Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 01:10, курсовая работа
Влияние государства на рыночную экономику, роль и функции государственного регулирования рынка всегда были вопросами острой дискуссии в науке и практике хозяйственной деятельности.
В данной работе рассмотрены проблемы вмешательства государства с помощью внешних и внутренних рычагов в функционирование рыночной экономики. Регуляторная политика и государственный контроль за процессами, происходящими в рыночной экономике.
Раскрыты процессы регулирования государством различных экономических систем, показано становление и развитие системы государственного регулирования, ее недостатки, функции государства в экономике, а также методы и средства государственного регулирования экономики.
Введение.
1 Государство в различных экономических системах.
1.1 Место и функции государства.
1.2 Теории государственного регулирования. Классическая и кейнсианская теории государственного регулирования.
2 Государственное регулирование рыночной экономики.
2.1 Цели и функции государственного регулирования экономики.
2.2 Внешние побочные эффекты.
2.3 Создание инфраструктуры экономики. Перераспределение доходов.
3 Средства государственного регулирования экономики.
3.1 Административные методы регулирования экономики.
3.2 Бюджетно-налоговая политика.
3.3 Государственное программирование.
Заключение.
Список использованных источников.
Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию выплаты пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.
Государство в современной рыночной экономике выполняет также такую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, за- крепление и поддержание показателей функционирования хозяйства на определенном уровне. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся изменение государственных расходов, налогов и др.
Фискальная политика – это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей.
К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).
Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит политику либо либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.
Одной из функций государства в рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики. Современная экономика базируется на проведении эффективной научно-технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. Дальнейшее развитие рыночной экономики, формирование «экономики знаний» предполагает еще большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей и др. Вместе с тем частный бизнес не заинтересован в теоретических исследованиях, поскольку их нельзя непосредственно использовать в практической деятельности и получать прибыль. Поэтому фундаментальная наука, осуществление общей научно-технической и инновационной политики возлагаются на государство.
Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма.
3 Средства
государственного
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
3.1
Административные методы
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно охарактеризовать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.
Административные
средства регулирования в
3.2 Бюджнтно-налоговая политика.
Экономические средства
государственного
При помощи этих
инструментов государство
Главным инструментом
мобилизации финансовых
а) это главный
источник финансирования
б) это инструмент
регулирования. В задачу государственных
бюджетных органов входит не
просто обложить налогами
Особое место среди
средств государственного
Варьирование норм
ускоренного амортизационного
Государственные
Также осуществляется
и внешнеэкономическое
3.3 Государственное
Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов регулирования.
Государственное программирование — это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др. Существуют различные виды государственных программ. В зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов (См. таблицу 1.).
Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3—5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет. Такие программы разрабатываются во многих странах.
Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.
Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования.
Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих).
Информация о работе Влияние государства на рыночную экономику