Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявление влияния монетарной и немонетарной инфляции в России на возможности и условия ведения бизнеса. Исходя из этой цели, определены следующие задачи: на основе анализа ретроспективной информации определить основные монетарные и немонетарные факторы, влияющие на рост цен в российской экономике, в периоды кризиса и экономического роста, на основе полученной информации выявить сильные и слабые стороны антиинфляционной политики Российской Федерации, и затем, сопоставив полученные данные, оценить влияние инфляции на предпринимательство.
Введение 3
Глава 1. Особенности развития инфляции в России 5
1.1. Понятие, причины и способы проявления инфляции 5
1.2. Актуальность проблемы инфляции в России 6
1.3. Подсчет и анализ основных показателей инфляции 8
1.3. Основные причины развития инфляции 13
Глава 2. Меры борьбы с инфляцией 15
2.1. История борьбы с инфляцией в России. 15
2.2. Направления антиинфляционной политики 17
Глава 3. Влияние инфляции на развитие бизнеса в России 20
3.1. Анализ воздействия инфляции на финансовый результат организаций 20
3.2. Влияние инфляции на выборочные сектора экономики 22
3.3. Мнения известных деятелей экономики и бизнеса 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Динамика Индекса цен
Основные монетарные причины развития инфляции вытекают из:
Немонетарные причины, в свою очередь, появляются из-за «проявления диспропорции и циклического развития экономики, политической и социальной нестабильности, выражающейся в неординарных решениях в этих областях, дефицит инвестиций, кредитная политика.» [Т.А. Рудакова, 2012, стр. 22]
Теперь, давайте рассмотрим, в какие периоды проявлялись вышеперечисленные причины.
Рост государственного долга России имеет следующую тенденцию: «Возможные объемы внутреннего займа могут составлять 2 трлн руб. ежегодно, что представляет собой весьма впечатляющую цифру» [Я.М. Афанасьев, 2011, стр. 143] На 2004 год, внешний долг значительно превышал внутренний - 3166 млрд руб. в долларовом эквиваленте против 779 млрд рублей внутреннего долга [Минфин, 2012]. К 2012 году, ситуация изменилась в корне. Переломный момент произошел в 2007 году, когда внутренний долг начал незначительно превышать внешний. На сегодняшний день, внутренний долг крупнее внешнего более, чем в 4 раза. Основные причины столь крупного государственного долга - «макроэкономические условия, уровень государственного долга и состояние внутреннего рынка капитала.» Для того, чтобы справиться с этой проблемой, Министерство Финансов выделяет следующие цели своей долговой политики на период с 2012-2014 гг.:
«— сохранение высокой степени долговой устойчивости при сбалансированности
федерального бюджета;
— создание предпосылок для повышения рейтингов страны международными
агентствами и поддержание текущего уровня кредитных рейтингов;
— развитие рынка государственных ценных бумаг;
— минимизирование издержек и обеспечение доступа российских заемщиков
к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях;
— ограничение притока
Дефицит государственного бюджета, как
известно, достаточно тесно связан
с ростом государственного долга, поскольку
государственные займы
Распределение государственного бюджета определяется Бюджетным Кодексом РФ, который, в свою очередь, составляется Минфином. Согласно статье 92, «дефицит федерального бюджета ... не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета». [Минфин, 2012] Соответственно, статья 96.7 определяет размер дефицита - с 1 января 2013 года он не должен превышать 4,7 процента.
Следующая оцениваемый показатель - эмиссия денег. Этот индикатор показывает изменения в количестве наличных денег, выпущенных в обращение ЦБ РФ. При росте инфляции, данный показатель также растет, и в случае очень быстрых темпов роста государство может столкнуться с проблемой выпуска банкнот высшего номинала, с чем столкнулась российская экономика в периоде с 1995 по 1998 года.
Учет данного показателя ведется Центральным Банком, поквартально. На 01.01.2012, общая сумма наличных денег в обороте составила 6902 млрд. рублей. За 2011 год, этот показатель вырос более, чем на миллиард [ЦБ РФ, 2012]. Для сравнения, за 2007 год количество денег в обороте увеличилось практически в полтора раза - с 2199,1 млрд. до 3066,3 млрд. Иными словами, тенденция развития денежной эмиссии идет на спад.
Центральный банк РФ был создан 13 июля 1990 г., с первоначальным названием Государственный Банк РСФСР (Банк России). В конце этого же года, был принят закон, на основании которого Банку России присваивался статус главного банка РСФСР, с отчетностью Верховному Совету. Затем, в июне 1991 года, был утвержден устав Банка. В ноябре того же года, Банк России получил права единственного органа, отвечающего за денежно-кредитное и валютное урегулирование экономики страны. Иными словами, он получил все права и ресурсы Госбанка СССР. Вскоре, все активы Государственного Банка СССР были переданы ЦБ РСФСР. Спустя несколько месяцев, банк получил новое название - Центральный Банк Российской Федерации. (ЦБ РФ, 2011)
С 1992 г., как известно, основую роль в экономической политике РФ получила инфляция и меры противодействия. Главной тенденцией в антиинфляционной политике РФ на начальном периоде было управление денежной массой с помощью инструментов кредитно-денежного механизма. Соответственно, такой политике присущи монетарные составляющие антиинфляционного регулирования. (Финансы и кредит, 2012) В 1992-1995 гг. Банком России была создана система надзора за деятельностью коммерческих банков, а также системы валютного регулирования и контроля. В итоге, этого оказалось недостаточно, ведь ликвидировать гиперинфляцию 1992-93 годов в РФ с помощью одних только монетарных инструментов оказалось невозможным. Одной из основных причин гиперинфляции аналитики называют либерализацию цен и неподготовленность рыночных структур молодого государства. (ЦБ РФ, 2011)
Вследствие сложившейся
ситуации в стране, экономика была
практически разрушена. Производство
перестало нести прибыль, а деятельность
хозяйствующих субъектов
Следующий резкий скачок инфляции произошел накануне денежной реформы 1998 года. Центральный Банк Российской Федерации, для преодоления последствий кризиса, начал проведение политики по реструктуризации банковской системы, с целью улучшения работы коммерческих банков путем повышения их ликвидности.(ЦБ РФ, 2011) Также, государство пыталось погасить инфляционное ожидание методом деноминации валюты, но, к сожалению, план вновь оказался невозможным. Главной проблемой был тот факт, что у населения в предпочтении была иностранная валюта, поэтому объявление о деноминации, напротив, несколько увеличило инфляционное ожидание, вместе с этим был выявлен новый вид - ожидание денежной реформы. В связи с этим, российский рубль активно выводился гражданами из оборота. И вновь, среди основных причин инфляции большую роль играли именно немонетарные факторы - политическая нестабильность и социально-психологическое состоянии народных масс. (Финансы и кредит, 2012)
В последствии, весьма схожая ситуация наблюдалась при банковском кризисе 2004 года. Из-за новой реформы ЦБ РФ, за которой последовал отзыв лицензий у малых банков летом 2004 года, была спровоцирована «...паника банковских вкладчиков, кризис на рынке МБК и банковской ликвидности в целом». Кроме того, неожиданно начался быстрый рост фондового рынка, рынка недвижимости, и других отдельных секторов экономики. [Финансы и кредит, 2012]
На конец 2007 года, Россию
захлестнула новая волна
Также, очевидным становился тот факт, что наибольшее влияние на инфляцию в РФ оказывают естественные монополии, такие, как РАО «ЕЭС», Газпром и прочие. Именно такие компании формируют высокое инфляционное ожидание. Например, «в конце ноября 2007 г. РАО «ЕЭС» сделало прогноз роста цен до 2020 г. В нем отмечается, что через 12 лет траты населения на электроэнергию могут составить существенную часть расходов. Департамент экономической политики РАО «ЕЭС» прогнозирует рост цен на электроэнергию в среднем по России в 2,5-3 раза к 2020 г.» За счет таких прогнозов, инфляционное ожидание народных масс перешло в резкий всплеск инфляции в конце 2007 года. Подводя итог, мы можем смело заявить, что «проблемы российской инфляции уже не монетарные, это - проблема выбора приоритетов инвестирования для ликвидации структурных перекосов в реальной экономике».
Итак, направление антиинфляционной политики было изменено в корне. С этого момента, начали широко приниматься во внимание неденежные факторы инфляции, и упор был сделан на рассмотрение инфляции в социальном ракурсе, а именно - «фундаментальных политэкономических механизмах инфляционных процессов». Впервые, в борьбе с инфляцией в России, для установления ценовой стабильности были сделаны компенсирующие понижения цен и зарплат в некоторых отраслях, но, это также отразилось на инфляционном давлении. Но, самым интересным моментом новой дезинфляционной политики был структурный подход, который заключался, как я уже упоминал ранее, во взаимосвязи инфляции с другими социально-экономическими показателями, например, с безработицей. Как результат - был подсчитан уровень безработицы, при котором потенциально должна стабилизироваться инфляция, и был взят курс на его достижение.
По сей день существует одна из самых крупных, признанных, и в то же время нерешенных проблем, которая заключается в недемократическом распределении национального дохода. Очень странным является тот факт, что в структуре ВВП России доля заработных плат населения составляет чуть более тридцати процентов, в то время, как у большинства развитых стран этот показатель доходит до 60-70%. Помимо этого, существует также ряд проблем, на решение которых направлена антиинфляционная политика.
На сегодняшний день, «традиционно используются два направления регулирования экономики при инфляции: первый - проведение адаптационной политики (приспособление к инфляции); второй - борьба с инфляцией так называемыми антиинфляционными методами».
Первое направление сводится к принятию агентами экономики во внимание инфляции со всеми возможными потерями, связанными с обесцениванием денег, например, индексацией доходов и.т.д. Основными механизмами данной политики являются проведение индексации доходов и установление налоговых льгот.
Второе направление - антиинфляционная политика - часто основывается на компромиссной теории инфляции, которая заключается в том, что уровни безработицы и инфляции взаимозависимы и обратно пропорциональны. Среди главных методов защиты от инфляции здесь выделяются денежные реформы и антиинфляционные меры.
Антиинфляционная политика
государства формируется в
На 2011 год, антиинфляционная политика, проводимая ЦБ РФ, смогла добиться следующих результатов:
(ЦБ РФ, 2012)
Следует отметить, что уровень инфляции достиг своего исторического минимума - 6,1% на конец 2011 года [Росстат, 2012]
В 2011 году, Совет директоров Банка России утвердил количественные ориентиры развития денежно-кредитной политики в трехлетней перспективе. Основная цель - снизить инфляцию до уровня 5 - 6% в 2012 году, 4,5 - 5,5% в 2013 году, и добиться результата в 4 - 5% к концу 2014 года. По уровню потребительской инфляции, ЦБ планирует достигнуть отметки в 3,5% на конец трехлетнего периода. Корректировка расчетов будет осуществляться по текущим показателям спроса на деньги, а также динамике ВВП и индикаторам платежного баланса. Прирост денежной массы М2, к концу периода, должен будет составить 17 - 20%.
(ЦБ РФ, 2012)
Банк России проработал три сценария развития денежно-кредитной политики, в зависимости от изменений мировых цен на нефть. Первый вариант основывается на потенциальном значительном снижении мировых цен на нефть. В этом случае, прогнозируется повышенная уязвимость бюджета к различным шокам. При таком сценарии, дефицит бюджета может составить около 4% ВВП, что существенно повысит расходы на обслуживание госдолга. Помимо этого, заимствования внутри страны могут привести к «вытеснению кредита реальному сектору экономики» [ЦБ РФ, 2012, стр. 25], а в случае повышения внешних заимствований, может увеличиться приток краткосрочного капитала. (ЦБ РФ, 2012)
Информация о работе Влияние монетарной и немонетарной инфляции на развитие бизнеса в России