Влияние ТНК на мировое экономическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении ТНК как субъекта мирового экономического процесса, а так же проанализировать механизм влияния ТНК1 на экономические процессы как в развивающихся, так и в развитых странах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Общая характеристика ТНК…………………………………….........5
1.1 Масштабы современных ТНК………………………………..12
1.2 Причины возникновения ТНК……………………………….14
1.3 Положительные результаты деятельности ТНК…………...16
1.4 Негативные результаты деятельности ТНК………………..18
2. Экспансионистская деятельность ТНК………………………..........22
3. Взаимоотношения ТНК и государства………………………………30
4. Деятельность ТНК в развивающихся странах………………..........38
Заключение……………………………………………………………. ….45
Библиографический список……………………………………………...47
Приложение………………………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике 2009.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

В начале 1970-х  годов американцы стали больше зарубежным вкладчиком, чем экспортером готовых  товаров, произведенных внутри страны. Американским ТНК стало гораздо  выгоднее вкладывать капиталы за рубежом, чем производить продукцию у себя дома. Например, продукция, произведенная американскими ТНК за рубежом, росла в 4 раза быстрее американского экспорта. Таким образом, существенная часть готовых товаров производилась за границей. Поток зарубежных вложений иностранных корпораций стал меняться существенным образом. К этому периоду времени он достиг своего пика и стал постепенно  падать.   Активизировалась деятельность европейских, японских  корпораций, а также корпораций новых индустриальных стран. Даже  некоторые страны социалистического лагеря осуществляли в тот  период времени зарубежные капиталовложения. Несмотря на сохранение доминирования американцев в этой области, европейские и японские корпорации резко расширили свою активность в 1970-е и особенно 1980-е годы. Произошло существенное изменение баланса капиталовложений в зарубежные страны.

Кроме того, необходимо учесть, что в 1970 - 1980-е годы значительно  сократился технологический разрыв между экономикой США и экономиками  развитых   капиталистических  стран, что способствовало   возникновению   определенных   препятствий деятельности американских фирм и, наоборот, помогало европейским и японским фирмам. На иностранные капиталовложения повлияли также изменения обменных курсов и нестабильность валют. Политическая нестабильность в развивающихся странах и как, следствие, ее политическая неопределенность привели к сокращению капиталовложений в эти страны и увеличению вложений в США. Кроме того, по всюду возросли торговые барьеры, что послужило мощным фактором увеличения иностранных капиталовложений, как в развитые, так и менее развитые страны. Корпорации уяснили себе, что они либо должны давать субсидии растущему числу стран, либо создавать совместные предприятия, либо искать какие-то иные формы сотрудничества с местными предприятиями для того, чтобы проникнуть на внутренние, все более защищенные рынки. Необходимо сказать и о том, что в настоящее время существует активное соперничество ТНК на рынках всех стран.

Существуют различные  интерпретации и объяснения резкой активизации деятельности капитала. Называются две основные причины. Первая, обычная теория торговли. Вторая, получение более высоких прибылей за рубежом, В этой связи они обращают внимание на торговые барьеры, обменные курсы валют и более благоприятный политический климат. Также ими отмечается значимость технологических изменений, сокращение транспортных издержек и значительное улучшение средств связи, подчеркивается роль олигополистического соревнования.

Западногерманский экономист Ю. Штен при определении  типов интернационализации обращает внимание на то, что тарифные и нетарифные ограничения торговли наряду с другими местными факторами (налоговая система, формирование рынка рабочей силы и т.д.) должны рассматриваться как внутренние переменные, которые правительство использует в качестве инструмента воздействия на стратегию интернационализации иностранных предприятий. Формы и масштабы воздействия правительства принимающей страны на эту стратегию зависят от международных конкурентных позиций национальной промышленности. Причем, чем больше развитие национальных предприятий будет ограничиваться присутствием иностранных инвесторов, экспортеров и продавцов лицензий, тем больше вынуждено правительство принимающей страны проводить защитные меры. А предприятия промышленно развитых стран реализовывать несколько стратегий интернационализации на одних и тех же зарубежных рынках, что выражается во взаимных прямых инвестициях и обмене лицензиями.

Р. Юнгникель, западногерманский  экономист считает, что успех  политики привлечения прямых инвестиций зависит от наличия у принимающей страны таких преимуществ, как емкий и растущий рынок,   наличие  дешевой  рабочей  силы  и   необходимой инфраструктуры, стабильная и предсказуемая обстановка, которая предполагает политическую стабильность, приемлемый уровень регулирования и достаточную эффективность административных процедур. Важную роль также играет "экономическая близость" между странами, географические, культурные, языковые и политические связи, наличие транспортных путей и коммуникаций и т.д. Он подчеркивает, что прямые инвестиции и ТНК являются одним из важнейших элементов динамики мировой экономики.

Таким образом, существует эклектический подход исследования проблемы прямых иностранных капиталовложений. Однако эти весьма упрощенные объяснения не выявляют подлинных, истинных, глубинных причин такого движения.

 

 

 

 

 

 

3. Взаимоотношения ТНК и государства.

 

Широкое распространение  и рост ТНК в период после Второй мировой войны является одним  из важнейших феноменов последнего времени, что породило многочисленные его исследования. Как уже отмечалось, при определении самого понятия ТНК самими исследователями обращается внимание на то, что они владеют, контролируют, производят или оказывают услуги вне той страны, где они обоснованы, отмечается неоднозначный характер собственности ТНК, которая может быть  частной,  государственной или корпоративной (смешанной). По-разному оценивается роль ТНК в мировом экономическом развитии и в международных отношениях, Но во всех странах общепризнанным является факт очень широких возможностей ТНК и неуклонного расширения их деятельности вне национальных границ. Обще признана также их роль в широких вложениях капитала в национальную экономику. Сама оценка деятельности ТНК дается весьма различно, начиная от позитивной и заканчивая крайне негативной. В качестве негативных факторов выделяется то, что, внедряя современные технологии, ТНК резко увеличивают безработицу, ухудшают финансовые балансы и нарушают правила нормальной конкуренции. Во многих странах указывается на то, что собственность и контроль над ключевыми экономическими секторами  переходит в руки иностранных предприятий, что оказывает существенное влияние на политический суверенитет и на изменение социокультурных ценностей, т.е. внесение зарубежных ценностей и принижение роли или полное уничтожение местных ценностей. Широко обсуждается также проблема влияния ТНК на увеличение благосостояния местного населения, причем мнения высказываются самые различные, оттого, что они поднимают, до признания, что они снижают благосостояние.

Одной из чрезвычайно  сложных и противоречивых проблем, которой дается разная характеристика в трудах зарубежных авторов, является проблема взаимоотношения ТНК с  национальными правительствами. Здесь  можно выделить три основных подхода: либеральный (ортодоксальный), марксистский (радикальный), националистический (неомарксистский). Каждый из них по-своему интерпретирует взаимоотношения ТНК и их национальных правительств.

Система отношений  между государством и ТНК представляет собой диалектическое единство противоречий. С одной стороны, ТНК являются   важным инструментом внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, и государство не может не использовать это в интересах своего утверждения на мировой арене. С другой стороны, единство интересов не исключает наличие противоречий, главным из которых является противоречие между интернациональным   глобальным характером операций ТНК и территориально ограниченной юрисдикцией государства. Государство постоянно пытается утвердить контроль над вывозом капитала, товаров, технологий. ТНК осуществляя спою стратегию получения долгосрочных прибылей, оказывают воздействие на экономическую конъюнктуру страны-базирования или принимающей страны, и в результате вступают в противоречие с определенными мерами государственного регулирования экономики.

Дж. Даннинг  в своей статье "Правительство  и ТНК: от конфронтации к кооперации" развивая свою "эклектическую теорию, исследовал отношение между правительствами  и ТНК за последние три десятилетия  и оценил перспективу их развития. Вот основные его положения:

1. в прошлом  государственная политика в отношении  ТНК не была явно связана  с общей государственной стратегией  либо потому, что ТНК контролировали  крайне незначительную часть  экономики, либо потому, что правительство считало результаты регулирования деятельности ТНК незначительными;

2. сегодня правительства  вынуждены рассматривать достижения  сравнительных преимуществ в  области ресурсов, которые находятся  под их юрисдикцией, как самостоятельную  экономическую цель, отводя все большее значение как внешним, так и внутренним инвестициям. Это произошло вследствие сближения экономических структур стран. ТНК становятся все более независимыми в выборе места размещения своих филиалов.

 

 

7

Действия правительств в 1960 -  1970-е годы Дж. Даннинг оценивает как нерегулярные и не скоординированные ими попытки разработать экономическую стратегию и тактику с учетом роста прямых зарубежных инвестиций, обычно приводили к конфронтации с ТНК, причем первые стремились увеличить свою долю за счет деятельности ТНК.

В 1980-е годы глобализация экономики и научно-технический  прогресс способствовали переоценке правительствами  политических последствий деятельности ТНК и изменению отношения  к ним.

В 1990-е годы,  правительства стали играть координирующую роль в использовании производственных возможностей, и зарубежные инвестиции рассматриваются как дополнение  к  внутренним.  Они разрабатывают политику, стимулирующую приток иностранных инвестиций в их страны и повышающую конкурентные преимущества их ТНК на зарубежных рынках.

Стратегическое  единство интересов ТНК и государств вполне конкретно проявляется и  в том факте, что государственная  политика, партийная система, армия  не могут существовать без опоры  на финансово-техническую поддержку ТНК. В постоянную долю издержек, необходимых для внешнеэкономической экспансии ТНК, превратились расходы чисто политического порядка 5.

  Естественно, невозможно получать от какой-либо организации многие тысячи долларов и при этом не попадать под ее влияние. Действительно, 87 % корпораций считают, что эти "пожертвования" в итоге выливаются в выгодное для них законодательство и политический курс.

Целевой формой связи большого бизнеса с органами государственной   власти   является   система   лоббирования, направленная на отстаивание интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК включает в себя целые отделы корпораций и их объединений, различные неформальные контактные организации, фонды, бюро и т. д. Они ставят своей целью оказывать влияние на принимаемые законодательные акты, деятельность партий, результаты выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты используют  различные  методы:  организации кампаний  по привлечению избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками госаппарата для дальнейшего влияния на их решения;      финансирование предвыборных кампаний, деятельности политических партий и другие.

В ходе проведения конкретной политической кампании ТНК  могут мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий субподрядчиков, банкиры - своих клиентов. Кроме того, в последние десятилетия ТНК не ограничиваются только финансированием каких-нибудь политических деятелей. Крупнейшие владельцы ТНК сами входят в состав правительств и баллотируются на посты глав государств. Так, в правительстве Р. Рейгана каждый четвертый член был мультимиллионером. Более того,  многим из них были вверены государственные посты в секторах экономики, в которых они до назначения имели крупные финансовые интересы.

Поскольку  американские  корпорации  являются  очень крупными вкладчиками капитала, поскольку  они оказывают важное влияние  на зарубежную производственную стратегию, постольку обычно основное внимание в вопросах отношений ТНК и  правительств уделяется именно им. Интересы американских корпораций и внешней политики США в значительной степени совпадают.

Это совпадение интересов ведет к проведению более общей политики между ТНК  и американским правительством. Лидеры американских корпораций и лидеры государства, в общем и целом верят, что иностранная экспансия американских ТНК служит наиболее важным интересам ТНК. Вследствие этого американская политика за рубежом, как правило, защищает их. Совпадение интересов существует в различных областях.

Американские   политические   лидеры   убеждены,   что национальные интересы США реализуются путем экспансии корпораций в производстве товаров и услуг. Прямые иностранные вложения рассматриваются как основной инструмент, посредством которого США могут поддерживать свои позиции на зарубежных рынках. А зарубежная экспансия ТНК - как средство поддержания американской доминирующей позиции в мировой всерасширяющейся экономике, и, прежде всего в Западной Европе и Японии. Эта экспансия считается более эффективной, чем расширение экспорта из США. Производство товаров в развивающихся странах, особенно производство, которое требует высоких издержек труда, позволяет американским корпорациям успешно конкурировать в области производства товаров, стоимость которых бывает низкой. Хотя американские корпорации экспортируют капитал и технологии, их реальная сила - финансы, исследования развития и управленческий контроль - остается в США. ТНК других стран также развивают свое производство, стремясь поддержать и увеличить свою долю на мировом рынке.

Считается также, что американские ТНК продолжают финансировать баланс и являются главным источником сохранения обмена и баланса этого обмена с зарубежными  странами, что укрепляет американскую глобальную военную и политическую позицию, поэтому они рассматриваются как важный фактор американского экономического и политического благосостояния и глобального влияния. Естественно, что ТНК, в свою очередь, боятся национализации или определенного ограничения своей деятельности в зарубежных странах и нуждаются в существенной поддержке и защите американского правительства.

ТНК оцениваются  также как проводники глобального  экономического развития и механизм распространения американской свободной  предпринимательской системы. Начиная  с Плана Маршалла, ТНК отводилась роль усиления иностранных экономик и    противостояния коммунизму и социалистическим моделям экономического развития.

Информация о работе Влияние ТНК на мировое экономическое развитие