Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:38, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении ТНК как субъекта мирового экономического процесса, а так же проанализировать механизм влияния ТНК1 на экономические процессы как в развивающихся, так и в развитых странах.
Введение……………………………………………………………………3
1. Общая характеристика ТНК…………………………………….........5
1.1 Масштабы современных ТНК………………………………..12
1.2 Причины возникновения ТНК……………………………….14
1.3 Положительные результаты деятельности ТНК…………...16
1.4 Негативные результаты деятельности ТНК………………..18
2. Экспансионистская деятельность ТНК………………………..........22
3. Взаимоотношения ТНК и государства………………………………30
4. Деятельность ТНК в развивающихся странах………………..........38
Заключение……………………………………………………………. ….45
Библиографический список……………………………………………...47
Приложение………………………………………………………………..48
Так как ТНК по своему характеру являются международно-оперирующими, помимо вышеперечисленных функций они выполняют и функцию дипломатии в сфере внешних сношений, в которой они выступают как политические агенты, имея в этом плане большой потенциал:
1. наличие густой и широкой сети филиалов, дочерних компаний, представительств, связей, которых не имеет ни одно дипломатическое ведомство;
2. присутствие ТНК в экономике принимающих стран, в их инфраструктуре, внешней торговле, в отличие от официальной дипломатии, которая действует на межгосударственном уровне;
3. распространение
ТНК своего контроля на
4. создание в зависимых странах послушной силы в лице представителей местных политических, общественных кругов.
Таким образом, ТНК имеют огромные возможности участвовать в политических процессах не только в странах базирования, но и принимающих странах.
Однако роль инструмента проведения внешней политики одной страны против другой и случае скрытого или прямого конфликта вызывает неудовольствие бизнесменов, поскольку правительство США пытается манипулировать или контролировать деятельность американских ТНК для оказания давления на правительства других стран. Например, в тех случаях, когда государство проводит антиамериканскую позицию, принимаются ограничительные меры по экспорту определенных товаров в эту страну. ТНК перестают поставлять им необходимую технику и технологии, хотя зачастую, это бывает для них экономически не выгодно. Вообще, угроза не поставки техники и технологии очень часто применяется правительством США. Принимаемые решения по ограничению экспорта и импорта ставят другие страны под контроль и создают для них большие трудности. Необходимо отметить и то, что правительства других стран тоже все чаще стали рассматривать ТНК как инструмент своей национальной политики, например, в плане большего безопасного обеспечения своих стран сырьевыми материалами. В ряде случаев при ослаблении американских ТНК их место занимают японские и другие корпорации.
Тесное отождествление корпоративных и национальных интересов стало наблюдаться особенно после энергетического кризиса 1973 года. Определенные круги ученых, профсоюзных деятелей, журналистов стали говорить и писать о том, что иностранные капиталовложения надо использовать для осуществления политики занятости, более эффективного распределения национального дохода и повышения соревновательных позиций американской экономики. Сама по себе позиция и действия ТНК в других странах стали подвергаться все большему обсуждению и критике. Вместе с тем необходимо сказать, что в связи с относительным упадком американской промышленности, большим торговым дефицитом и ростом безработицы, хроническим упадком баланса платежей утвердилось более критическое отношение к деятельности ТНК за рубежом. Распространилось мнение о необходимости больше вкладывать в американскую экономику и ограничить передачу американских технологий.
Несмотря на осуществление в 1980-е годы очень энергичной поддержки прямых иностранных капиталовложений, политические чувства в Америке по этому вопросу характеризуются все большими противоречиями. Сами американцы стремятся увеличить экспорт продукции, производимой в США, и получить прибыль от иностранных капиталовложений в американскую экономику. Однако основной позицией американского правительства остается поддержка прямых иностранных капиталовложений в экономике зарубежных стран. Так же происходит поток зарубежных капиталовложений в экономику США, что бесспорно послужило ослаблению враждебности в отношении американских капиталовложений. Однако, несмотря на это, американское общественное мнение становится в последние годы все более и более критично настроенным к иностранным капиталовложениям и деятельности ТНК. В США широко распространяется мнение, что прямые американские вложения в другие страны создают условия доиндустриализации американской экономики. Стала утверждаться точка зрения на американскую промышленность как простую сборщицу готовых компонентов, произведенных за рубежом.
Сами американцы
задают много вопросов, причем сами
эти вопросы формулируются поро
4. Деятельность ТНК в развивающихся странах.
На мой взгляд, было бы неполным рассмотрение только отношения политических деятелей и общественности развитых стран к деятельности ТНК. Необходим анализ отношения слаборазвитых стран к активности ТНК.
Даже руководители ряда развитых стран очень остро реагировали на деятельность ТНК. Таковой была реакция Президента Франции Ш. де Голля в 1960-е годы. Но особенно рельефно эта проблема взаимодействия правительства и ТНК проявилась в развивающихся странах.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что проблема иностранных капиталовложений, их роли, также стара, как и деятельность Ост-Индских компаний - это факт, который обычно широко отмечается в зарубежной литературе. Но, на наш взгляд, эта позиция еще более стара, чем деятельность Ост-Индских компаний. Ее можно увидеть и в деятельности Ганзы, и в деятельности Венеции и Генуи, а явные истоки ее лежат гораздо глубже, и сама проблема, очевидно, впервые возникла, когда начал формироваться Великий шелковый путь.
В современном мире можно выделить три основных волны таких капиталовложений. В XVII - XVIII веках в эпоху старого колониализма английских, голландских, испанских и других компаний создавались шахты и плантации в различных частях земного шара, которые сопровождались эксплуатацией местного населения и извлечением минеральных и других богатств. Расцвет второй волны пришелся на конец XIX века, на эпоху, так называемого, нового империализма, когда Африка, Юго-Восточная Азия и другие страны мира были включены в имперские системы. Хотя в этот период времени эксплуатация и извлечение богатств из этих стран продолжались, для обеспечения и облегчения этой эксплуатации европейцы стали вкладывать средства. в создание инфраструктуры, весьма важной для слаборазвитых государств, Третья волна началась в 1960-е годы XX века, когда слаборазвитые страны стали использовать импортозамещающую стратегию как наиболее быстрый путь осуществления индустриализации. Существование высоких торговых барьеров, различных налогов и т.д. вынудило США и другие развитые государства субсидировать производство вне своих собственных границ.
Этот период в мировой литературе часто называется революцией растущих ожиданий. Новые государства пытаются модернизировать и совершенствовать свою экономику и хотят подняться на уровень передовых индустриальных стран. Они нуждаются в стабильности и безопасности. И, естественно, что они хотят увеличить свою экономическую и политическую мощь. Существуют большие различия между разными слаборазвитыми странами, как в целях самого развития, так и в политике, ими проводимой, но существует и большое сходство в основных проблемах, которые перед ними стоят и которые они должны решить. Развивающиеся страны сталкиваются с различными проблемами в реализации своих ожиданий, правительства этих стран находятся под сильным давлением своего собственного населения, которое требует решить основные социальные проблемы. Например, в определенных регионах существует большое стремление к получению образования, но сам факт получения образования часто приводит к резкому возрастанию безработицы и разочарованию молодежи. Одним из главных препятствий экономического развития большинства развивающихся стран является демографический взрыв. Как указывает Невель Браун, главная угроза человечества сейчас идет не от ядерного оружия, но от демографического взрыва. Одним из серьезных результатов демографического взрыва является резкий рост безработицы.
Основная проблема, стоящая перед развивающимися странами, это выбор пути развития, определение тех путей, которые наиболее эффективны для данной страны, развивать государственное или частное предпринимательство, плановую или рыночную экономику? Каковы должны быть приоритеты развития - сельское хозяйство или промышленность? Каков должен быть уровень отношений с промышленно развитыми странами? Какова должна быть внешняя торговля, иностранные частные вложения, внешняя помощь? В решении всех этих вопросов активное участие стали принимать ТНК. Сердцевиной трудностей ТНК в отношении развивающихся стран является низкая производительность труда, низкий уровень потребления там и основные экономические и социальные факторы, связанные с этим. Положение усугубляется растущим разрывом между промышленно развитыми и развивающимися странами. Кроме того, развивающиеся страны страдают от политической нестабильности. Они являются жертвами неоколониализма: получение независимости не сопровождается экономической независимостью. За последнее время развивающиеся страны создали множество региональных организаций, которые пытаются решить экономические, социальные, политические и другие вопросы.
Само развитие стран представляет собой сложный процесс взаимодействия между национальными, международными элементами и включает в себя широкий комплекс экономических, политических и социальных проблем. Развитие не обязательно связано с немедленным ростом производства, сокращение в неравенстве доходов и благосостоянии является одной из основных задач. В этой связи часто ставится вопрос о том, что ТНК являются мощными двигателями роста, что они сокращают неравенство, даже, если правительства не осуществляют политику, направленную на ее сокращение. Многие ТНК действуют в развивающихся странах, вкладывают большие средства в эти регионы. Правда, сейчас появилась тенденция, когда они стали замыкать свою деятельность в рамках промышленно развитых стран, и большая часть частных капиталовложений концентрируется в относительно развитых регионах. Поэтому возникает вопрос, насколько частные капиталовложения ТНК способствуют развитию стран третьего мира, и насколько они им помогают.
Проблема экономической помощи является относительно новым подходом в экономических отношениях промышленно развитых стран с развивающимися странами. Бесспорно, нельзя отвергать позитивную роль этой помощи, однако, иностранная помощь порождает очень сложную политическую проблему взаимоотношений донора и получателя, поскольку и у того и у другого есть свои собственные интересы. Трудно отделить иностранную помощь от других аспектов международных отношений. Здесь возникает проблема выработки взаимно приемлемых отношений в качестве центральной. Иностранная помощь, деятельность ТНК имеют экономический смысл и политическое содержание. Проблемы целей, происхождения, получения могут порождать конфликты и диалоги национальных интересов и силовой политики. Получая помощь от иностранных инвесторов, государства стремятся сохранить свою независимость, но часто иностранные капиталовложения и особенно деятельность ТНК рассматриваются как направленные на эксплуатацию местных ресурсов, поскольку иностранный капитал часто проникает в те области экономики, которые поддерживают экономическую зависимость развивающихся стран от Запада. Считается, что тем самым нарушается сама природа экономического развития слаборазвитых стран и создается, так называемое, "зависимое развитие". Субсидии, которые даются им как придаткам метропольной корпорации, и создание анклавной экономики в слаборазвитых странах, не способны служить инструментом само поддерживающегося роста. Корпорации обвиняются и во внедрении несоответствующих типов технологий, использующих дорогостоящее оборудование, что ведет к росту безработицы и предотвращает появление местных технологий. Утверждается и то, что ТНК сохраняют контроль над наиболее передовыми технологиями, не передают их развивающимся странам по разумным ценам. Выдвигается положение, что прямые иностранные капиталовложения ухудшают распределение доходов в развивающихся странах. Марксистская объективная зарубежная критика правильно подчеркивает, что они увеличивают разрыв между богатыми и бедными странами и создают тем самым условия для новых социальных потрясений в этом регионе. Вполне обоснованным представляется и мнение о том, что вывоз прибылей за рубеж подрывает местные финансы и препятствует развитию, таким образом, местного предпринимательства.
Правительства
многих развивающихся стран
Помимо чисто экономической критики, давалась и дается политическая оценка деятельности ТНК. Так, указывается, что ТНК создавали местные правительства, симпатизирующие исключительно капитализму, и при этом совершенно не учитывали национальные особенности развития страны и регионов Африки и Латинской Америки, считая, что они могут делать все, что им угодно. На практике это может привести и к разрушению экономики, и подрыву образа жизни, и другим негативным последствиям. Можно по-разному оценивать деятельность ТНК в развивающихся странах, позитивную или негативную роль играют они в этом регионе. Очевидно, к ней нельзя относиться как полностью негативной или полностью позитивной. Бесспорно, существует достаточно негативных факторов деятельности ТНК. Однако здесь возникает довольно сложный вопрос. Являются ли эти негативные результаты результатами деятельности ТНК или результатами неумелой политики самих слаборазвитых стран или они - интегральная часть самого процесса развития. Возникает много проблем, которые нуждаются в тщательном анализе. Суть одной из них - небольшой объем местных внутренних рынков - заключается в том, что развивающиеся страны устанавливают в ряде случаев высокозащищенные внутренние рынки, где трудно производить продукцию в широких масштабах, и поэтому цена их бывает относительно высокой. На практике предприятия, создаваемые ТНК во многих развивающихся странах носят анклавный характер, изолированный от других секторов экономики, слабо контактируя с ними, они не преобразуют экономику в целом, оказание влияния на быструю индустриализацию можно наблюдать только в новых индустриальных странах. Все эти страны стремятся осуществить индустриализацию.
Говоря об использовании технологии, необходимо отметить, что развивающиеся страны стремятся получить не только самые передовые ее виды, но и использовать технологию, требующую максимального использования труда в порядке обеспечения максимальной занятости. В реальности обе эти цели находятся в глубоком конфликте друг с другом, и только две НИС, Тайвань и Сингапур, имеют относительно небольшую безработицу. Передачи технологий, требующих больших капиталов, бесспорно выгодны, но необходимо сказать о том, что ТНК проявляют мало инициативы в развитии соответствующей технологии, которая могла бы конкурировать на мировом рынке, потому что они осуществляют свои вложения на защищаемом рынке. Кроме того, передача технологии вызывает конфликт экономических интересов между корпорациями и местными правительствами из-за определения цен, по которым эта технология продается.
Информация о работе Влияние ТНК на мировое экономическое развитие