Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение видов рыночной конкуренции.
Задачами данной работы являются:
1. рассмотреть понятие и функции конкуренции;
2. описать виды конкуренции;
3. изучить формы рыночных структур.
Введение 3
1. Теоретические основы конкуренции 5
1.1. Понятие и функции конкуренции 5
1.2. Формы рыночных структур 5
1.3. Защита конкуренции 10
2. Виды рыночной конкуренции 12
2.1. Виды конкуренции по масштабам развития 12
2.2. Виды конкуренции по характеру развития 12
2.3. Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка 14
2.4. Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения (товаров, услуг) 15
2.5. Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта 20
2.6. Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара 21
2.7. Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар 22
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Приложения 30
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы конкуренции 5
1.1. Понятие и функции конкуренции 5
1.2. Формы рыночных структур 5
1.3. Защита конкуренции 10
2. Виды рыночной конкуренции 12
2.1. Виды конкуренции по масштабам развития 12
2.2. Виды конкуренции по характеру развития 12
2.3. Виды конкуренции
в зависимости от выполнения
предпосылок конкурентного
2.4. Виды конкуренции
в зависимости от соотношения
спроса и предложения (товаров,
2.5. Виды конкуренции
в зависимости от соотношения
числа субъектов
2.6. Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара 21
2.7. Виды конкуренции
в зависимости от соотношения
спроса и предложения на
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Приложения 30
Актуальность темы. Формирование рыночных цен — это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели.
Как взаимоувязываются эти различные стремления экономических агентов? Каким образом при возникновении дефицита или, напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов производителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других?
Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкуренции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал Смит.
По самому общему определению,
конкуренция — это
По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.
Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Целью данной работы является изучение видов рыночной конкуренции.
Задачами данной работы являются:
1. рассмотреть понятие и функции конкуренции;
2. описать виды конкуренции;
3. изучить формы рыночных структур.
Объектом данной работы является конкуренция.
Предметом данной работы является изучение конкуренции.
Слово «конкуренция» переводится с латинского как столкновение, борьба за достижение преимуществ в какой-либо сфере. В условиях рыночных отношений конкуренция и ее виды выступают как взаимодействие, соперничество предпринимателей за обеспечение возможности реализации своей продукции, удовлетворяя тем самым потребности покупателей. Поскольку законом рынка является борьба за выживание и экономическое процветание, конкуренция стихийно регулирует общественное производство.
По
сравнению с монополией или плановым
хозяйствованием это
При этом конкуренция играет роль1:
Многообразие конкуренции и ее видов рассматривается с разных точек зрения: в зависимости от масштабов развития, состояния рынка, способа соперничества, характера поведения хозяйствующих субъектов.
По масштабам развития выделяют
а) индивидуальная – когда предприниматель пытается достичь лучших для себя условий купли-продажи товара;
б) местная – соперничество между владельцами товаров на какой-то территории;
в) отраслевая – борьба за получение наибольшей прибыли в определенной отрасли.
Ее разновидностью считается горизонтальная конку
г) межотраслевая – борьба товаропроизводителей различных отраслей за привлечение покупателей; вертикальная конкуренция как ее разновидность охватывает производителей разных товаров, удовлетворяющих определенную потребность. Например, потребность получения информации удовлетворяется благодаря наличию радио, телевизора, компьютера (через Интернет), книг, газет и т.д.;
д) национальная – соперничество на национальном рынке;
е) глобальная – когда на мировом рынке конкурируют представители хозяйствующих объектов разных стран.
В зависимости от состояния рынка рассматриваются совершен
Совершенная (свободная) соответствует некоему идеальному состоянию рынка, определяемому понятием «бег вместе», когда целью конкурирующих субъектов является не получение сверхприбылей, а сохранение места на рынке. Для существования такого вида конкуренции характерны следующие условия:
Эти условия никому не позволяют изменять цену товара. Производитель может регулировать только объем выпускаемой продукции либо величину своих издержек. Такое состояние рынка теоретически возможно для промышленно развитых стран, однако долговременное его существование проблематично.
Несовершенный вид возникает при нарушении хотя бы одного из условий свободного рынка. Он связан с разделом рынка между несколькими крупными компаниями, ограничением самостоятельности предприятий, дифференциацией продукции, контролем сегментов рынка. Обостренная рыночная конкуренция и ее виды придают взаимоотношениям между товаропроизводителями отнюдь не дружественный характер. В ход идут нечестные способы, приводящие к разорению конкурента.
По способам соперничества выделяется ценов
Ценовая осуществляется с помощью уменьшения
затрат для производства товаров того
же качества или ассортимента. Это вызывает
снижение цен и получение дополнительной
прибыли. Неценовая представляе
В перечень этих мероприятий входит придание новых свойств уже существующим товарам (например, выпуск кухонной посуды с антипригарным покрытием) или производство новых товаров для удовлетворения привычных потребностей (выпуск мобильных или радиотелефонов как дополнение к привычным стационарным).
Важным моментом является выпуск новых товаров, не существовавших до сих пор (хлебопечки, мультиварки, смартфоны, планшетники, цифровые фотоаппараты). К тому же улучшается качество услуг — покупателя обучают пользоваться товаром, есть услуги по установке оборудования, гарантийному ремонту. Большая роль отводится рекламе.
Следует отметить также нечестную (недобросовестную) конкуренцию как ряд противоправных способов доведения конкурента до банкротства – распространение лживой информации о качестве товара, об опасности его использования. Может применяться неожиданное и резкое снижение цен на свои товары, блокирование поставщиков сырья конкурента, переманивание его кадров, промышленный шпионаж.
Недобросовестная конкуренция
запрещена законами экономически развитых
стран. Российский федеральный закон
о защите конкуренции также
По характеру поведения
Гарантирующая (обеспечивающая)
Приспособленческая копирует инновационные разработки соперников из-за ограниченности собственных возможностей модернизации производства.
Креативная предполагает создание новых товаров, применение новых технологий производства и сбыта продукции (например, широкое использование рекламы).
Рынок5 — своеобразный организм. В нем существуют производители, продавцы, потребители, покупатели. Их взаимодействие ведет к установлению объемов продаж, а также цен на товары. Структура рынка как основная его характеристика определяется количеством участвующих фирм, степенью сходства представленных товаров, легкостью входа и выхода, доступностью рыночной информации. Условиями успешного функционирования рынка является наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.
Различают рынки совершенной (чистой) и несовершенной конкуренции6.
Структура рынка чистой конкуренции определяется большим числом покупателей, продавцов, сходными товарами, отсутствием влияния продавцов друг на друга. Цены определяются спросом и предложением. Такая структура рынка присуща незначительно монополизированным отраслям: легкая, пищевая промышленность, производство бытовой техники.
Несовершенную конкуренцию отражают
структуры монополистического,
Самыми распространенными
Структура монополистического р
Здесь производитель является монополистом по отношению к своему виду товара и диктует свою цену. Эта структура рынка характерна для транспортной отрасли, энергетики, связи.
На олигополистическом рынке (сюда относятся рынки машиностроения, металлообработки, химической промышленности) представлено незначительное число больших фирм-производителей. Отсутствует дифференциация товаров, существуют экономические и юридические препятствия для проникновения в отрасль, характерна неценовая конкуренция.
На соперников оказывается
влияние, особенно при проведении ценовой
политики. Результатом сговора
Чистая монополия не имеет широкого распространения7.
На таком рынке господствует один товаропроизводитель или узкий круг товаропроизводителей, который навязывает корпоративные цели конкурентам и диктует цены.
Монополии ограничивают конкуренцию,
поэтому государство
Антимонопольная политика российского государства8 состоит в создании условий для добросовестной конкуренции, повышения конкурентоспособности отдельного производителя и отечественной экономики в целом, а также предотвращения ее монополизации, что и отражает федеральный закон о защите конкуренции.
Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принятый 26 июля 2006 года, заменил два предыдущих нормативных акта: Закон 1991 года о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и Закон 1999 года о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.