Внешнеторговая деятельность России: сущность, проблемы, перспетивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 05:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать состояние внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
 раскрыть понятие внешней и международной торговли;
 рассмотреть основные теории международной торговли;
 охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты внешней торговли 6
1.1. Понятие внешней и международной торговли 6
1.2. Теории международной торговли 9
2. Внешнеторговая деятельность России 25
2.1. Особенности торговли России на современном этапе 25
2.2. Место России в международной торговли 32
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

makroekonomika.docx

— 80.40 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) ФГБОУ ВПО «БГУЭП»

Кафедра Экономической  теории

           КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Макроэкономика

         на тему:

    «внешнеторговая  деятельность россии: сущность, проблемы, перспетивы»

Работу выполнила

Цырендоржиева Эржена

Студентка 2 курса, ФК – 11 - 01

Научный руководитель

к.э.н., доцент Макшеева О.А.

 

 

 

                                                       Чита – 2012

 

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

 

ПЛАН

Введение         3

  1. Теоретические аспекты внешней торговли             6
    1. Понятие внешней и международной торговли   6
    2. Теории международной торговли                        9
  2. Внешнеторговая деятельность России   25
    1. Особенности торговли России на современном этапе     25
    2. Место России в международной торговли                       32

Заключение         38

Список литературы       40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.

 Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Страны  торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические ресурсы – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно  различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных  товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Анализ  динамики внешней торговли России является актуальным, так как Россия в настоящее  время активно борется за улучшение  своего положения на международном  рынке, и внешняя торговля для  России это основной источник средств для поднятия национальной экономики и решения внутренних экономических и социальных проблем.

Цель  курсовой работы – проанализировать состояние внешней торговли России.

Задачи  курсовой работы:

  • раскрыть понятие внешней и международной торговли;
  • рассмотреть основные теории международной торговли;
  • охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
  • проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
  • оценить приоритеты и направления развития внешней торговли России;
  • охарактеризовать место России в международной торговли.

Объектом  настоящего исследования является внешняя  торговля России, предметом – экспорт  и импорт России, характеризующие  внешнюю торговлю России.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области мировой торговли и внешнеторговой деятельности, законы и нормативные документы, связанные с этой областью экономики, а также материалы периодических изданий.

Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что её результаты могут  быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель, задачи, объект исследования, раскрыта научная новизна, теоретические и практические значения работы.

В I главе «Теоретические аспекты внешней торговли» рассмотрены основные теоретические моменты и теории международной торговли; во II главе «Внешнеторговая деятельность России» – проводится анализ внешнеэкономической деятельности России на базе географической и товарной структур. Прослежено изменение экспорта и импорта в стране за последний период времени. Приведены статистические данные по важнейшим макроэкономическим показателям международной торговли. Проанализировано место России в международной торговле и мероприятия. В заключение курсовой работы изложены основные результаты проведенных исследований.

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1.1 Понятие внешней и международной торговли

Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.

  В литературе часто дается  следующее определение: «Международная торговля» - сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран, совокупность внешней торговли всех стран мира».1 Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием НТР, специализация  и кооперирование промышленного  производства, усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста.2

Становление рыночных отношений дало мощный импульс  развитию международной торговли. Международная  торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной  торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся  и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной  торговли практически безграничны. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные государства.

Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.

Существенное  воздействие на развитие международной  торговли оказывает деятельность транснациональных компаний (ТНК), которые формируют свои собственные внутренние рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли - до отдельных физических лиц - «челноков»), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.3 В чем состоят выгоды от внешней торговли для её участников? Эта проблема исследовалась уже в рамках меркантилизма – направление экономической мысли XVI – XVIII вв. Меркантилисты полагали, что внешняя торговля необходима стране для накопления золота, которое считалось главным источником богатства нации.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и  торговлю услугами.

Эффективность или неэффективность внешней  торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических  систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующие субъекты и на население различных стран  мира. Так, например, либерализация  внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики  приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные  товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теории международной торговли

Классические теории

Теория меркантилизма

Систематические исследования, посвященные внешней  торговле, появились с возникновением первых школ экономической мысли. Великие  географические открытия стимулировали  как развитие внешней торговли, так  и колонизацию новых территорий, сопровождавшуюся разделом сфер влияния. В этих условиях появилась первая экономическая теория, получившая название «меркантилизм». Будучи ориентированной на практические потребности власти, она ответила на вопрос, как должна быть устроена внешняя торговля, и обосновала стремление государства к экономической экспансии. Политика меркантилизма, господствовавшая в экономической мысли в XVI – начале XVIII в. и была направлена на то, что бы золота было больше. Для этого ввоз товаров должен превышать вывоз. Добиться же положительного торгового баланса можно, введя государственную монополию на торговлю, ограничив импорт и помогая отечественным производителям и торговцам – экспортерам. То есть внешнеторговая политика должна иметь протекционистский характер

Принцип абсолютного преимущества А. Смита

Англия 2-ой половины XVIII – XIX вв. представляет собой классический пример перехода от политики протекционизма к свободной торговле. Политика свободной торговли была впервые сформулирована великим английским экономистом А. Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776г.). Он выдвинул новую теорию мировой торговли, обосновав необходимость либерализации импорта и ослабления таможенных ограничений. А.Смит доказал необходимость и важность внешней торговли. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже экспортеров. Подход А. Смита получил название «Принцип абсолютного преимущества».

 Принцип абсолютного преимущества состоит в том, что каждая страна должна специализироваться на производстве товаров, средние издержки которых меньше, чем средние издержки в других странах.

  Абсолютное преимущество по тому или иному товару определяется наделенностью соответствующими ресурсами. Экспортируя часть таких товаров, страна на вырученные деньги приобретает товары, производство которых ей обходится дороже и в выпуске которых имеет абсолютное преимущество другая страна. Смит доказал, что такая торговля будет выгодной для всех её участников. Однако некоторые страны не имеют абсолютного преимущества ни по одному товару, т.е. их издержки на единицу любого товара выше, чем у других стран. Тем не менее они тоже участвуют во внешней торговли.

В соответствии с воззрениями А. Смита:

  1. Правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;
  2. Внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;
  3. Экспорт является положительным фактором для экономики страны, т.к. обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;
  4. Субсидии на экспорт являются налогом с населения, они ведут к повышению внутренних цен и должны быть отменены.

Из  теории А.Смита вытекает, что факторы  производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Однако через некоторое время преимущество одних регионов перед другими могут исчезнуть, следовательно, прекратиться и торговля.

  Таким образом, содержание теории абсолютного преимущества состоит в том, что страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производят с наименьшими издержками другие страны.

Информация о работе Внешнеторговая деятельность России: сущность, проблемы, перспетивы