Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 01:10, курсовая работа
Влияние государства на рыночную экономику, роль и функции государственного регулирования рынка всегда были вопросами острой дискуссии в науке и практике хозяйственной деятельности.
В данной работе рассмотрены проблемы вмешательства государства с помощью внешних и внутренних рычагов в функционирование рыночной экономики. Регуляторная политика и государственный контроль за процессами, происходящими в рыночной экономике.
Раскрыты процессы регулирования государством различных экономических систем, показано становление и развитие системы государственного регулирования, ее недостатки, функции государства в экономике, а также методы и средства государственного регулирования экономики.
Введение.
1 Государство в различных экономических системах.
1.1 Место и функции государства.
1.2 Теории государственного регулирования. Классическая и кейнсианская теории государственного регулирования.
2 Государственное регулирование рыночной экономики.
2.1 Цели и функции государственного регулирования экономики.
2.2 Внешние побочные эффекты.
2.3 Создание инфраструктуры экономики. Перераспределение доходов.
3 Средства государственного регулирования экономики.
3.1 Административные методы регулирования экономики.
3.2 Бюджетно-налоговая политика.
3.3 Государственное программирование.
Заключение.
Список использованных источников.
Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).
Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществление и контроль над их исполнением. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
Государственные программы носят рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование — это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.
Заключение.
Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам государственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях.
Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.
И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.
Все реально функционирующие сегодня экономические системы - это системы «смешанные», то есть они включают в себя два звена: рынок и государство. Каждое из этих звеньев выполняет свои, присущие только ему функции. Необходимость этих звеньев хозяйственного механизма сегодня никто не оспаривает. Спор в экономической науке идет лишь вокруг вопроса о границах и направлениях государственного вмешательства в экономику.
В ходе работы поставленная цель была достигнута, задачи были выполнены.
Основные инструменты государственного регулирования экономики можно разделить на административные и экономические. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Они бывают такие:
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные экономические средства это:
Список использованных источников.
Приложение.
Таблица 1.
Критерии классификации |
Виды государственной программы |
Временной период программы |
Краткосрочная программа Среднесрочная программа Долгосрочная программа |
Объект программирования |
Общегосударственные программы Региональные программы Целевые программы Отраслевые программы Чрезвычайные программы |
Информация о работе Влияние государства на рыночную экономику