Влияние государства на рыночную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Влияние государства на рыночную экономику, роль и функции государственного регулирования рынка всегда были вопросами острой дискуссии в науке и практике хозяйственной деятельности.
В данной работе рассмотрены проблемы вмешательства государства с помощью внешних и внутренних рычагов в функционирование рыночной экономики. Регуляторная политика и государственный контроль за процессами, происходящими в рыночной экономике.
Раскрыты процессы регулирования государством различных экономических систем, показано становление и развитие системы государственного регулирования, ее недостатки, функции государства в экономике, а также методы и средства государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение.
1 Государство в различных экономических системах.
1.1 Место и функции государства.
1.2 Теории государственного регулирования. Классическая и кейнсианская теории государственного регулирования.
2 Государственное регулирование рыночной экономики.
2.1 Цели и функции государственного регулирования экономики.
2.2 Внешние побочные эффекты.
2.3 Создание инфраструктуры экономики. Перераспределение доходов.
3 Средства государственного регулирования экономики.
3.1 Административные методы регулирования экономики.
3.2 Бюджетно-налоговая политика.
3.3 Государственное программирование.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(экономическая теория).docx

— 88.03 Кб (Скачать файл)

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию выплаты пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в современной рыночной экономике выполняет также такую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, за- крепление и поддержание показателей функционирования хозяйства на определенном уровне. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся изменение государственных расходов, налогов и др.

Фискальная политика – это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится  создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит политику либо либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики. Современная экономика базируется на проведении эффективной научно-технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. Дальнейшее развитие рыночной экономики, формирование «экономики знаний» предполагает еще большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей и др. Вместе с тем частный бизнес не заинтересован в теоретических исследованиях, поскольку их нельзя непосредственно использовать в практической деятельности и получать прибыль. Поэтому фундаментальная наука, осуществление общей научно-технической и инновационной политики возлагаются на государство.

Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма.

 

 

 

3 Средства  государственного регулирования  экономики.

Средства государственного регулирования подразделяются на  административные и экономические.

 

3.1 Административные методы регулирования  экономики.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно охарактеризовать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах  производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

       Административные  средства регулирования в развитых  странах с рыночной экономикой  используются в незначительных  масштабах. Их сфера деятельности  ограничивается в основном на  охране окружающей среды, создании  условий для социально слабо  защищенных слоев населения и  обеспечении конкурентной среды. Основные инструменты  государственного  регулирования:

  • фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;
  • денежная политика;
  • политика регулирования доходов;
  • социальная политика;
  • государственное регулирование ценообразования;
  • внешнеэкономическое регулирование.

 

 

3.2 Бюджнтно-налоговая политика.

     Экономические средства  государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики. Самостоятельным  комплексным инструментом регулирования  является государственный сектор  в экономике. Основные экономические  средства - это:

  • регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  • установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
  • операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и их погашение.

      При помощи этих  инструментов государство стремится  изменить соотношение спроса  и предложения на финансовом  рынке в нужном направлении. Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами  бюджетной политики.

     Главным инструментом  мобилизации финансовых средств  для покрытия государственных  расходов являются налоги. Они  также широко используются для  воздействия на деятельность  субъектов хозяйства. Государственное  регулирование при помощи налогов  зависит в решающей степени  от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также  от видов и размеров налоговых  льгот. Налоги в государственном  регулировании экономики играют  две роли:

       а) это главный  источник финансирования государственных  расходов;

       б) это инструмент  регулирования. В задачу государственных  бюджетных органов входит не  просто обложить налогами источники  поступления, но и создать тонкий  механизм воздействия на хозяйственное  поведение.

     Особое место среди  средств государственного регулирования, осуществляемых с помощью налогов, занимает   ускоренное амортизационное  списание основного капитала  и связанные с ним образование  и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения  Министерства финансов. Ускоренное  амортизационное списание основного  капитала в современных условиях  является одним из важнейших  средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике  и важным инструментом воздействия  на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного  списания, государственные регулирующие  органы определяют ту часть  чистой прибыли, которая может  быть освобождена от уплаты  налогов путем включения в  издержки производства и затем  перечислена в амортизационный  фонд для финансирования в  дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно  публикуются. Перед нами сильный  рычаг государственного регулирования  инвестиций - освобождение прибылей  от налогов, укрытие их в амортизационном  фонде с целью принудительного  использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания  основного капитала имеет ряд  иных последствий:

  • дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается.
  • ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.

     Варьирование норм  ускоренного амортизационного списания  основного капитала широко используется  во всех развитых странах как  средство государственной конъюнктуры  и структурной политики, а также  для стимулирования научных исследований  и внедрения их результатов  в производство. Эффект амортизационных  отчислений хорошо заметен в  годы благоприятной конъюнктуры, когда в экономике не наблюдается  кризисных и застойных явлений. Льготы по ускоренному амортизационному  списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.

     Государственные капиталовложения  осуществляются в значительной  мере в государственном секторе  экономики, играющем важную роль  в государственном регулировании. Государственный сектор включает  в себя комплекс хозяйственных  объектов, целиком и полностью  принадлежащих государству, функционирование  которых всегда выгодно для  экономики страны, но не выгодно  с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это  объекты инфраструктуры, которые  в основном не рентабельны, а  также предприятия в сырьевых  и энергетических отраслях, где  требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Другая часть государственного  сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать госсектор для решения общегосударственных задач. Активно используется госсектор как средство государственного регулирования. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор экономики растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. Госсектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. Госсектор, таким образом,  служит целям повышения эффективности народного хозяйства.

    Также осуществляется  и внешнеэкономическое регулирование. Это меры стимулирования экспорта  товаров, услуг, капиталов, научно-технического  опыта. Кредитование экспорта, гарантирование  экспортных кредитов и инвестиций  за рубежом, введение или отмена  пошлин во внешней торговле; меры  по привлечению или ограничению  доступа иностранного капитала  в экономику страны, привлечение  в страну иностранной рабочей  силы, участие в международных  экономических организациях, интеграционных  межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной  экономической политики могут  употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с  разной интенсивностью. В зависимости  от характера целей будет меняться  место того или иного инструмента  в арсенале средств государственного  регулирования в конкретный период.

 

3.3 Государственное программирование.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов регулирования.

Государственное программирование — это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др. Существуют различные виды государственных программ. В зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов (См. таблицу 1.).

Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3—5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет. Такие программы разрабатываются во многих странах.

Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.

Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования.

Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих).

Информация о работе Влияние государства на рыночную экономику