлин на нефть, которые с 2002 года начали рассчитываться исходя из результатов мониторинга мировой цены на нефть.

Динамика поступлений  в бюджет расширенного правительства  единого социального налога, включая взносы на обязательное пенсионное страхование, также показывает постепенное снижение доходов, рассчитанных в процентном отношении к ВВП. Если сразу после введения ЕСН и регрессивной шкалы ставок в 2001 году доходы от этого вида налога превышали 7% ВВП, то на протяжении следующих восьми лет ЕСН и регрессивная шкала ставок  упала до 6,3% ВВП, а уже начиная с 2010 года снижение максимальной налоговой ставки и проведенная реформа шкалы регрессии привела к существенному падению соответствующих поступлений, которые составляют в последние три года 5,4% – 5,6% ВВП.

          Таким образом, по итогам анализа основных тенденций налоговых доходов бюджета расширенного правительства можно сделать вывод о том, что налоговая реформа привела к снижению объема поступлений таких налогов, как акцизы, налоги и отчисления на социальные нужды, прочие налоги, при этом поступления налога на добавленную стоимость в долях ВВП практически не изменились по сравнению с предреформенным периодом. При этом прирост налоговых доходов был вызван, прежде всего, значительным приростом налогов на добычу полезных ископаемых, таможенных пошлин, а также увеличением поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.

          Поступления налогов на доходы организаций и физических лиц существенно возросли, однако потери из-за отмены оборотных налогов и снижения налоговых ставок по ЕСН были компенсированы, в основном, за счет роста увеличения налоговой нагрузки, связанной с добычей и экспортом углеводородного сырья. Так, если условно рассчитать объем бюджетных доходов от добычи и переработки нефти как сумму поступлений НДПИ, взимаемого при добыче нефти, акцизов на нефтепродукты и вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, то суммы бюджетных поступлений по этим позициям с 2008 по 2012 год возросли с 5,2% ВВП до 8,1% ВВП, составив в 2011 году 10% ВВП .

Таким образом, можно  заметить, что основной прирост налоговых  доходов и поступлений бюджета  расширенного правительства пришелся на период быстрого роста доходов от добычи и переработки нефти. При этом рост нефтяных доходов в % ВВП замещал снижение общей налоговой нагрузки.

 

 

 

2.3 Основные  направления налоговой реформы

 

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации на 2011г. и на плановый период 2012г. и 2013 г. (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства[15].

Особое значение настоящий  документ приобретает в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики.

В трехлетней перспективе 2011 - 2013 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Налоговая политика, с  одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

С учетом отмены с 1 января 2010 года единого социального налога и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также принимая во внимание, что указанные взносы в настоящее время составляют существенную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, основные направления налоговой политики содержат предложения в области исчисления и уплаты указанных страховых взносов.

В процессе реализации налоговой  политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе[16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 В России основную  часть доходов бюджета составляют  именно налоговые доходы, доля  которых составляет более 93%.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы  в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.

Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.

Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

Двигаясь к стабильному  рыночному хозяйствованию, государство  должно создавать адекватную ему налоговую систему, отвечающую интересам каждого отдельного человека.

Без совершенствования  налоговой системы, без целенаправленной жёсткой налоговой политики современное  государство не сможет обеспечить нормальное функционирование всего хозяйственного аппарата страны, финансировать неотложные государственные потребности.

Налоговая система России сегодня находится на стадии адаптации  к формирующимся рыночным отношениям. И, не смотря на то, что с первых же дней своего существования она развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

Сегодня налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали, играя качественно  новую роль – они становятся одним  из средств формирования единого  экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами, поэтому государство должно совершенствовать систему налогообложения, законодательно устанавливая только прогрессивные, анти дискриминационные налоги[17].

Информация о работе Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогообложения