Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 06:12, курсовая работа
Целью работы является изучение кадровой политики в процессе реформирования государственного управления в России. Задачами работы являются:
- изучить современные методы кадровой политики – российский и мировой опыт;
- проанализировать материальные и нематериальные стимулы деятельности государственных служащих;
- изучить методы подготовки и повышения государственных служащих;
- проанализировать проблемы и перспективы кадровой политики государственной службы РФ.
Введение
1. Понятие государственной кадровой политики
2. Принципы современной государственной кадровой политики
2.1 Принципы государственной кадровой политики
2.2 Принципы государственной кадровой политики в сфере государственной службы РФ
3. Субъекты и объекты государственной кадровой политики
3.1 Субъекты государственной кадровой политики
3.2 Объекты государственной кадровой политики
4. Мировой опыт кадровой политики в системе государственной службы
5. Проблемы и перспективы кадровой политики в системе государственной службы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Непосредственное участие
выражается через референдумы, выборы
высших, региональных и муниципальных
должностных лиц (Президента, губернаторов,
глав администраций муниципалитетов,
депутатов разных уровней). Опосредованное
участие реализуется через
Государство выступает главным субъектом кадровой политики, формирующим ее стратегию, основные принципы и цели. При этом должны учитываться интересы народа, социальных групп и слоев, права отдельного человека. Эта сложная задача решается путем распределения кадровых функций среди ветвей государственной власти.
Так, Федеральное Собрание не только выражает волю избирателей, но и придает кадровой политике легитимный характер, закрепляя законодательно ее основы и принципы, контролируя в определенной мере ее осуществление. Органы исполнительной власти участвуют в выработке и реализации ГКП в целом и в частности в многочисленных подчиненных организациях и учреждениях, где трудятся около 900 тысяч человек, что составляет 89% всего государственного аппарата. Следует отметить, что в законодательных органах Российской Федерации доля госслужащих составляет лишь 1%.
Судебная власть и прокуратура призваны контролировать соблюдение законности в работе с кадрами, осуществлять правовую и социальную защиту государственных и муниципальных служащих, всех работников.
Таким образом, каждая ветвь власти выступает в роли субъекта ГКП, наделенного определенными функциями и полномочиями. Президент России как всенародно избранный глава государства призван:
- интегрировать волю народа
и координировать действия
- определять приоритеты,
главные цели и задачи ГКП,
издавая соответствующие указы,
- обеспечивать согласованное
взаимодействие и
- назначать работников
на весьма широкий круг
В целях обеспечения
Статус субъектов ГКП имеют также органы власти республик, краев и областей, на которые возложены полномочия по реализации целей и принципов федеральной кадровой политики в регионе в процессе выработки и реализации региональной кадровой политики, отражающей специфические условия субъекта Федерации.
Более или менее активное влияние оказывают на ГКП политические партии, муниципальные органы власти и их объединения (Союз российских городов, Российский Союз местных властей и др.), профессиональные союзы работников различных отраслей, предпринимателей и товаропроизводителей, финансовые группы и банки.
Завершая краткий обзор
субъектов ГКП, следует обратить
внимание на негативную роль криминальных
структур, которые проявляют большую
заинтересованность в проникновении
во власть. Используя значительные
финансовые ресурсы, богатый арсенал
незаконных средств и методов, они
нередко устраняют неугодных
и неподкупных должностных лиц
и стремятся обеспечить продвижение
своих ставленников на ответственные
должности в органах
Многосубъектность ГКП, как, впрочем, любое демократическое достижение, усложняет процесс ее разработки и реализации, но вместе с тем при надлежащей организации обеспечивает более высокий уровень профессиональной подготовки, отбора и продвижения кадров.
3.2 Объекты ГКП
К объектам ГКП относятся
трудовые ресурсы страны, отдельные
группы и категории населения, кадровые
процессы и отношения, на которые
направлена деятельность субъектов
кадровой политики. Многообразие объектов
ГКП побуждает вводить
В центре внимания и непосредственного воздействия со стороны государства находятся персонал государственной службы, кадры аппарата органов власти, процессы и отношения, складывающиеся в органах власти и управления. Такое положение объясняется не только сложностью и ответственностью государственной службы вообще, но и особой ролью этого института в разработке и реализации курса реформ в нашем обществе, в интеграции общества и его устойчивом развитии.
В современной России взаимодействие субъектов и объектов кадровой политики нельзя признать отработанным и удовлетворительным. В социально-трудовой сфере возникают острые конфликты, вызванные спадом производства, ростом безработицы, задержками выплаты заработной платы, отсутствием достаточно четких критериев оценки труда и произволом администрации.
Одним из важнейших показателей
эффективности ГКП является утверждение
отношений социального
4. Мировой опыт кадровой политики в системе государственной службы
Исследуя международный опыт кадровой политики для государственной службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило, закреплен в соответствующих правовых документах. Обязательным условием для поступления на государственную службу является наличие базового образования и специальной профильной подготовки. Кроме того, для повышения профессиональных навыков в процессе карьерного роста государственный служащий регулярно должен посещать различные курсы переподготовки, повышения квалификации, проходить стажировки и т.д.
К концу прошлого века во многих развитых европейских и американских странах были созданы специальные программы подготовки кадров для государственной службы, которые укладываются в единый стандарт, получивший название MPA – Master of Public Administration. Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных странах, имеются существенные отличия, позволяющие говорить о нескольких различных подходах к подготовке государственных служащих.
В первую очередь выделяют
западно-европейскую и
Следует отметить, что западноевропейские традиции образования также имеют свои особенности, привнесенные адаптацией образовательных программ под местные политические и социально-экономические, а также культурные условия. В целом можно говорить о двух основных западноевропейских подходах к подготовке специалистов для государственной службы – англосаксонском и французском. Рассмотрим подробнее англосаксонский подход.
Основоположником этого
достаточно традиционного подхода
к подготовке кадров для государственной
службы является Великобритания. Однако
в дальнейшем наибольший вклад в
его развитие внесли немецкие ученые.
Такие всемирно известные имена,
как Лоренц фон Штейн, Роберт фон
Моль, Макс Вебер надолго оставили
за Германией пальму первенства в
области определения научных
и образовательных приоритетов
при подготовке государственных
служащих. В настоящее время
В чем особенности данного подхода?
Наиболее яркой является
правовая доминанта в общей системе
подготовки государственных служащих.
Базовое образование для
В Великобритании и Германии,
как и в большинстве других
стран Европы и Америки, происходит
реформирование государственной службы
под влиянием глобализационных процессов.
Качественная трансформация обязанностей
госслужащих заключается в
Следует отметить, что развитие лидерских качеств, склонность к инновациям и творческому решению поставленных задач традиционно считались ключевыми элементами подготовки кадров для частного бизнеса, а подобные навыки прививались в рамках программ MBA. Что же касается государственных служащих, то от них требовалось прежде всего умение четко выполнять инструкции, следовать процедурам, строго подчиняться приказам вышестоящего начальства. Инициатива не поощрялась. Однако в современном мире сложившиеся стереотипы морально устарели, а слепое следование им стало крайне отрицательно сказываться на качестве принимаемых государственными служащими решений. Повышение эффективности работы госслужащих неразрывно связано с развитием междисциплинарного подхода к их образованию, ориентированного на развитие у будущих чиновников системного мышления, коммуникабельности, умения работать в команде, самостоятельности и инициативности. Именно эти требования разрабатываются в рамках программ MPA и адаптируются к потребностям и особенностям работы на государственной службе.
К примеру, в Великобритании
все госслужащие разделены на
семь классов (высшие должности относятся
к первому классу). В рамках реформирования
системы государственной службы
были разработаны критерии оценки компетентности
специалистов. Это создало мощный
импульс положительной
В Великобритании централизованной
программы подготовки государственных
служащих не существует. Даже определение,
что представляет собой программа
MPA, – довольно сложная задача, поскольку
подобного рода программ несколько
и все они имеют разные названия.
Например, государственное
Существует ведущее учебное заведение, где обучается основная масса служащих среднего и высшего звена, – Колледж государственной службы (Civil Services College), образованный в 1970 г. Занятия проводятся по программам подготовки будущих руководителей. Успешное завершение подобной программы позволяет получить квалификацию, необходимую для продвижения вплоть до 3 класса включительно. Существуют также специальные программы повышения квалификации для руководителей 4-7 классов. Специалисты, занимающие высшие руководящие посты 1-2 класса, посещают специально разработанные для них «мастер – классы», посвященные тем проектам, которые они курируют в настоящий момент.
Следует особо подчеркнуть,
что в Великобритании подготовка
кадров считается одним из приоритетных
направлений. Поэтому существует широкая
система семинарских занятий, конференций
и образовательных курсов, которые
организуются различными министерствами
и ведомствами, в уставе которых
есть хотя бы отдаленное упоминание об
ответственности за подготовку кадрового
состава. Каждое ведомство разрабатывает
свои программы подготовки кадрового
резерва с учетом мониторинга
потребностей в обучении персонала
и планирования его дальнейшего
применения. Содержание обучения и
программы профессионального
Таким образом, в Великобритании
отсутствует единая централизованная
система подготовки кадров для государственной
службы, однако существует множество
курсов, программ, семинаров с учетом
индивидуального подхода к
В системе подготовки кадров для государственной службы в Великобритании можно выделить следующие факторы, которые могли бы быть полезными для российской практики:
существование четких критериев оценки компетентности госслужащих создает огромный положительный стимул для повышения уровня образования и профессиональных навыков. Внедрение таких критериев в систему контроля качества выполняемой работы позволяет более четко формулировать обязанности госслужащих и обусловливает обязательность повышения уровня их профессионализма;