Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение видов рыночной конкуренции.
Задачами данной работы являются:
1. рассмотреть понятие и функции конкуренции;
2. описать виды конкуренции;
3. изучить формы рыночных структур.
Введение 3
1. Теоретические основы конкуренции 5
1.1. Понятие и функции конкуренции 5
1.2. Формы рыночных структур 5
1.3. Защита конкуренции 10
2. Виды рыночной конкуренции 12
2.1. Виды конкуренции по масштабам развития 12
2.2. Виды конкуренции по характеру развития 12
2.3. Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка 14
2.4. Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения (товаров, услуг) 15
2.5. Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта 20
2.6. Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара 21
2.7. Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар 22
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Приложения 30
Внутриотраслевая конкуренция21 — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.
Основные функции
В условиях несовершенной конкуренции
происходят изменения в проявлениях
межотраслевой конкуренции: усиливается
влияние факторов, замедляющих перелив
капитала (уровень развития транспорта,
средств связи, экономической информации,
кредитных отношений); ценообразование
на продукцию небольших
Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.
Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.
Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.
Выделяют следующие виды конкуренции,
являющиеся разновидностями
Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот. Векторы действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы24: кратковременную. среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.
Говоря о элементах рыночного механизма надо иметь в виду, что потребитель и производитель должны иметь экономическую свободу.
Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.
Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны конкуренции:
1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в
производстве новые возможности;
2. конкуренция
требует совершенствовать
3. конкуренция
стимулирует повышение
4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5. конкуренция
требует от поставщиков
6. конкуренция
ориентирует на ассортимент
7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8. конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:
a) при его производстве:
- производительность труда;
- уровень налогообложения;
- внедрение научно-технических разработок;
- размеры прибыли предприятия;
- величина оплаты труда.
b) при его потреблении:
- продажная цена товара;
- качество;
- новизна;
- послепродажное обслуживание;
- уровень предпродажной подготовки.
Существует шесть видов конкуренции:
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. видовая конкуренция
– это конкуренция между
3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
- продажа личного товара по цене конкурента
- снижение цены потребления товара
6. незаконные методы:
- антиреклама товаров конкурентов;
- производство товаров имитаторов (подделка).
Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:
1. чистая (совершенная) конкуренция;
2. монополистическая конкуренция;
3. олигополия;
4. чистая монополия.
Положительный эффект конкуренции25 во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).
Опыт стран с рыночной
экономикой свидетельствует о
Приложение 1
Формы несовершенной конкуренции
Приложение 2
Характерные черты четырех основных моделей рынка
Характерные черты |
Чистая конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия |
Число фирм |
очень большое |
большое |
несколько |
одна |
Тип продукта |
стандартизированный |
дифференцированный |
стандартизированный или дифференцированный |
уникальный без близких заменителей |
Контроль над ценой |
отсутствует |
имеется в довольно узких рамках |
ограниченный или значительный |
значительный |
Условия вступления в отрасль |
очень легкие |
сравнительно легкие |
наличие существенных препятствий |
блокировано |
Неценовая конкуренция |
отсутствует |
значительный упор на рекламу, торговые марки |
очень развита |
главным образом реклама |
Примеры |
сельское хозяйство |
розничная торговля, производство одежды, обуви |
производство стали, автомобилей; машиностроение |
местные предприятия общественного пользования |
1 Илышев А.М. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России / А.М.Илышев, Н.Н.Илышева, Т.С.Селевич. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010. - 479с
2 Князева И.В. Изменение формы и характера конкуренции на инновационных рынках и мер антимонопольного регулирования / И.В.Князева, О.А.Лукашенко // Инновации. - 2009. - N 11. - С.62-66
3 Коновалов В.В. Развитие конкурентных преимуществ - основа успеха / В.В.Коновалов, И.В.Цомаева // ЭКО. - 2008. - N 6. - С.115-128
4 Гаврилова А.А. Механизм конкуренции и ценообразования на мировом рынке нефти // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2012. - N 2. - С.54-81
5 Одесс В. Конкуренция - двигатель экономики рыночного типа // Маркетинг. - 2008. - N 5. - С.3-8
6 Важенина И. Горизонты территориальной конкуренции в современном экономическом пространстве / И.Важенина, С.Важенин // Общество и экономика. - 2011. - N 3. - С.67-85