Влияние изменений таможенных тарифов в России на уровень цен
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:44, курсовая работа
Описание работы
Таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего товарного рынка при его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу. Цены определяют структуру производства, оказывают влияние на распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические аспекты влияния таможенных тарифов на цены товаров и услуг …………………………………………………………………...5 1.1Таможенная пошлина как экономическая категория……………………...5 1.2Таможенные пошлины и их виды…………………………………………....8 1.3 Влияние таможенных тарифов на уровень цен товаров и услуг ………...25 Глава 2. Анализ влияния изменения таможенных тарифов на цены в России за 2010-2012 гг. (на примере рынка поддержанных автомобилей)…………..28 2.1Динамика цен на подержанные автомобили 2012г……………………….28 2.2Импорт легковых автомобилей в Россию.………………………………...29 2.3 Влияние таможенных тарифов на цену ввозимых автомобилей…………37 Глава 3. Проблемы и тенденции развития таможенного тарифа на ввозимые автомобили……………………………………………………………………….41 Заключение……………………………………………………………………….45 Список литературы………………………………………………………………48
Иные специальные таможенные
режимы, касающиеся перемещения основном
в интересах государственных органов
либо в целях проведения аварийно-спасательных
операций.
3. Влияние таможенных тарифов на уровень цен товаров и услуг
Ввозные пошлины оказывают
влияние на уровень и динамику национальных
цен. Широко распространено мнение, что
уровень пошлин оказывает прямое влияние
на уровень национальных цен, что между
ними существует прямая пропорциональная
зависимость: снижение пошлин приводит
к снижению внутренних цен, а повышение
их - к росту цен.
На самом деле между таможенными
ввозными пошлинами и ценами существуют
весьма сложные связи и количественные
зависимости.8
Во-первых, ввозные пошлины
являются тем элементом, который служит
базой для расчета косвенных налогов,
например НДС, и других элементов цены.
Эти элементы цены изменяются, как правило,
прямо пропорционально изменению ставок
ввозных пошлин. Но под влиянием спроса
и предложения пропорции между изменением
пошлин и изменением этих элементов цены
могут быть нарушены: при благоприятном
для продавцов соотношении между спросом
и предложением рост цен может опередить
рост ставок пошлин и прочих элементов
цены, базой для расчета которой являются
пошлины; при превышении предложения над
спросом рост внутренних цен может быть
минимальным и не обеспечить зависящих
от пошлин элементов цены пропорционально
росту пошлин. Следовательно, зависимость
между изменением пошлин и внутренних
цен, несомненно, существует, но она не
всегда принимает форму прямой пропорциональности.
Во-вторых, ввозные пошлины
влияют на объемы импорта и национального
производства, на баланс спроса и предложения.
Это влияние зависит от ряда факторов
и принимает сложные формы, что может быть
обусловлено спецификой производства
и реализации товаров.
Например, некоторые товары
могут не производиться в стране и потребность
в них обеспечивается исключительно за
счет импорта. Уровень пошлин и их изменение
влияют на размеры импорта и соответственно
на баланс спроса и предложения конкретного
товара на Российском рынке. Но в большинстве
случаев импортируемый товар производится
также и на национальных предприятиях
внутри страны. Таможенные пошлины влияют
на спрос и предложение двояко: они регулируют
масштабы ввоза и вместе с тем оказывают
влияние на динамику внутреннего производства.
При оценке влияния ввозных пошлин на
внутренние цены надо принимать оба эти
фактора.
В-третьих, уровень пошлин оказывает
влияние и на динамику внутренних издержек
производства товаров. Динамика ввозных
пошлин влияет на объем внутреннего производства,
определяя тем самым влияние эффекта масштаба
производства (единичного, мелко-, средне-,
крупносерийного или массового) на динамику
внутренних издержек. Этот фактор имеет
исключительно большое значение при оценке
влияния пошлин на состояние внутреннего
производства и его эффективность, от
которых, в конечном счете, зависят национальные
издержки и цены.9
Влияние ввозных пошлин на внутренние
цены определяется не только общим уровнем
этих пошлин, но и их оптимальностью: система
пошлин должна способствовать развитию
и повышению конкурентоспособности и
эффективности внутренней экономики,
что и должно обеспечить наиболее благоприятные
для национальной экономики и потребителей
страны внутренние цены. Уровень и динамика
внутренних цен будут определяться состоянием
и эффективностью национальной экономики.
Уровень пошлин может рассматриваться
в качестве одного из факторов, содействующих
достижению этой эффективности.10
Следует учитывать, что таможенные
пошлины вносят диспропорции в сферу производства
и потребления и чаще всего снижают благосостояние
каждой из торгующих стран, в том числе
и той, которая их применяет. При этом таможенные
пошлины всегда выгодны производителям
товаров, конкурирующим с импортом, даже
если совокупное благосостояние граждан
страны снижается, что создает стимулы
для активного лоббирования. Как правило,
импортные пошлины не являются оптимальными
инструментами для достижения намеченных
целей экономической политики. Использование
таможенных пошлин является наиболее
оправданным в следующих случаях: если
страна способна оказывать влияние на
мировые цены импортируемого товара;
когда в экономике страны существуют проблемы,
которые не могут быть разрешены с помощь
других инструментов экономической политики.
Кроме того, в отдельных случаях временная
поддержка отечественных производителей
с помощью таможенных пошлин может способствовать
развитию новых отраслей, которые слишком
слабы, чтобы конкурировать с занимающими
прочные рыночные позиции иностранными
конкурентами.11
Глава 2. Анализ влияния изменения таможенных
тарифов на цены в России за 2010-2012 гг. на
примере рынка поддержанных автомобилей
2.1. Динамика цен на подержанные
автомобили 2012г
Автомобильная промышленность
в экономике развитых стран является сейчас
ведущей отраслью машиностроения. Это
связано, во-первых, с тем, что автомобиль
становится предметом первой необходимости
для решения различных хозяйственных
задач; во-вторых, автомобильная промышленность
является наукоемкой и высокотехнологичной.
Она «тянет» за собой многие другие
отрасли, предприятия которых выполняют
ее многочисленные заказы. Инновации,
внедряемые в автомобильной промышленности,
неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать
и свои производства. В силу того, что таких
отраслей достаточно много, то в итоге
наблюдается подъем всей промышленности,
а, следовательно, и экономики в целом.
В-третьих, автомобильная промышленность
во всех развитых странах относится к
числу наиболее прибыльных отраслей экономики,
так как она способствует повышению товарооборота
и приносит в казну государства немалые
доходы за счет продаж, как на внутреннем,
так и на мировом рынке. В-четвертых, автомобильная
промышленность является стратегически
важной отраслью. Развитие этой отрасли
делает страну экономически сильной и
потому более независимой. Широкое
использование лучших образцов автомобильной
техники в армии, бесспорно, повышает
оборонную мощь страны. Все это в совокупности
выводит автомобильную промышленность
на одну из передовых позиций в мировой
экономике.12
Согласно данным аналитического
агентства «АВТОСТАТ», количество продаж
автомобилей на вторичном рынке в феврале
2012 года составило 357,1 тысячи, что на 20%
больше, чем в феврале прошлого года,
когда новых владельцев обрели 297 тысяч
машин.
На долю лидера среди марок
вторичного рынка – LADA пришлось почти
34% продаж. Лидер модельного рейтинга -
вазовская «семерка» LADA 2107 (13,9 тыс. шт.)
лишь немного опережает «деcятку» LADA 110
(13,8 тыс. шт.).
Среди иномарок еще долго никто
не догонит Toyota (45,8 тыс. шт.), на долю которой
приходится 13% рынка «секонд-хенда». Третью
строчку в общем зачете, и вторую среди
иномарок занимает Nissan (18,2 тыс. шт.). В ТОП-10
вторичного авторынка также попали Ford,
Chevrolet, Mitsubishi, Honda, Hyundai, Volkswagen и Opel.
Аналитики отмечают, что в феврале
2012 года более чем в два раза выросли продажи
подержанных «Приор» - с 2 тыс. в 2011 до 4,2
тыс.шт. в этого года. Можно предположить,
что часть владельцев LADA 2170 решила пересесть
на новую вазовскую модель LADA Granta.
По итогам в модельном
ряду подержанных иномарок лидер прежний
- Toyota Corolla. На втором месте среди российского
«секонд-хенда», по-прежнему, Ford Focus.
Третью строчку продолжает удерживать
немецкий «народный автомбиль» Volkswagen
Passat. В ТОП-10 подержанных иномарок,
как и в январе, попали Daewoo Nexia, еще две
Toyota - Land Cruiser и Camry, Mitsubishi Lancer, Hyundai Accent, Chevrolet
Niva и Renault Logan.13
2.2. Импорт легковых автомобилей
в Россию
Таможенная политика России
направлена на активизацию международных
экономических отношений, содействие
развитию внешней торговли, защиту экономики
страны от неблагоприятного воздействия
иностранной конкуренции, совершенствование
таможенной политики.
Таможенные органы РФ определяются
как органы, непосредственно осуществляющие
таможенное дело.
Деятельность таможенных органов
основывается на концептуальных подходах
к решению поставленных задач. Концептуальная
регламентация основных направлений таможенной
политики должна стать узаконенной системой
взглядов российского государства на
защиту экономики страны, создание условий,
способствующих ускорению товарооборота
через таможенную границу, обеспечение
охраны прав и интересов субъектов внешней
торговли.
Таможенные органы являются
частью правоохранительных органов, осуществляющих
защиту экономического суверенитета и
экономической безопасности государства.
На них возлагается таможенное дело, под
которым понимается таможенная политика
РФ, а также порядок и условия перемещения
через таможенную границу товаров и транспортных
средств, взимание таможенных платежей,
таможенного оформления, таможенный контроль
и другие средства проведения таможенной
политики в жизнь. Таможенной границей
являются пределы таможенной территории
России, параметры свободных экономических
зон и свободных складов.
Вместе с тем таможенные органы
Российской Федерации обеспечивают законность
и правопорядок, защиту прав и интересов
граждан, организаций, государства и общества.
В случаях нарушения таможенных правил
и налогового законодательства, контрабанды
применяют государственное принуждение,
привлекают нарушителей к административной
и уголовной ответственности.
Как видим деятельность таможенных
органов преследует как правоохранительные,
так и экономические цели.
Правоохранительные цели направлены
на обеспечение безопасности государства,
жизни и здоровья людей, окружающей природной
среды.
Экономические - на пополнение
доходной части государственного бюджета
за счет взимания таможенных платежей,
стимулирование отечественной экономики,
защиту интересов национальных производителей
путем установления квот, ограничений,
таможенных тарифов.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации таможенное дело
является исключительной монополией государства,
которое обеспечивается:
Единой таможенной политикой
государства;
Единством таможенной территории
и таможенной границы;
Единой системой таможенных
органов государства и общей регламентацией
их деятельности.
Правовая основа деятельности
таможенных органов, их организация определяется
Таможенным кодексом РФ, а также другими
законами, в частности, Федеральным законом
"О службе в таможенных органах РФ",
Закон РФ "О таможенном тарифе", подзаконными
актами и международными договорами. В
тех случаях, когда международным договором
РФ установлены иные правила, нежели предусмотренные
российским таможенным законодательством,
то в соответствии с Конституцией Российской
Федерации применяются правила международного
договора.
На основании вышеизложенного
можно сказать, что задачами таможенных
органов являются: участие в разработке
таможенной политики России; реализация
этой политики; организация и совершенствование
таможенного дела; обеспечение экономической
безопасности и единства таможенной территории
РФ; защита экономических интересов РФ;
обеспечение участия РФ в международном
сотрудничестве по таможенным вопросам.
Таможенные органы составляют
единую централизованную систему, в которую
входят:
Государственный таможенный
комитет РФ;
региональные таможенные управления
РФ;
таможни;
таможенные посты.
В систему таможенных органов
входят также таможенные лаборатории,
научно-исследовательские учреждения,
образовательные учреждения, вычислительные
центры и другие предприятия и организации,
подведомственные Государственному таможенному
комитету РФ.
Возглавляет систему таможенных
органов Государственный таможенный комитет,
которым руководит Председатель, назначаемый
на должность и освобождаемый от нее Президентом
РФ. Заместители Председателя назначаются
на должность Правительством РФ. При Председателе
образована коллегия в качестве совещательного
органа, рассматривающая важнейшие вопросы
таможенного дела. В ее состав входят,
помимо Председателя и его заместителей,
другие руководящие работники таможенных
органов. При Государственном таможенном
комитете действует также Консультативный
совет по таможенной политике.
Государственный таможенный
комитет осуществляет руководство нижестоящими
таможенными органами. Структурно он состоит
из управлений и отделов, каждый из которых
осуществляет деятельность в каком-либо
одном направлении. В его состав входят
такие подразделения, как Управление организации
таможенного контроля, Управление по борьбе
с контрабандой и нарушениями таможенных
правил, Правовое управление, Таможенное
управление, Управление федеральных таможенных
доходов, Управление таможенной статистики
и анализа, Отдел валютного контроля, Отдел
собственной безопасности. Относительно
недавно в Государственном таможенном
комитете создан Оперативный центр, осуществляющий
организацию оперативной деятельности
по борьбе с преступлениями в сфере таможенного
дела. Государственный таможенный комитет
РФ осуществляет организационные и контрольные
функции, определяет структуру таможенной
системы, реорганизует и ликвидирует таможенные
управления, таможни, определяет их правовой
статус.
Региональные таможенные управления
создаются для осуществления организации
таможенного дела, руководства таможнями
и таможенными постами на определенной
территории, не совпадающей с административно-территориальным
делением РФ. Они осуществляют финансирование
подчиненных таможенных органов, взаимодействие
с органами местного самоуправления, другими
правоохранительными органами, коммерческими
структурами. В настоящее время создано
10 региональных таможенных управлений:
Северо-Западное, Дальневосточное, Северо-Кавказское,
Восточно-Сибирское, Поволжское, Уральское,
Московское, Западно-Сибирское, Дагестанское
и Татарское.
Таможнями являются государственные
органы, через которые осуществляется
ввоз в страну и вывоз с ее территории
экспортируемых и импортируемых товаров,
багажа, почтовых отправлений и других
грузов. Границы деятельности таможни
определяет Государственный таможенный
комитет, он же осуществляет их создание
и ликвидацию. Существуют пограничные
таможни, создаваемые на таможенной границе,
внутренние таможни, создаваемые в глубине
территории страны. Таможни также подразделяются
на сухопутные, морские, речные и воздушные.
Таможня является юридическим лицом, имеет
свою печать и счета в банках.