Внешнеэкономические связи РФ - структура и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы заключена в том, что в процессе развития и становления рыночной экономики в России возрастает и степень экономической открытости страны, что, в свою очередь, влияет на соотношение между внутренними и внешними факторами, определяющими уровень социально-экономического развития государства.

Содержание работы

Введение.
1. Теоретические аспекты внешнеэкономических связей.
1.1. Понятия, сущность и классификация.
1.2. Основные формы и их содержание.
1.3. История развития внешнеэкономических связей в России.
1.4. Государственное регулирование внешнеэкономических связей в России.
2. Анализ внешнеэкономических связей РФ.
2.1. Основные направления внешней экономической деятельности РФ.
2.2. Оценка внешнеэкономических связей РФ на примере внешней торговли.
2.2.1. Динамика внешней торговли. Развитие экспорта и импорта.
2.2.2. Товарная структура внешней торговли.
2.2.3. Географическая структура внешней торговли.
3. Проблемы развития внешнеэкономических связей РФ.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономические связи РФ - структура и проблемы развития..docx

— 104.61 Кб (Скачать файл)

Традиционно Германия является главным партнером. Ее лидерство вызвано тем, что поставляемые товары имеют достаточно высокое качество и при этом оптовые цены на них относительное невысокие, а также их доставка занимает не так много времени, исходя из территориальной близости.10

К числу других важных и стабильных партнеров России можно отнести Великобританию, Италию, Финляндию, США, Китай и Японию. Также в последние годы происходит активное развитие внешнеэкономических связей с Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. К тому же в структуре внешней торговли РФ увеличивается доля стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества).

В целом можно проследить тенденцию к развитию внешнеэкономических связей, в частности внешней торговли, как со странами дальнего зарубежья, так и близко расположенными государствами.

В конце можно сказать, что внешнеторговая область предоставляет широкий спектр возможностей для становления и развития экономики, формирования государственного бюджета и, конечно, поддержания благосостояния населения. Однако современная модель взаимодействия России с международным рынком не соответствует ни экономическим ожиданиям, ни потенциальным возможностям.

3. Проблемы развития  внешнеэкономических связей РФ.

Присущая процессу глобализации либерализация национальных рынков в принципе открывает широкие возможности для распространения на Земном шаре современных видов продукции, технологий, производственных процессов и систем, патентов, "ноу- хау", маркетинга и менеджмента, иначе говоря, экономических, экологических и иных стандартов, освоенных постиндустриальным обществом.

Однако современная Россия продвигается по пути включения в систему мирохозяйственных связей с большим трудом. Ее самостоятельное взаимодействием с внешним миром началось после более чем семидесяти лет замкнутости, получив в наследство от СССР деформированную за годы централизованного планирования структуру народного хозяйства, доминирующими отраслями которой являлись оборонная промышленность и монопольные производители гражданских товаров производственного назначения. В стране не было развернутого законодательства, которое бы регулировало хозяйственную, а, следовательно, и внешнеэкономическую, деятельность, которое можно было бы сопоставить с нормами хозяйственного права во многих развитых странах мира. Многие предприятия и организации в производстве и сфере услуг не были знакомы с принципами осуществления бизнеса в условиях рынка и реалиями конкурентной борьбы.

Поэтому Россия, которая входит в первую десятку государств мира по объему ВВП, на данный момент является одним из аутсайдеров межнационального обмена. Удельный вес нашей страны в мировой торговле и международном движении капитала весьма незначителен: на ее долю в мировом экспорте и импорте товаров приходится соответственно 1,7 и 0,8%, экспорте и импорте услуг - 0,7 и 1,2%, накопленных в мире объемах прямых иностранных инвестиций - всего 0,3%. Россия остается по существу вне процессов международного интегрирования, не принимает участия в выработке на многостороннем уровне норм и правил регулирования внешнеэкономического оборота.11

Столь скромные позиции российского государства в хозяйственном взаимодействии с внешним миром закономерны. В международной торговле ныне основное место занимает готовая продукция и услуги, которые базируются на высоких технологиях. В свою очередь, Россия экспортирует по большей части сырье и изделия первого передела, а импортирует в основном готовые изделия, в том числе продовольственные товары и бытовую технику. В экспорте и импорте услуг доминируют наиболее распространенные их виды - туризм, а также перевозки грузов и пассажиров. Испытывая инвестиционный голод, Россия, как ни парадоксально, финансирует развитие других стран через утечку капитала. Учитывая нынешний характер хозяйственных связей с внешним миром, видно, что национальные производители по существу находятся вне области международного промышленного и инвестиционного сотрудничества: у них нет прочных кооперационных связей с иностранными партнерами, и они не включены в международные воспроизводственные цепочки.

Качественное улучшение внешнеэкономических связей могло бы увеличить вклад внешнего фактора в экономическое развитие страны. Однако необходимость осуществления мер, направленных на создание предпосылок диверсификации экспорта, рационализации импорта и трансграничного перемещения капитала, недооценивается и практическими организациями, и определенной частью экономической науки. Это проявляется, в частности, при выработке концептуальных подходов к определению путей решения важнейших социально-экономических проблем страны на перспективу. Основное внимание разработчиков занимают вопросы внутренней экономической политики и механизмы ее реализации. Участие страны в международном обмене, видимо, по инерции, считается неким формально необходимым, но малозначимым элементом программ намечаемых действий. Отсюда тривиальное повторение тезиса о необходимости встраивания в мировую экономику без определения конкретных путей повышения эффективности такого встраивания, использования его выгод и преимуществ. Отсюда же недостаточная ясность представлений о наиболее приемлемой на нынешнем этапе переходного периода внешнеэкономической стратегии и ее важнейших составляющих. В результате перспективные задачи в области экономических отношений с внешним миром сводятся в основном к вопросам смягчения остроты проблемы погашения и обслуживания внешней задолженности и методов борьбы с утечкой капитала.

Без целенаправленной деятельности всех ветвей власти, способствующей формированию благоприятной экономической среды, у отечественного бизнеса, которому предстоит сыграть, пожалуй, ключевую роль в развитии конкурентных преимуществ, не будет необходимых для этого мотиваций. Поскольку в условиях рынка главным источником финансирования капиталовложений и инноваций выступают собственные средства предприятий, постольку перед, российским предпринимательством встает задача всемерного наращивания массы прибыли. Одним из путей ее решения видится увеличение загрузки уже существующих производственных мощностей и рост выпуска продукции, востребуемой как внутренним, так и внешним рынками. Другой резерв увеличения прибыли предпринимательского сектора - повышение производительности труда в комплексе со снижением издержек и повышение рентабельности.

Более глубокому включению России в международный обмен может поспособствовать продуманная и сбалансированная внешняя экономическая политика, которая будет учитывать как общемировые тенденции, так и интересы национальной экономики. России было бы важно определить свое отношение к усилению открытости национальных рынков и региональных интеграционных процессов и попытаться найти подобающее место в складывающемся многополюсном мире.

Вступление в ВТО должно стать важнейшим шагом по пути укрепления рыночных отношений и создания конкурентной среды в России, а также ее полноправного включения в систему интернационального экономического обмена, совершенствования хозяйственного законодательства и сближения его норм с правовой практикой других в странах. После присоединения к этой организации степень дальнейшего открытия своего рынка товаров и услуг Россия будет определять не в одностороннем порядке, а совместно с большинством участников международных экономических отношений.

В итоге данной главы, можно отметить, что в целях усиления своих позиций в мировой экономике России необходимо определить ключевые направления развития и географических преобразований внешнеэкономических связей, а также определить те факторы, которые могли бы способствовать развитию международных экономических связей.

Заключение.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи являются неотъемлемой частью экономической жизни любого государства, поскольку ни одна страна не сможет достигнуть достаточно высокого уровня экономического развития, используя только свои собственные силы и свой научно-технический потенциал.

Функции внешнеэкономических связей определяют их сущность. В то же время внешнеэкономические связи воздействуют на экономическую систему страны посредством осуществления внешнеэкономической деятельности. В современном международном хозяйстве данные связи являются факторами увеличения национального дохода, а также ускорения научно-технического прогресса.

На базе глубокого многостороннего анализа всех внутренних проблем страны, а также существующих в современном мире тенденций, выявляется относительно новая роль внешних экономических связей, сущность которой заключается в необходимости проведения все более активной и целенаправленной внешней экономической политики.

В настоящее время существует ряд факторов, которые оказывают отрицательное влияние на процессы формирования и эффективного функционирования внешнеэкономического комплекса. К ним относятся: недостаточная конкурентная способность продукции с высоким уровнем переработки; достаточно высокая степень износа производственных фондов предприятий внешнеэкономического комплекса, а также ограниченность использования внутренних инвестиционных ресурсов этих предприятий; происходит переориентация импорта, направленная на удовлетворение текущих потребностей; неполноценная координация деятельности предприятий и организаций, которые участвуют в формировании инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

На протяжении нескольких последних лет национальная внешняя торговля развивается, находясь в условиях вполне благоприятной конъюнктуры на внешних рынках, в частности растущих цен на нефть. Разумеется, что это позволило поддерживать относительное высокие темпы экономического роста, а также предопределить существенное увеличение объемов экспорта страны и сформировало предпосылки для ускорения процесса роста импорта.

Достаточно новым направлением в развитии внешних экономических связей является сотрудничество в сфере информационных услуг. Совершенствование таможенной политики является одним из важнейших направлений внешнеэкономической политики, а приграничная торговля рассматривается как одна из традиционных форм региональных экономических связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. 1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 № 61-ФЗ (ред. от 25.04.2003).

2. Федеральный Закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

3. Интернет-газета «Время союза» 22.08.2008.

4. Журнал «Российский внешнеэкономический вестник» 2008, №7, №11. Дюмулен И.И., Кунаков Д.А.

5. Авдокушин Е.Ф. / Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 2009.

6. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. / Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие.— М.: Финансы и статистика, 2000.— 512с.

7. Баринов В. А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В. А. Баринов. – ИНФРА – М, 2006. – 365 с.

8. Булатов А.С. / Экономика внешних связей России. М.: Бек, 2007, 704с.

9. Ионичев Н.П. / Внешние экономические связи России. М.: Аспект пресс, 2001 - 400с.

10. Корниенко О. Международная экономика / О. Корниенко. – Феникс, 2008. – 289 с.

11. Оболенский В.П. / Внешнеэкономические связи России. Динамика и институциональные изменения: Научный доклад.

12. Оболенский В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. / Оболенский В.П. – М: Наука, 2003 – 197с.

13. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. – М.: ИНФРА-М, 2005.-198с.

14. Россия в цифрах: Статистический сборник – М.: Статистика России, 2007.

15. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

17. http://www.budgetrf.ru - Бюджетная система РФ.

18. http://www.customs.ru – Федеральная таможенная служба РФ.

Приложение № 1. Классификация внешнеэкономических связей.

Приложение № 2. Экспорт и импорт РФ в период с 2001 по 2011 гг. в денежном выражении (миллиарды долларов США).

 

 

 

Приложение № 3. Внешняя торговля с основными партнерами из дальнего зарубежья за период с 2008 по 2011 гг. в денежном выражении (миллионы долларов США).

 

2008

2009

2010

2011

Экспорт

Германия

33164

18170

25103

34173

Италия

41999

25100

27404

32582

Нидерланды

56973

36407

53963

62587

Великобритания

14884

9074

11312

13997

Франция

12201

8726

12437

14857

Китай

21142

16687

20325

35241

Япония

10327

7251

12835

14701

Республика Корея

7789

5664

10435

13356

США

13357

9132

12419

16604

Импорт

Германия

34115

21229

26714

37676

Италия

11002

7891

10044

13401

Нидерланды

4817

3589

4442

5924

Великобритания

7616

3544

4575

5671

Франция

10015

8431

10118

13276

Китай

34780

22795

39036

48264

Япония

18586

7252

10301

15004

Республика Корея

10594

4866

7273

11593

США

13790

9170

11135

16604

Информация о работе Внешнеэкономические связи РФ - структура и проблемы развития