Безработными
признаются трудоспособные граждане,
которые не имеют работы и заработка,
зарегистрированы в органах службы
занятости в целях поиска подходящей
работы, ищут работу и готовы приступить
к ней. При этом в качестве заработка
не учитываются выплаты выходного
пособия и сохраняемого среднего
заработка гражданам, уволенным
из организаций независимо от их организационно-правовой
формы и формы собственности в связи с
ликвидацией, сокращением численности
или штата /2/.
Государство
гарантирует гражданам Российской
Федерации:
-
свободу выбора рода деятельности,
в том числе работы с разными
режимами труда;
-
охрану труда, правовую защиту
от необоснованного увольнения
или необоснованного отказа в
приеме на работу в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о труде;
-
бесплатное содействие в подборе
подходящей работы и трудоустройстве
при посредничестве органов службы
занятости.
Государство
гарантирует безработным гражданам:
-
бесплатные профессиональную ориентацию,
профессиональную подготовку, переподготовку
и повышение квалификации по
направлению органов службы занятости;
-
обеспечение социальной поддержки;
-
компенсацию в соответствии с
законодательством Российской Федерации
материальных затрат в связи
с направлением на работу (обучением)
в другую местность по предложению
органов службы занятости;
-
бесплатные медицинское обслуживание
и медицинское освидетельствование
при приеме на работу и направлении
на обучение;
-
возможность заключения срочных
трудовых договоров (контрактов)
на участие в оплачиваемых
общественных работах, организуемых
с учетом возрастных и иных
особенностей граждан.
Регулирование
и организация занятости населения
в РФ осуществляется следующим образом:
В
целях содействия полной, продуктивной
и свободно избранной занятости
населения государство осуществляет:
-
разработку мер финансово-кредитной,
инвестиционной и налоговой политики,
направленных на рациональное
размещение производительных сил,
повышение мобильности трудовых
ресурсов, развитие временной и
самостоятельной занятости, поощрение
применения гибких режимов труда, и других
мер, способствующих сохранению и развитию
системы рабочих мест;
-
правовое регулирование в области
занятости на основе соблюдения
законных прав и интересов
граждан и соответствующих государственных
гарантий, дальнейшее совершенствование
законодательства о занятости
населения;
-
разработку и реализацию федеральной
и территориальных программ содействия
занятости населения;
-
создание федеральной государственной
службы занятости населения.
Существует
Федеральная государственная служба
занятости населения, которая является
организационно самостоятельной службой
на территории Российской Федерации. Её
работу возглавляет и организует
соответствующий федеральный орган
исполнительной власти, который для
осуществления своих полномочий
создает территориальные органы.
Территориальные органы службы занятости
не являются структурными подразделениями
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления. Органы
службы занятости совместно с
органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления осуществляют
разработку и реализацию государственной
политики в области содействия занятости
населения.
Таким
образом, в Российской Федерации
действует многоуровневая система
обеспечения занятости населения,
призванная решать вопросы, связанные
с обеспечением полной занятости
экономически активного населения
в стране.
1.3.
Основные предпосылки
создания Государственной
Службы Занятости
Населения, и её
функции
Основная
задача проводимой высшими органами
власти РФ социальной политики - максимальное
поддержание уровня жизни населения
и усиление мер по социальной защите
граждан, остающихся без работы. Для
ее выполнения разработана Государственная
программа занятости населения,
в которой предусмотрены организационные
и экономические меры по управлению
трудовыми ресурсами, отражена политика
на рынке труда за очередной год,
намечены совместные действия структур
государственного управления разного
территориального подчинения в решении
конкретных задач.
В
рамках этой программы в 1991 году и
была создана Государственная служба
занятости населения, функции и
сферы деятельности которой мы сейчас
и рассмотрим.
В
экономической и хозяйственной
практике нашей страны вопросы управления
трудовыми ресурсами в различных
формах решались всегда. Возникновение
современной службы занятости произошло
на базе четкой системы распределения
трудовых ресурсов. Основными ее видами
являлись:
-
распределение выпускников средних
специальных и высших учебных
заведений;
-
организованный набор рабочих;
-
сельскохозяйственное переселение
семей;
-
общественные призывы;
-
самостоятельный прием предприятием
работника;
-
деятельность органов трудоустройства
населения.
Некоторые
из этих форм распределения и перераспределения
рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались
и передали свои функции службе занятости
населения. Система органов трудоустройства
населения начала формироваться
во второй половине 1960-х годов. Экономическая
потребность в создании этой службы
возникла по целому ряду причин. Во-первых,
такие традиционные формы комплектования
важнейших хозяйственных объектов
кадрами, как оргнабор, переселение
и общественные призывы, были ориентированы
на территориальные перемещения трудовых
ресурсов, а проблема комплектования кадрами
предприятия отдельного города жителями
того города осталась без внимания. Во-вторых,
возросли потери рабочего времени, связанные
с поиском работы, а также нерациональные
перемещения рабочей силы, связанные с
текучестью кадров. Население города не
имело информации о предложении рабочих
мест в городе. Всеми этими проблемами
и должна была заняться служба трудоустройства.
Сначала подразделения службы назывались
"Бюро по трудоустройству населения"
и имелись всего в нескольких городах
страны. Они занимались тем, что выявляли
потребность предприятий в кадрах, публиковали
объявления в местной печати и давали
направления на предприятия для трудоустройства
обратившихся к ним гражданам. Такая служба
носила, в основном, информационный характер.
Направления граждан на предприятия не
всегда заканчивались трудоустройством
- предприятие не обязано было это делать.
Сами предприятия предоставляли в службу
далеко не полные сведения о свободных
местах - в основном это были места для
работников низшей квалификации, с тяжелыми
и вредными условиями труда. Поэтому возникла
потребность преобразовать службу организованного
трудоустройства из информационной в
орган распределения трудовых ресурсов.
При этом значительно расширились и права,
и обязанности службы трудоустройства,
а ее подразделения получили название
"Государственное бюро по трудоустройству
и информации населения" (ГБТИН). Однако
служба не смогла так организовать свою
работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся
были заинтересованы в ее услугах, чтобы
обращение в службу было не фиктивным
и не принудительным3.
Следующим
шагом на пути преобразования службы
трудоустройства было создание на базе
существующих ГБТИН центров (бюро) по
трудоустройству, переобучению и профориентации
граждан. Оно было осуществлено в 1988 году.
Центры создавались как хозрасчетные
региональные организации, работающие
под руководством местных Советом народных
депутатов по договорам и в сотрудничестве
с предприятиями и учреждениями. Они занимались
учетом движения трудоспособного населения,
созданием банков данных о потребностях
и источников рабочей силы, информированием
населения о вакансиях, проведением работы
по трудоустройству незанятого населения,
комплектованием необходимыми кадрами
предприятий, профориентационной работой
и консультацией всех групп населения
по подбору и перемене профессии, организации
переобучения и повышения квалификации
работников. При создании системы центров
по трудоустройству, переобучению и профориентации
населения значительно расширились функции
и задачи существующей ранее службы трудоустройства.
Принципиальным отличием явилось также
и то, что на смену относительно разрозненным
ГБТИН должна была быть создана общегосударственная
система трудоустройства, охватывающая
уровни, начиная с союзного, республиканского,
краевого, областного и заканчивая городским.
Именно эта общегосударственная система
трудоустройства явилась реальным предшественником
современной государственной службы занятости
населения.
Однако
на современном этапе для преодоления
упрощенного подхода к решению
проблем занятости, осуществления
глубокого анализа тенденций
на рынке труда, прогноза на будущее,
оценке реальных масштабов безработицы
и ее социально-политических последствий
необходимы новые структуры управления
занятостью, отвечающие потребностям
общества.
Для
реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам соответствующих
гарантий в РФ на базе действующих
центров по трудоустройству, переобучению
и профориентации населения создана
Государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения
потребовало понятие занятости.
С одной стороны, признается законной
добровольная незанятость граждан. Она
не может, как раньше, осуждаться обществом
или служить основанием для привлечения
человека к административной или уголовной
ответственности. С другой стороны - незанятость
человека, который ищет работу. Именно
эта категория населения должна находиться
в поле зрения государства, призванного
обеспечить каждому гражданину его конституционное
право на труд. Соответственно нужно решать
проблему организации учета незанятого
населения, необходимо из миллионов незанятых
выделить тех, кто оказался в такой ситуации
вынуждено. Законодательство предусматривает
обязанность вынуждено незанятого гражданина
заявить об этом. Это один из новых принципов,
определяющих правила поведения гражданина
и государства на рынке труда: не государство
выявляет неработающих, а незанятый гражданин
сам обращается за помощью к государству,
а именно в Государственную службу занятости.
Человека регистрируют как лицо, ищущее
работу. И с этого момента у государства
наступает обязанность в течение 10 календарных
дней предоставить ему подходящую работу.
Если по истечении этого периода предложений
о подходящей работе нет, то он приобретает
статус безработного и начинает получать
государственное пособие.
Таким
образом, государственная служба занятости
является структурой специальных государственных
органов, призванных обеспечить координацию,
решение вопросов занятости населения,
регулировать спрос и предложение
на рабочую силу, содействовать неработающим
гражданам в трудоустройстве, организации
их профессиональной подготовки, оказании
социальной поддержки безработным.
Услуги предоставляются службой
занятости бесплатно4. Функции
Государственной службы занятости значительно
расширились по сравнению с функциями
ранее действовавшей системы трудоустройства
населения.
2.1
Анализ состояния занятости
Московской области
На
сегодня численность трудоспособного
населения по Московской области
составляет приблизительно 3,5 млн. человек
(почти половина от общего количества
жителей). Из них более 200 тыс. ищут работу.
Наиболее высок уровень безработицы
в Лотошинском (15,2 %), Шаховском (15 %),
Шатурском (12,3 %) и Зарайском (11 %) районах.
Ситуация, когда чуть не каждый десятый
— безработный, более чем тревожна.
Большинство трудоустроенных работают
в таких отраслях, как промышленность
(26,1 %), образование (9,3 %), торговля и общественное
питание (8,7 %), жилищно-коммунальное хозяйство
(8,4 %). Почти три четверти — на
крупных и средних предприятиях.
По данным Департамента, ситуация,
в принципе, стабильна. По сравнению
с 2009 годом, в 2010 году спрос
на рабочую силу хотя и ненамного,
но увеличился, а количество предложений
рабочей силы на рынке труда
уменьшилось, что говорит о
процессе постепенного решения
проблемы безработицы и увеличения
количества рабочих мест.
Острой остается вопрос миграции
населения на работу и учебу
из Подмосковья в столицу и
близлежащие области. Многие ежедневно
тратят на дорогу по шесть
часов. На подобные подвиги
людей толкает множество причин,
в том числе низкие зарплаты,
невозможность устроиться на
работу по специальности и
другие. Но первопричиной, несомненно,
является экономическая ситуация
в том или ином регионе.
Большинство зарегистрированных
безработных (59 %) — люди в возрасте
от 30 до 50 лет, т. е. категория
граждан, составляющих основной
трудоспособный фонд государства.
Среди молодежи от 18 до 24 лет безработных
17 %, от 25 до 29 лет — 9 %. Практически
каждый десятый житель Подмосковья
предпенсионного возраста также
не может найти работу.