Внешнеэкономические связи РФ - структура и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы заключена в том, что в процессе развития и становления рыночной экономики в России возрастает и степень экономической открытости страны, что, в свою очередь, влияет на соотношение между внутренними и внешними факторами, определяющими уровень социально-экономического развития государства.

Содержание работы

Введение.
1. Теоретические аспекты внешнеэкономических связей.
1.1. Понятия, сущность и классификация.
1.2. Основные формы и их содержание.
1.3. История развития внешнеэкономических связей в России.
1.4. Государственное регулирование внешнеэкономических связей в России.
2. Анализ внешнеэкономических связей РФ.
2.1. Основные направления внешней экономической деятельности РФ.
2.2. Оценка внешнеэкономических связей РФ на примере внешней торговли.
2.2.1. Динамика внешней торговли. Развитие экспорта и импорта.
2.2.2. Товарная структура внешней торговли.
2.2.3. Географическая структура внешней торговли.
3. Проблемы развития внешнеэкономических связей РФ.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономические связи РФ - структура и проблемы развития..docx

— 104.61 Кб (Скачать файл)

Портфельные инвестиции рассматриваются как вложение капитала в зарубежные акции, облигации и другие различные ценные бумаги, которое осуществляется в расчете на высокие дивиденды и, разумеется, получение прибыли на внесенный капитал. Данные вид инвестиций не дает права контроля над организацией. Таким образом, самое главное отличие прямых инвестиций от портфельных инвестиций заключается в наличии контроля над организацией или его отсутствии.

Вывоз ссудного капитала характеризуется как предоставление кредитов среднесрочного и долгосрочного характера, выраженных в денежной или товарной форме, которое осуществляется в расчете на извлечение максимальное прибыли за счет установления высокого ссудного процента.

Нужно отметить, что чаще всего вывоз капитала за рубеж является выгодным для экспортирующей стороны, однако заинтересованность в нем есть и у стран, в которые он ввозится, так как они получает вливание определенных денежных, а вместе с ними и других различных ресурсов, за что, разумеется, приходится расплачиваться затем долей дохода.

Разумеется, что внешнеторговая деятельность, ввоз и вывоз капитала не являются всеми возможными формами экономических связей, происходящими между отдельными странами. Одной из форм таких международных  взаимоотношений являются совместные предприятия, которые принадлежат собственникам из разных государств.

Совместное предприятие (предпринимательство) - интернациональная форма организации и осуществления определенной хозяйственной деятельности, которая основана на использовании объединенных капиталов иностранных и местных учредителей из двух и более государств. Совместные предприятия предоставляют возможность соединять денежные средства и другие виды ресурсов из различных стран, тем самым осуществляя общий производственно-экономический труд в пределах границ одной из них или в каждой стране. Прибыль и риски, которые связаны с совместной деятельностью, как правило, распределяются пропорционально доле средств, внесенной каждым участником.

Данная форма внешних экономических связей возможна для реализации в промышленной индустрии на заводах и фабриках; в сельскохозяйственной деятельности, научной, образовательной, медицинской, транспортной, культурной, кредитно-финансовой сферах, в области искусства.

Следующей немаловажной формой внешнеэкономических связей является международное оказание услуг. В этом случае услуги понимаются как экономическая деятельность, которая непосредственно удовлетворяет личные нужды всех членов общества, разного рода организаций, объединений, предприятий, то есть потребности общества в целом, не имеющие определенной материально-вещественной формы. Данная форма связей развита так же широко, как и международная торговля товарами, а также имеет свою собственную специфику: невидимость, неосязаемость, неразрывность между процессами производства и потребления, разнородность и изменчивость уровня качества и невозможность хранения услуг. Иногда услуги даже называют такими понятиями, как невидимый экспорт или невидимый импорт.

Большое распространение в мировом бизнесе имеет оказание услуг в сферах посредничества, банковских и биржевых операций, страхования, туристической деятельности, международных перевозок грузов. Также происходит быстрый рост объема услуг, оказываемых компьютерными сетями, которые имеются в развитых государствах мира.

Также к основным формам внешних экономических связей относится разного рода международное сотрудничество (содействие), функционирующее между отдельными странами и направленное на достижение общих целей и задач. Наибольшее распространение получили экономическое и научно-техническое виды сотрудничества.

Под первым понимается комплекс согласованных действий между разными странами и международными организациями, которые направлены на укрепление стабильности межгосударственных экономических отношений, удовлетворение национальных интересов и развитие правовых механизмов взаимовыгодного содействия. Международное экономическое сотрудничество является инструментом регулирования мирового экономического права. Под вторым - обмен результатами, полученными в ходе научных исследований и разработок, различными техническими и технологическими инновациями. Данное сотрудничество осуществляется путем обмена полезной информацией, учеными и специалистами, выполнением научно-исследовательских работ или созданием каких-либо проектов. Особенно можно выделить такой вид научно-технического сотрудничества, который происходит в виду проведения совместных программ научных, исследовательских и конструкторских работ посредством группировки научных и материально-финансовых ресурсов, а также организации общих научно-исследовательских групп экспертов или организаций.

К внешнеэкономическому сотрудничеству также относят культурный обмен и международные спортивные мероприятия, заметно усиливающиеся в последнее время и имеющие достаточно широкую степень распространения по всему миру.

Последней из первостепенных форм внешнеэкономических связей обычно выделяют мировые валютно-финансовые и кредитные отношения. Они рассматриваются как совокупность общественных взаимоотношений, формирующихся в процессе функционирования валюты в международном хозяйстве и обслуживающие взаимовыгодный обмен результатами конкретной деятельности национальных хозяйств. Примером подобных отношений можно считать систему взаимодействия различных валютных курсов или ссудных капиталов разных государств мира при осуществлении внешнеторговых операций. Важную роль при этом играют кредиты, предоставляемые иностранным партнерам через межнациональный рынок ссудных капиталов.

1.3. История развития внешнеэкономических  связей в России.

Внешняя торговля России прошла тысячелетнюю историю и на протяжении всей этой истории внешняя торговля являлась предметом первостепенных задач государственной власти, учитывая то, что российское государство всегда старалось исходить из национальных интересов.

Достаточно большое влияние на развитие внешнеторговой деятельности России было оказано проведением реформам 60-х годов ХIX  века. В этот период активно вводились различные экономические инструменты, направленные на защиту внутреннего рынка и, конечно, национальных производителей, поощрялось экспортирование валютоёмких товаров в целях обеспечения финансовыми средствами прогресса машиностроительной и оборонной индустрий. Все эти действия позитивно сказывались на развитии внешнеэкономических связей страны.

В Советском Союзе внешнеторговая деятельность по-прежнему оставалась важнейшим направлением экономики, которому уделялось немалое внимание со стороны государства. В свою очередь, жесткая государственная политика вызывала определенные позитивные результаты. На протяжении целых сорока послевоенных лет темпы развития внешней экономической деятельности страны были достаточно быстрыми и стабильными. Обеспечивалось ежегодное превышение темпов роста внешнеэкономической деятельности над темпами роста внутригосударственного дохода и промышленного производства. Различные валютные поступления, полученные от экспорта, обеспечивали значительную часть экономического развития государства. Доказательством такого роста внешней торговли СССР можно считать следующие данные: объем внешнеторгового оборота в 1970 г. составил 22 млрд. руб., в 1980 г. - 100 млрд. руб., в 1985 г. - 142 млрд. руб., при этом нужно помнить, что официальный курс советского рубля к доллару США на тот момент составлял чуть более 60 коп. за 1 долл. Причем почти полностью внешнеэкономические связи СССР (95%) проводились через Министерство внешней торговли (МВТ) - непосредственно торговые отношения и Государственный комитет по внешним экономическим связям (ГКЭС) -  строительство и инвестиции за рубежом.

Если, например, в 80-е годы на Западе происходил процесс резкого ускорения обновления выпускаемой продукции - более чем 80% было освоено заново. В машиностроении примерно каждые 5-7 лет происходило снятие с производственной линии «старых» изделий, в сфере электроники - примерно каждые три года. В Советском Союзе обновление производимой продукции осуществлялось только лишь каждые 10-12 лет.

В конце 80-х годов Запад смог предвидеть нефтяной кризис. Поскольку он прогнозировался здесь заранее, страны запада сумели обеспечить переоснащение производств, а также внедрить современные энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Благодаря этому произошло резкое снижение потребления сырья и ресурсов. СССР к такому оказался не готов, что повлекло за собой серьезные потери во внешней торговле. Именно поэтому и возникла необходимость в изменении государственной политики в проведении внешнеэкономических связей страны.

В 90-е годы прошлого столетия было проведено множество различных реформ, направленных на улучшение и стабилизацию внешнеэкономической ситуации в стране. Были утверждены новые принципы и правила осуществления международных экономических отношений. В этот момент произошло разрушение старой системы внешнеэкономических связей и, соответственно, было положено начало формированию новой системы. Именно в это время были разработаны и приняты различные законы, определяющие роль государственного регулирования внешних экономических связей и защиты экономической безопасности страны.

1.4. Государственное регулирование внешнеэкономических связей в России.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это комплекс хозяйственно-политических мер, которые осуществляются государственными органами в целях углубления и расширения степени участия страны в мировом разделении труда для повышения уровня эффективности общественного производства и выбора наилучшего варианты структуры потребления. Оно осуществляется при помощи административных, денежно-кредитных, бюджетных средств, а также конкретной политики в общественном секторе экономики.

В соответствии с ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к основным принципам государственного регулирования внешнеэкономическими связями относятся:

1) защита государством  прав и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных  интересов российских производителей  и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и не дискриминация  участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено  федеральным законом;

3) единство таможенной  территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении  другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения  обязательств Российской Федерации  по международным договорам Российской  Федерации и осуществление возникающих  из этих договоров прав Российской  Федерации;

6) выбор мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными  для участников внешнеторговой  деятельности, чем необходимо для  обеспечения эффективного достижения  целей, для осуществления которых  предполагается применить меры  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность  применения мер государственного 

регулирования внешнеторговой деятельности;4

9) исключение неоправданного  вмешательства государства или  его органов во внешнеторговую  деятельность и нанесения ущерба  участникам внешнеторговой деятельности  и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны  страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на  обжалование в судебном или  ином установленном законом порядке  незаконных действий (бездействия) государственных органов и их  должностных лиц, а также права  на оспаривание нормативных правовых  актов Российской Федерации, ущемляющих  право участника внешнеторговой  деятельности на осуществление  внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения  методов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на  всей территории Российской Федерации. 5 

Инструментами государственного регулирования являются:

• экспортная лицензия;

• экспортная субсидия; 
• экспортные премии;

• импортная квота;

• добровольное ограничение экспорта;

• антидемпинговая пошлина:

• акциз и налог на добавленную стоимость.6

Важную роль также играет организация таможенного дела, включающая в себя таможенную политику РФ, определенный порядок и условия передвижения различных товаров и транспортных средств через государственную таможенную границу, способы взимания таможенных платежей, проведение таможенного оформления и контроля. Все основные правовые, экономические, а также организационные аспекты таможенной деятельности зафиксированы в Таможенном кодексе Российской Федерации. Исходя из всего вышесказанного, следует, что сущность регулирования внешнеэкономических связей состоит в обеспечении гармонии интересов отдельных субъектов внешней экономической деятельности.

Информация о работе Внешнеэкономические связи РФ - структура и проблемы развития