Внешнеэкономические связи РФ - структура и проблемы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 13:26, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы данной курсовой работы заключена в том, что в процессе развития и становления рыночной экономики в России возрастает и степень экономической открытости страны, что, в свою очередь, влияет на соотношение между внутренними и внешними факторами, определяющими уровень социально-экономического развития государства.
Содержание работы
Введение. 1. Теоретические аспекты внешнеэкономических связей. 1.1. Понятия, сущность и классификация. 1.2. Основные формы и их содержание. 1.3. История развития внешнеэкономических связей в России. 1.4. Государственное регулирование внешнеэкономических связей в России. 2. Анализ внешнеэкономических связей РФ. 2.1. Основные направления внешней экономической деятельности РФ. 2.2. Оценка внешнеэкономических связей РФ на примере внешней торговли. 2.2.1. Динамика внешней торговли. Развитие экспорта и импорта. 2.2.2. Товарная структура внешней торговли. 2.2.3. Географическая структура внешней торговли. 3. Проблемы развития внешнеэкономических связей РФ. Заключение. Список использованной литературы.
2.1. Основные направления
внешней экономической деятельности
РФ.
Под внешнеэкономической деятельностью
страны понимают совокупность различных
мер, которые направлены на развитие экономических
отношений с иностранными государствами,
а также их регулирование. Можно сказать,
что основной задачей такого рода политики
является создание определенных условий,
необходимых для расширенного воспроизводства
в пределах государства, поэтому внешняя
экономическая политика всегда имеет
тесную связь с политикой внутренней.
Исторически сформировались два главных
типа государственной экономической политики:
протекционизм и фритредерство.
Под протекционизмом понимается
политика, проводимая в целях защиты отечественных
производителей от зарубежных конкурентов.
Фритредерство же подразумевает
политику свободной торговли, которая
базируется на принципе сравнительных
преимуществ и направлена на обеспечение
возможности международной экономике
достичь наиболее эффективного размещения
разного рода ресурсов, а также повысить
уровень материального благосостояния.
Основная стратегия внешнеэкономической
деятельности РФ заключается в дальнейшей
ее интеграции в мировое экономическое
сообщество. Данный процесс направлен
на максимальное использование внешнеэкономических
связей для того, чтобы реализовать и осуществить
долгосрочную структурную перестройку
всей российской экономики. Но нужно заметить,
что участие России в нынешней системе
мировых хозяйственных связей осуществляется
пока в большей степени за счет процесса
расширения торговли разного рода товарами,
в частности сырьем и материалами. Российское
государство имеет слабую вовлеченность
в мировую кооперацию производства, куплю-продажу
услуг, интернациональную миграцию капитала
в виде прямых инвестиций и, конечно, в
обмен информацией и достижениями научно-технической
деятельности. Экономика России сильно
зависит от экспорта узкого спектра товаров,
в особенности топливно-сырьевой группы,
и импорта множества потребительских
товаров. В последнее время степень открытости
экономики перестала соответствовать
различных внутренним возможностям государства,
глубине и масштабам тех проблемы, что
стоят перед ним.
В связи с этим вводится ряд
основных целей, реализация которых обращена
на решение задач по стабилизации роста
государственной экономики. Для этого
учитываются также и тенденции развития
международной экономики и торговли, предоставляются
гарантии равноправной интеграции России
в межнациональную экономику. К ним относятся:
• повышение экономической
конкурентоспособности России:
• сохранение места России
на международных товарных рынках и дальнейшее
увеличение количества экспортируемых
товаров и услуг;
• предоставление равноправных
условий попадания российских товаров
и услуг на иностранные рынки при соответствующей
защите национального рынка от нечестной
иностранной конкуренции;
• осуществление таможенно-тарифной
политики, нацеленной на создание благоприятных
условий, обязательных для расширения
внутреннего производства и повышения
уровня его конкурентоспособности;
• создание наиболее благоприятных
экономических условий в стране в целях
сокращения утечки капитала, а также ужесточение
контроля над проведением внешнеторговых
операций и пресечение незаконного ввоза
товаров.
Присоединение Российской Федерации
к Всемирной торговой организации обеспечит
более эффективную поддержку развития
экспортных возможностей отечественных
производителей, создание условий, необходимых
для продвижения товаров на иностранные
рынки с более высоким уровнем переработки,
что поможет облагородить структуру экспорта
России, улучшить доступ российских товаров
и услуг на международные рынки, а также
увеличить степень защищенности национальных
производителей на внутреннем и зарубежном
рынках.
В настоящий момент российская
торговая политика проводится путем таможенно-тарифного
регулирования (таможенные тарифы на экспорт
и импорт) и нетарифного регулирования
(например, разного рода квоты и лицензии)
внешнеторговой деятельности. Органами
государственной власти устанавливаются
различные ограничения, которые не допускают
иные методы внешнеторгового регулирования.
На экспорт и импорт количественных ограничений
не предусматривается. Они вводятся лишь
в исключительных целях:
• реализации национальной
безопасности РФ;
• выполнения межгосударственных
обязательств РФ, при этом учитывается
состояние национального товарного рынка;
• обеспечения защиты внутреннего
рынка РФ.
В последние годы бурно развивается
новая весьма важная и достаточно перспективная
тенденция, предполагающая объединение
предприятий, которые выступают на внешних
рынках. Появились и функционируют союзы
производителей и экспортеров различных
видов сырья и материалов.
Принципиальная особенность
таких отраслевых союзов заключается
в том, что они создаются на основе добровольного
характера различными хозяйственными
субъектами, объединяют в себе как производственные,
так и внешнеторговые предприятия. Можно
сказать, что формируется некое новое
организационное звено, целью которого
является представительство интересов
собственных членов перед разными государственными
органами и многостороннее содействие
им в деятельности на внешних рынках.
Стоит отметить, что в современных
условиях наблюдается качественное обновление
всей технологической базы, задействованной
в производстве, посредством выполнения
разного рода стратегических действий:
внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих
технологий, достаточного изменения структуры
производственного процесса и процесса
потребления, а также использования экспорта
научно-технической информации и услуг.
2.2. Оценка внешнеэкономических
связей РФ на примере внешней торговли.
Экономика России переступила
порог нового тысячелетия, находясь в
стадии устойчивого экономического подъема.
Финансово-экономический кризис в августе
1998 года подкрепил социально-экономическое
благополучие тем, что повлек за собой
неоднократную девальвацию национальной
валюты, а это в условиях значительного
удорожания ввозимых из-за рубежа товаров,
в свою очередь, повысило конкурентную
способность продукции, выпущенной отечественными
производителями, не только на национальном,
но и на внешнем рынке.
Внешняя торговля России имеет
существенное влияние на экономическую
безопасность страны, а вклад данной отрасли
составляет почти 40% доходной доли федерально
бюджета. Учитывая косвенное воздействие
данной ключевой сферы на всю национальную
экономику, можно заключить, что вклад
внешнеторговой отрасли фактически равен
половине всех финансовых средств, которые
поступают в российский бюджет. Помимо
этого, в условиях современной благоприятной
конъюнктуры путем внешнеторгового обмена
России удалось накопить значительные
валютные ресурсы, формирующие Резервный
Фонд и Фонд будущих поколений, которые
еще не так давно составляли Стабилизационный
фонд.
Но проблема в том, что потенциальные
возможности внешнего торгового обмена
в РФ используются недолжным образом,
что, в свою очередь, может привести к усугублению
критериев, определяющих экономическую
безопасность государства. В России произошел
определенный перекос в экономике: зависимость
от экспорта топливно-сырьевой группы
материалов сильно возросла, а обрабатывающая
промышленность имеет тенденцию к систематическому
отставанию. И только государство может
предложить варианты выхода из данной
ситуации.
2.2.1. Динамика внешней
торговли. Развитие экспорта и
импорта.
За исследуемый период, а именно
с 2001 по 2011 года, можно отметить, что показатели
экспорта и импорта в России сильно возросли.
К примеру, экспорт по результатам 2001 года
составил 100 млрд. долларов США, а этот
же показатель в 2011 году находился уже
на отметке в 516,5 млрд. Причем такая тенденция
возрастания относится в равной степени,
как к странам дальнего зарубежья, так
и к странам СНГ. Разумеется, что подобная
тенденция не всегда происходила равномерно,
по нарастающей, например, в период 2009-2010
годов показатели экспорта и импорта заметно
упали, в среднем на 36% и 38% соответственно.
Данное снижение являлось последствием
очередного финансово-экономического
кризиса, потрясшего в конце 2008 года весь
мир. Также стоит отметить, что на протяжении
всего этого времени объем экспорта существенно
превышал объем импорта, а это говорит
о том, что торговый баланс в России всегда
положителен.7
Российский экспорт в основном
развивается за счет улучшения конъюнктуры
на рынках энергоносителей и некоторых
других товаров. Также его прирост может
быть обусловлен ростом контрактных цен.
Если, например, сравнить данные в 2005-2006
годах, то можно заметить, что в своем стоимостном
выражении экспорт в 2006 году увеличился
на 24,8%, при этом суммарный объем экспорта
достиг значения 301,2 млрд. долларов, из
которых со странами дальнего зарубежья
– 258,9 (рост на 24%) и 42,3 – со странами СНГ
(рост на 29,7%).
Произошли изменения и в экспортных
квотах на различные виды сырья и материалов.
Например, на такие товары, как нефть и
нефтепродукты, каменный уголь и т.д. она
увеличились, но в то же время уменьшилась
на природный газ, автомобили (легковые
и грузовые), газетную бумагу.
Можно сделать вывод, что прирост
стоимостного объема экспорта получен
в большей степени за счет увеличения
контрактных цен, а также наращивания
его физических объемов.
Произошел рост и импорта товаров,
который был обусловлен тем, что увеличился
спрос на различные товары иностранных
производителей, а также повысились доходы
населения страны и выросли объемы инвестиций.
Рост импорта протекал преимущественно
за счет расширения физических объемов
различной продукции, ввозимой из-за рубежа,
и товаров, которые покупались у иностранных
государств. Рост цен на импортируемые
товары замедлился, а его темпы стали ниже
темпов увеличения объема закупаемых
товаров. Если сравнить показатели импорта
за рассматриваемый ранее период, то можно
также заметить тенденцию к росту, и прирост
импорта в 2006 году относительно предыдущего
года составил 39,6%, либо 39,1 млрд. долларов.
В целом динамику внешней торговли
можно назвать положительной. Происходит
рост внешнего товарооборота. Однако имеются
и негативные стороны данного роста. К
ним можно отнести: экспорт растет благодаря
увеличению доли сырьевой продукции, а
не наукоемких товаров, а также то, что
почти всю товарную структуру импорта
составляют машины, разного рода оборудование
и различные транспортные средства.
2.2.2. Товарная структура
внешней торговли.8
Состав основных внешнеторговых
позиций в России всегда остается практически
неизменным. И это мы можем наблюдать,
анализируя данные, предоставленные Федеральной
таможенной службой России. Возьмем для
рассмотрения тот же период, что был показан
в предыдущем пункте.
Главнейшую роль среди экспортируемых
товаров по-прежнему играют важнейшие
энергоносители, к которым относятся нефть,
газ и др., различные металлы и драгоценные
камни, а также лес и пиломатериалы.
Что касается изменений общего
стоимостного объема экспорта, то здесь
наблюдается повышение удельного веса
нефти и нефтепродуктов, газа, и, наоборот,
снижение экспортной доли машин и оборудования.
Если говорить об экспорте топливно-энергетических
ресурсов, то его объем в 2006 году увеличился
на 44,1% по сравнению с прошлым годом, а
физический объем вырос всего лишь на
3%. Около 51 млн. тонн нефтепродуктов было
направлено на экспорт, что превысило
показатели 2005 года на 11,4%.
Стоимостной объем экспортируемых
товаров в металлургическом комплексе
стал выше на 3,3%, в лесном и целлюлозно-бумажном
– на 11,8%, а в химическом и нефтехимическом
данный показатель прироста составил
15,4%. Доля машиностроительного комплекса
в суммарном экспорте страны в 2006 году
составила всего 4,8%.
Говоря о товарной структуре
импорта, можно выделить, что ввоз машин,
оборудования и транспортных средств
остается преобладающим. В то же время
увеличился ввоз и товаров, относящихся
к химической промышленности, продовольственных
товаров, а также сельскохозяйственного
сырья, хоть и доля данных групп в товарной
структуре в определенной степени уменьшилась.9
Произошел рост импорта металлов
и изделий, обусловленный в основном повышением
цен почти в 2,5 раза на черные металлы и
трубы. А импорт машин и оборудования достиг
показателей, превышающих прошлые годы
более чем в 2 раза.
2.2.3. Географическая структура
внешней торговли.
Под географической структурой
внешней торговли подразумевается система
распределения различных товарных потоков
между отдельными государствами или группами
государств, которые формируются по территориальному,
либо определенному организационному
признаку. Рассматривая географическую
структуру внешней торговли России, следует
выделять два главных направления: страны
СНГ, являющиеся ближним зарубежьем, и
остальные страны, представляющие дальнее
зарубежье соответственно.
Наблюдается постепенное снижения
объемов товарооборота в торговле со странами
СНГ. Это обусловлено, во-первых, нестабильной
экономической обстановкой, во-вторых,
отсутствием сбалансированности поставок
в пользу России, в-третьих, нехваткой
денежных средств у стран-контрагентов.
Состав основных партнеров
Российской Федерации практически не
претерпевает изменений. Главными партнерами
по внешнеторговому сотрудничеству по-прежнему
остаются страны Европейского Союза. Но
в то же время их удельный вес в суммарном
внешнем обороте снизился.