Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявление влияния монетарной и немонетарной инфляции в России на возможности и условия ведения бизнеса. Исходя из этой цели, определены следующие задачи: на основе анализа ретроспективной информации определить основные монетарные и немонетарные факторы, влияющие на рост цен в российской экономике, в периоды кризиса и экономического роста, на основе полученной информации выявить сильные и слабые стороны антиинфляционной политики Российской Федерации, и затем, сопоставив полученные данные, оценить влияние инфляции на предпринимательство.
Введение 3
Глава 1. Особенности развития инфляции в России 5
1.1. Понятие, причины и способы проявления инфляции 5
1.2. Актуальность проблемы инфляции в России 6
1.3. Подсчет и анализ основных показателей инфляции 8
1.3. Основные причины развития инфляции 13
Глава 2. Меры борьбы с инфляцией 15
2.1. История борьбы с инфляцией в России. 15
2.2. Направления антиинфляционной политики 17
Глава 3. Влияние инфляции на развитие бизнеса в России 20
3.1. Анализ воздействия инфляции на финансовый результат организаций 20
3.2. Влияние инфляции на выборочные сектора экономики 22
3.3. Мнения известных деятелей экономики и бизнеса 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Московский
государственный университет
Высшая школа бизнеса
Программа «Бакалавр»
ВЛИЯНИЕ МОНЕТАРНОЙ И НЕМОНЕТАРНОЙ ИНФЛЯЦИИ НА РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ
Выполнил:
Иванов Антон
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук,
Кононова В.Ю.
Москва
2012
Оглавление
Проблема инфляции является одной из самых важных и значимых в современной экономике. Во многих странах мира, она отрицательно влияет на все сферы жизни общества: обесценивает результаты трудов населения, сжигает сбережения граждан, а также препятствует экономическому развитию государства. Высокий уровень инфляции разрушает денежную систему, делая бессмысленными долгосрочные инвестиции, снижая курс национальной валюты, а также уменьшая перспективы финансирования государственного бюджета. Также, инфляция является одной из главных причин оттока национального капитала за границу, и именно из-за инфляции усиливается социальное расслоение.
К сожалению, эта проблема является актуальной для всех стран с рыночной экономикой, в число которых входит и Россия. В России проблема инфляции особенно актуальна, ввиду того, что экономика сильно зависима от внешних факторов, что очень явно отражается на показателе инфляции. Учитывая все вышеперечисленное, от этой проблемы, в первую очередь, страдает предпринимательство. На примере кризиса 2007-2011 годов, мы можем наблюдать явный спад в развитии бизнеса, более того, количество случаев банкротства крупных компаний является крайне большим. Принимая во внимание все вышеперечисленные пункты, я считаю, что тема моей курсовой работы является актуальной, ведь, в перспективе, каждый студент Высшей Школы Бизнеса является предпринимателем, и преодоление инфляции - одна из самых важных финансовых проблем, с которой нам предстоит столкнуться в своих начинаниях.
Цель данной курсовой работы - выявление влияния монетарной и немонетарной инфляции в России на возможности и условия ведения бизнеса. Исходя из этой цели, определены следующие задачи: на основе анализа ретроспективной информации определить основные монетарные и немонетарные факторы, влияющие на рост цен в российской экономике, в периоды кризиса и экономического роста, на основе полученной информации выявить сильные и слабые стороны антиинфляционной политики Российской Федерации, и затем, сопоставив полученные данные, оценить влияние инфляции на предпринимательство.
Объект курсовой работы - развитие инфляции в России в периоде с 1994 года по настоящее время. Предметом исследования работы является анализ развития и борьбы с инфляцией в России.
При написании курсовой работы была использована информация, собранная из различных источников, таких, как учебные пособия по макроэкономике, статьи из экономической прессы, информация государственных органов статистики, федеральные законы и акты, документы государственного планирования. Полный список источников представлен ниже.
В современном мире, практически каждый образованный человек знаком с термином «инфляция». У него существует множество определений, крайне схожих по смыслу, разница кроется лишь в полноте и формулировке. Выделяется пять основных подходов к определению инфляции:
— инфляция — процесс роста цен на товары и услуги (Дж. Р. Хикс, С.М. Меньшиков,
P.M. Энтов);
— инфляция — процесс обесценения национальной денежной единицы (М. Фридман,
И.Б. Нерушенко, В.В. Ковалев);
— инфляция — форма движения основных макроэкономических показателей (объемов производства, доходов, цен и денег) к динамическому равновесию экономики в целом (Дж. М. Кейнс, К. Маркс);
— инфляция — процесс скрытого перераспределения реальных доходов и накоплений между экономическими субъектами, в том числе отраслями, территориями и социальными слоями населения (Д. Белоусов);
— инфляция — проявление противоречий
между деньгами как мерой стоимости
и знаками стоимости.,
Из курса «Макроэкономика» Высшей Школы Бизнеса, определение звучит следующим образом: «инфляция - устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен». [Агапова Т.А., Серегина С.Ф., 2009, стр. 53]
Теперь, давайте рассмотрим главные понятия, причины и способы проявления инфляции:
(Т.А. Рудакова, 2012, стр. 21-22)
Согласно статье «О природе инфляции в Российской экономике», задачи и проблемы, с которыми на сей день столкнулась Россия, заключаются в формировании современной социально-экономической стратегии. Несмотря на то, что первое место отводится социуму, для того, чтобы воплотить данную стратегию в жизнь, необходимо, в первую очередь, «добиться долгосрочной макроэкономической стабилизации экономики» [А.А. Косякова, М.В. Лоскутова, 2006, с. 398] , что, в свою очередь, невозможно без снижения высокого уровня инфляции. Суть проблемы инфляции заключается в том, что «инфляционный рост цен обесценивает реальные доходы населения, их сбережения, порождает социально-политическую нестабильность». [А.А. Косякова, М.В. Лоскутова, 2006, с. 399]
С экономической точки зрения, проблема инфляции заключается в следующем: «...высокие темы роста цен оказывают разрушительное воздействие на производство. Инфляция подавляет стимулы к инвестиционной и производственной деятельности, приводит к перераспределению капиталов в пользу спекулятивной деятельности» [А.А. Косякова, М.В. Лоскутова, 2006, с. 399]. Кроме этого, также нарушается стабильность национальной денежной единицы.
Положение сильно осложняется
тем, что в России существуют уникальные
социально-экономические
Следует отметить, что с каждым днем проблема инфляции расширяется, и открываются новые аспекты происхождения инфляции. Новые аспекты вызваны тем, что процессы монополизации на рынках усилились, появилось активное государственное вмешательство в экономику, также возникла интернационализация и интеграционные тенденции в экономике. Исходя из этих факторов, А.А. Косякова и М.В. Лоскутова считают, что «главный денежный фактор инфляции - увеличение эмиссии бумажных денег, утратил свое значение» [А.А. Косякова, М.В. Лоскутова, 2006, с. 401]. Взамен этого, появились новые факторы, которые стали влиять на рост цен независимо динамики количества денег в обращении. Среди этих факторов следует выделить «монополистическое образование цен на все ресурсы, адаптивные инфляционные ожидания, рост издержек производства, импортированная и инвестиционная инфляции, динамика занятости, структурные диспропорции в экономике». Также, следует отметить, что в сценарии макроэкономического развития России на 2011-2013 года, Центральный Банк и Министерство Финансов уделяют первостепенное внимание именно инфляции, так как «...обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.» Более того, снижение инфляции провозглашалось главной целью единой государственной денежно-кредитной политики ЦБ за все предыдущее десятилетие. (Н.Э. Соколинская, 2011)
Следовательно, инфляция
- это очень сложный и
Исходя из этого утверждения, существует два мнения по трактовке инфляции в России. Первое базируется на поиске причин инфляции в сфере денежного оборота. Этого мнения придерживаются многие российские ученые, например, А.Н. Илларионов признает инфляцию исключительно денежным явлением, и защищает свою позицию в множестве работ. Но, помимо этого, существует и второй аргумент, направленный против монетарной трактовки инфляции. В его подтверждение приводится тот факт, что «... в России рост количества денег на протяжении нескольких лет превышал темпы инфляции... сокращение реальной денежной массы опережало спад производства, в результате чего уменьшалась насыщенность экономики деньгами.» [Гайдар Е.Т., 1996, с. 4]
Обобщив все вышеперечисленное, мы можем подвести итог. Инфляция в России является очень сложным, разносторонним процессом, и, соответственно, «...причины инфляции находятся и в денежной сфере, и в сфере реальной экономики, т.е. в процессе воспроизводства.» [А.А. Косякова, М.В. Лоскутова, 2006, с. 404].
Теперь давайте от теории перейдем к самим показателям, чтобы понять, насколько проблема актуальна на практике. Для начала, мне хотелось бы проанализировать основные показатели инфляции, такие, как индекс потребительских цен, дефлятор валового внутреннего продукта и индекс цен производителей. Начнем с первого показателя - индекс потребительских цен.
«Индекс потребительских цен - это
показатель, характеризующий изменение
во времени общего уровня цен на
товары и услуги, приобретаемые населением
для непроизводственного
«ИПЦ - это как раз тот показатель, о котором рассказывают домохозяйкам и пенсионерам по телевидению с важным видом многочисленные эксперты и аналитики, полностью отождествляя его с понятием инфляции.» [А.Н. Фомин, С.А. Крюкова, Г.А. Макаренко, 2011, с. 4] Индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости «корзины» товаров и услуг в текущих ценах к его стоимости в базовом периоде. В последнее время, множество статистических организаций используют данный показатель для расчета потребительской инфляции, которая, в последние годы, «отражает тенденцию к снижению (с повышением в кризисный 2008 г.)» [С.К. Семенов, К.С. Семенов, 2012]
Несмотря на столь обширную популярность данного показателя, существует множество споров относительно его точности. Например, наиболее спорный момент - определение состава наполнения и изменения потребительской корзины. Обычно, в корзину ИПЦ входят такие продукты, как среднепотребляемые продукты питания, отчисления ЖКХ, транспорт, медицина, одежда и образование. Проблема заключается в том, что «для адекватного отражения изменений уровня потребительских затрат, корзина должна ориентироваться на реальную структуру потребления», которая, со временем, может меняться, например, с развитием технологического прогресса. Соответственно, в динамике корзина ИПЦ будет претерпевать большие изменения, что отразится на объективности оценки данного показателя. [А.Н. Фомин, С.А. Крюкова, Г.А. Макаренко, 2011, с. 5] На диаграмме ниже представлено наполнение потребительской корзины основными группами товаров и их процентное соотношение на 2012 год (Приложение 1) [Росстат, 2012]
Среди показателей, формирующих динамику ИПЦ, в качестве монетарных факторов изначально «...оценивалось влияние на индекс потребительских цен денежной массы М2, обменного курса рубля к доллару США и процентной ставки MIBOR.» Затем, при анализе расчетов, полученных путем использования регрессионного уравнения, было выявлено, что статистически значимым монетарным фактором является лишь обменный курс рубля к доллару. Среди немонетарных факторов, особое внимание уделялось инфляционным ожиданиям и темпу прироста реально ВВП, а также тарифам естественных монополий, таких, как газ и энергетика, темпам прироста номинальной заработной платы и номинальных доходов населения. [А.О. Баранов, И.А. Сомова, 2008, стр. 37]
На графике представлена динамика изменения ИПЦ в периоде. (Приложение 2) [Росстат, 2012]
Следующий анализируемый
показатель - дефлятор ВВП. Этот показатель
является также одним из самых
известных индикаторов
«Дефлятор ВВП основывается на определении цены текущей корзины товаров и услуг. Он включает все конечные товары и услуги, входящие в ВВП и произведенные на территории страны.» Отличие от индекса потребительских цен весьма существенно, оно заключается в том, что ИПЦ основывается на корзине базисного года, в то время как дефлятор ВВП - на корзине текущего года.
За период последних
десяти лет, российский дефлятор ВВП
всегда превышал индекс потребительских
цен. По официальным данным, причиной этому называется тот факт, что в данном
периоде цены на товары и услуги, которые
входят в структуру подсчета дефлятора
ВВП, выросли в 3,9 раза, а потребительские
цены из корзины ИПЦ выросли чуть более,
чем в 3 раза. [А.Н. Фомин, С.А. Крюкова, Г.А.
Макаренко, 2011, с. 5-6]
Среди основных факторов, определявших прирост дефлятора ВВП, аналитики выделяют прирост номинальных доходов населения (с лагом в четыре квартала), темп прироста реального ВВП, темп прироста индекса цен на природный газ для промышленных предприятий (с лагом в три квартала), а также инфляционные ожидания по дефлятору, а именно прирост его среднего значения.
В таблице представлена динамика развития дефлятора ВВП [Росстат, 2012] (Приложение 3).
Ну и наконец, последний основной показатель инфляции, который мы будем рассматривать - индекс цен производителей.
«Индекс цен производителей - показатель среднего уровня изменения цен на сырье, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов Валового национального продукта» [РосБизнесКонсалтинг, 2012] Иными словами, этот показатель является отражением индекса потребительских цен, только в условиях производства, а не потребления. ИЦП является весьма значимым показателем для биржевых игроков, поскольку он отражает общую тенденцию изменения цен на сырьевые продукты, и, как правило, опережает их рост или падение в рознице. У этого показателя также есть несколько вариаций, которые позволяют сузить круг оценки, например, Росстат ведет статистику Индекса цен производителей для разных сфер деятельности. Более того, различные статистические агентства считают этот индекс практически для каждого вида продукции.
Информация о работе Влияние монетарной и немонетарной инфляции на развитие бизнеса в России