Влияние монетарной и немонетарной инфляции на развитие бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление влияния монетарной и немонетарной инфляции в России на возможности и условия ведения бизнеса. Исходя из этой цели, определены следующие задачи: на основе анализа ретроспективной информации определить основные монетарные и немонетарные факторы, влияющие на рост цен в российской экономике, в периоды кризиса и экономического роста, на основе полученной информации выявить сильные и слабые стороны антиинфляционной политики Российской Федерации, и затем, сопоставив полученные данные, оценить влияние инфляции на предпринимательство.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности развития инфляции в России 5
1.1. Понятие, причины и способы проявления инфляции 5
1.2. Актуальность проблемы инфляции в России 6
1.3. Подсчет и анализ основных показателей инфляции 8
1.3. Основные причины развития инфляции 13
Глава 2. Меры борьбы с инфляцией 15
2.1. История борьбы с инфляцией в России. 15
2.2. Направления антиинфляционной политики 17
Глава 3. Влияние инфляции на развитие бизнеса в России 20
3.1. Анализ воздействия инфляции на финансовый результат организаций 20
3.2. Влияние инфляции на выборочные сектора экономики 22
3.3. Мнения известных деятелей экономики и бизнеса 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 610.00 Кб (Скачать файл)


Динамика Индекса цен производителей по промышленным и сельскохозяйственным видам деятельности отражена на графике (Приложение 4) [Росстат, 2012] 


  1.3. Основные причины развития инфляции

Основные монетарные причины развития инфляции вытекают из:

  1. Дефицита государственного бюджета
  2. Чрезмерной эмиссии денежных знаков, не соответствующей потребностям государства
  3. Роста государственного долга

Немонетарные причины, в свою очередь, появляются из-за «проявления  диспропорции и циклического развития экономики, политической и социальной нестабильности, выражающейся в неординарных решениях в этих областях, дефицит инвестиций, кредитная политика.» [Т.А. Рудакова, 2012, стр. 22]

Теперь, давайте рассмотрим, в какие периоды проявлялись  вышеперечисленные причины.

Рост государственного долга России имеет следующую тенденцию: «Возможные объемы внутреннего займа могут составлять 2 трлн руб. ежегодно, что представляет собой весьма впечатляющую цифру» [Я.М. Афанасьев, 2011, стр. 143] На 2004 год, внешний долг значительно превышал внутренний - 3166 млрд руб. в долларовом эквиваленте против 779 млрд рублей внутреннего долга [Минфин, 2012]. К 2012 году, ситуация изменилась в корне. Переломный момент произошел в 2007 году, когда внутренний долг начал незначительно превышать внешний. На сегодняшний день, внутренний долг крупнее внешнего более, чем в 4 раза. Основные причины столь крупного государственного долга - «макроэкономические условия, уровень государственного долга и состояние внутреннего рынка капитала.» Для того, чтобы справиться с этой проблемой, Министерство Финансов выделяет следующие цели своей долговой политики на период с 2012-2014 гг.:

«— сохранение высокой  степени долговой устойчивости при  сбалансированности

федерального бюджета;

— создание предпосылок для повышения  рейтингов страны международными

агентствами и поддержание текущего уровня кредитных рейтингов;

— развитие рынка государственных  ценных бумаг;

— минимизирование издержек и обеспечение  доступа российских заемщиков 

к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях;

— ограничение притока спекулятивного капитала» [Минфин, 2012]

Дефицит государственного бюджета, как  известно, достаточно тесно связан с ростом государственного долга, поскольку  государственные займы используются для покрытия задолженности. Согласно информации, полученной из «Российской газеты», главными причинами высокой инфляции в стране на 2008 год являлись резко выросшие государственные расходы, отсутствие баланса между спросом и предложением, что в результате, несмотря на высокие цены на нефть, может способствовать достижению отрицательного сальдо текущих операций.

Распределение государственного бюджета  определяется Бюджетным Кодексом РФ, который, в свою очередь, составляется Минфином. Согласно статье 92, «дефицит федерального бюджета ... не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета». [Минфин, 2012] Соответственно, статья 96.7 определяет размер дефицита - с 1 января 2013 года он не должен превышать 4,7 процента.

Следующая оцениваемый показатель - эмиссия денег. Этот индикатор показывает изменения в количестве наличных денег, выпущенных в обращение ЦБ РФ. При росте инфляции, данный показатель также растет, и в случае очень быстрых темпов роста государство может столкнуться с проблемой выпуска банкнот высшего номинала, с чем столкнулась российская экономика в периоде с 1995 по 1998 года.

Учет данного показателя ведется  Центральным Банком, поквартально. На 01.01.2012, общая сумма наличных денег  в обороте составила 6902 млрд. рублей. За 2011 год, этот показатель вырос более, чем на миллиард [ЦБ РФ, 2012].  Для сравнения, за 2007 год количество денег в обороте увеличилось практически в полтора раза - с 2199,1 млрд. до 3066,3 млрд. Иными словами, тенденция развития денежной эмиссии идет на спад.

Глава 2. Меры борьбы с инфляцией

2.1. История борьбы с инфляцией в России.

Центральный банк РФ был  создан 13 июля 1990 г., с первоначальным названием Государственный Банк РСФСР (Банк России). В конце этого  же года, был принят закон, на основании  которого Банку России присваивался статус главного банка РСФСР, с отчетностью Верховному Совету. Затем, в июне 1991 года, был утвержден устав Банка. В ноябре того же года, Банк России получил права единственного органа, отвечающего за денежно-кредитное и валютное урегулирование экономики страны. Иными словами, он получил все права и ресурсы Госбанка СССР. Вскоре, все активы Государственного Банка СССР были переданы ЦБ РСФСР. Спустя несколько месяцев, банк получил новое название - Центральный Банк Российской Федерации. (ЦБ РФ, 2011)

С 1992 г., как известно, основую роль в экономической политике РФ получила инфляция и меры противодействия. Главной тенденцией в антиинфляционной политике РФ на начальном периоде было управление денежной массой с помощью инструментов кредитно-денежного механизма. Соответственно, такой политике присущи монетарные составляющие антиинфляционного регулирования. (Финансы и кредит, 2012) В 1992-1995 гг. Банком России была создана система надзора за деятельностью коммерческих банков, а также системы валютного регулирования и контроля. В итоге, этого оказалось недостаточно, ведь ликвидировать гиперинфляцию 1992-93 годов в РФ с помощью одних только монетарных инструментов оказалось невозможным. Одной из основных причин гиперинфляции аналитики называют либерализацию цен и неподготовленность рыночных структур молодого государства. (ЦБ РФ, 2011)

Вследствие сложившейся  ситуации в стране, экономика была практически разрушена. Производство перестало нести прибыль, а деятельность хозяйствующих субъектов переключилась  на торговлю и посредничество. В преддверии увеличения цен, предприятия начинали аккумулировать как сырье, так и готовую продукцию, что в результате только способствовало росту инфляции. Как результат - падение промышленности и распад естественных экономических связей. Также, становится неясным вопрос ценообразования, и в итоге наблюдается распад кредитных отношений. Все это ведет к очень глубокому финансовому кризису, а также общеэкономическому и социальному коллапсу. (Финансы и кредит, 2012)

Следующий резкий скачок инфляции произошел накануне денежной реформы 1998 года. Центральный Банк Российской Федерации, для преодоления последствий кризиса, начал проведение политики по реструктуризации банковской системы, с целью улучшения работы коммерческих банков путем повышения их ликвидности.(ЦБ РФ, 2011) Также, государство пыталось погасить инфляционное ожидание методом деноминации валюты, но, к сожалению, план вновь оказался невозможным. Главной проблемой был тот факт, что у населения в предпочтении была иностранная валюта, поэтому объявление о деноминации, напротив, несколько увеличило инфляционное ожидание, вместе с этим был выявлен новый вид - ожидание денежной реформы. В связи с этим, российский рубль активно выводился гражданами из оборота. И вновь, среди основных причин инфляции большую роль играли именно немонетарные факторы - политическая нестабильность и социально-психологическое состоянии народных масс. (Финансы и кредит, 2012)

В последствии, весьма схожая ситуация наблюдалась при банковском кризисе 2004 года. Из-за новой реформы ЦБ РФ, за которой последовал отзыв лицензий у малых банков летом 2004 года, была спровоцирована «...паника банковских вкладчиков, кризис на рынке МБК и банковской ликвидности в целом». Кроме того, неожиданно начался быстрый рост фондового рынка, рынка недвижимости, и других отдельных секторов экономики. [Финансы и кредит, 2012]

На конец 2007 года, Россию захлестнула новая волна инфляции, которая вновь была неправильно  оценена вследствие монетарной концепции, заложенной в основу понимания и  управления инфляцией. На данном этапе, правительственные органы, ответственные за развитие инфляционных процессов, приняли тот факт, что «...инфляция есть всеохватывающее социально-экономическое явление, для государственного регулирования которым необходим, прежде всего, не «набор мер», а понимание глубинных причин, в том числе структурного происхождения, объясняющих ее неуправляемость и затяжной характер.» Как результат, в основу разработки антиинфляционной стратегии была положена «немонетарная социополитическая концепция инфляции».

Также, очевидным становился тот факт, что наибольшее влияние  на инфляцию в РФ оказывают естественные монополии, такие, как РАО «ЕЭС», Газпром и прочие. Именно такие  компании формируют высокое инфляционное ожидание. Например, «в конце ноября 2007 г. РАО «ЕЭС» сделало прогноз роста цен до 2020 г. В нем отмечается, что через 12 лет траты населения на электроэнергию могут составить существенную часть расходов. Департамент экономической политики РАО «ЕЭС» прогнозирует рост цен на электроэнергию в среднем по России в 2,5-3 раза к 2020 г.» За счет таких прогнозов, инфляционное ожидание народных масс перешло в резкий всплеск инфляции в конце 2007 года. Подводя итог, мы можем смело заявить, что «проблемы российской инфляции уже не монетарные, это - проблема выбора приоритетов инвестирования для ликвидации структурных перекосов в реальной экономике».

Итак, направление антиинфляционной политики было изменено в корне. С  этого момента, начали широко приниматься  во внимание неденежные факторы инфляции, и упор был сделан на рассмотрение инфляции в социальном ракурсе, а именно - «фундаментальных политэкономических механизмах инфляционных процессов». Впервые, в борьбе с инфляцией в России, для установления ценовой стабильности были сделаны компенсирующие понижения цен и зарплат в некоторых отраслях, но, это также отразилось на инфляционном давлении. Но, самым интересным моментом новой дезинфляционной политики был структурный подход, который заключался, как я уже упоминал ранее, во взаимосвязи инфляции с другими социально-экономическими показателями, например, с безработицей. Как результат - был подсчитан уровень безработицы, при котором потенциально должна стабилизироваться инфляция, и был взят курс на его достижение.

По сей день существует одна из самых крупных, признанных, и в то же время нерешенных проблем, которая заключается в недемократическом распределении национального дохода. Очень странным является тот факт, что в структуре ВВП России доля заработных плат населения составляет чуть более тридцати процентов, в то время, как у большинства развитых стран этот показатель доходит до 60-70%. Помимо этого, существует также ряд проблем, на решение которых направлена антиинфляционная политика.

2.2. Направления антиинфляционной  политики

На сегодняшний день, «традиционно используются два направления регулирования экономики при инфляции: первый - проведение адаптационной политики (приспособление к инфляции); второй - борьба с инфляцией так называемыми антиинфляционными методами».

Первое направление  сводится к принятию агентами экономики во внимание инфляции со всеми возможными потерями, связанными с обесцениванием денег, например, индексацией доходов и.т.д. Основными механизмами данной политики являются проведение индексации доходов и установление налоговых льгот.

Второе направление - антиинфляционная  политика - часто основывается на компромиссной теории инфляции, которая заключается в том, что уровни безработицы и инфляции взаимозависимы и обратно пропорциональны. Среди главных методов защиты от инфляции здесь выделяются денежные реформы и антиинфляционные меры.

Антиинфляционная политика государства формируется в зависимости  от того, каких целей необходимо достичь. Например, для замедления экономического развития используется дефляционная политика, а для стимуляции, напротив, используется политика доходов. В случае, когда инфляция выходит из под контроля, возможно параллельное применение этих инструментов. Также, в число основных инструментов антиинфляционной политики входит «индексация, специальные формы ограничения роста цен и конкурентное стимулирование производства». (Финансы и кредит, 2012)

На 2011 год, антиинфляционная политика, проводимая ЦБ РФ, смогла добиться следующих результатов:

  1. Продолжилась положительная тенденция роста производства
  2. Увеличение ВВП за счет повышения внутреннего спроса
  3. Увеличился чистый отток частного капитала из страны
  4. На конец года был замечен рост большинства показателей, таких, как
    1. Прирост ВВП (3,7%)
    2. Общая численность безработных (6,0% против 6,6% на прошлый год)
    3. Расходы населения на покупку товаров (+6,9%)
    4. Профицит федерального бюджета (2,9% ВВП)
    5. Уровень инфляции (6,1% против 8,8% за 2010 год)

(ЦБ РФ, 2012)

Следует отметить, что  уровень инфляции достиг своего исторического  минимума - 6,1% на конец 2011 года [Росстат, 2012]

В 2011 году, Совет директоров Банка России утвердил количественные ориентиры развития денежно-кредитной политики в трехлетней перспективе. Основная цель - снизить инфляцию до уровня 5 - 6% в 2012 году, 4,5 - 5,5% в 2013 году, и добиться результата в 4 - 5% к концу 2014 года. По уровню потребительской инфляции, ЦБ планирует достигнуть отметки в 3,5% на конец трехлетнего периода. Корректировка расчетов будет осуществляться по текущим показателям спроса на деньги, а также динамике ВВП и индикаторам платежного баланса.  Прирост денежной массы М2, к концу периода, должен будет составить 17 - 20%.

(ЦБ РФ, 2012)

Банк России проработал три сценария развития денежно-кредитной  политики, в зависимости от изменений  мировых цен на нефть. Первый вариант  основывается на потенциальном значительном снижении мировых цен на нефть. В этом случае, прогнозируется повышенная уязвимость бюджета к различным шокам. При таком сценарии, дефицит бюджета может составить около 4% ВВП, что существенно повысит расходы на обслуживание госдолга. Помимо этого, заимствования внутри страны могут привести к «вытеснению кредита реальному сектору экономики» [ЦБ РФ, 2012, стр. 25],  а в случае повышения внешних заимствований, может увеличиться приток краткосрочного капитала. (ЦБ РФ, 2012)

Информация о работе Влияние монетарной и немонетарной инфляции на развитие бизнеса в России