Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 05:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать состояние внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие внешней и международной торговли;
рассмотреть основные теории международной торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
Введение 3
1. Теоретические аспекты внешней торговли 6
1.1. Понятие внешней и международной торговли 6
1.2. Теории международной торговли 9
2. Внешнеторговая деятельность России 25
2.1. Особенности торговли России на современном этапе 25
2.2. Место России в международной торговли 32
Заключение 38
Список литературы 40
Теория предпочтения сходства
Все рассмотренные ранее теории международной торговли объединяет то, что в них источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками производства. Экспортная специализация страны обуславливается присущими ей минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей её потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.
Следует ещё раз подчеркнуть, что положение теории предпочтения сходства относятся исключительно к торговле промышленными товарами. Что касается международной торговли сырьем или сельскохозяйственной продукцией, то её географическая структура вполне отвечает положениям теории Хекшера – Олина.
Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера
Во 2-ой половине XX века в мировой торговле произошли серьёзные изменения в условиях конкуренции, её товарной и географической структурах. В товарной структуре мировой торговли стала преобладать торговля готовой продукцией. Прежде преимущество мировой торговли было связано с обстоятельствами, унаследованными страной от предыдущих этапов развития национальной экономики. Теперь же резко возросло значение «рукотворных» факторов конкурентоспособности, т.е. тех, которые связаны с непосредственной деятельностью компаний, стремящихся максимально учесть изменяющиеся требования рынка, разработать и осуществить стратегию по завоеванию прочих позиций на конкретных товарных рынках.
В 1990 г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран», изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция».
Теория М. Портера фокусирует внимание на тех конкретных свойствах отдельных наций, которые являются предпосылками успеха национальной промышленности в международной конкуренции на характеристиках экономической среды, политики правительств.
М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего 4 главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. Детерминанты конкурентного преимущества – характеристики наиболее значимых источников конкурентного преимущества компаний обрабатывающих отраслей промышленности.
Перечисленные детерминанты образуют национальный «ромб», представляющий собой систему, компоненты которого взаимно усиливают друг друга. «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.12
В эту схему также включается случайные события и действия Правительства, которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны.
Для разных стран характерно разное сочетание этих факторов, в соответствии с которыми Портер выделяет 4 стадии жизни цикла страны:
Таким образом, теория конкуренции связывает включение страны и отдельной фирмы в мировую торговлю с условиями конкуренции, преимущества в конкурентоспособности своих товаров, поступающих на внешний рынок. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствуя поиску ею внешних рынков. Концепции независимости взаимозависимости и зависимости, помогают объяснить структуру мировой торговли и торговую политику стран.
Теория предпочтения сходства
Все рассмотренные ранее теории международной торговли объединяет то, что в них источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками производства. Экспортная специализация страны обуславливается присущими ей минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей её потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.
Следует ещё раз подчеркнуть, что положение теории предпочтения сходства относятся исключительно к торговле промышленными товарами. Что касается международной торговли сырьем или сельскохозяйственной продукцией, то её географическая структура вполне отвечает положениям теории Хекшера – Олина.
Теория «внешнеторгового мультипликатора»
В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода,на размер занятости, потребления и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.
Особое внимание следует обратить на последствия развития внешней торговли для экономики страны при изменяющемся предложении факторов производства.13
Теорема Рыбчинского
В 1955 году английский экономист Т. Рыбчинский обратил внимание на то, что рост производства в одной отрасли экономики может негативно воздействовать на состояние производства в другой отрасли.
Дальнейшие исследования подтвердили первоначальную гипотезу, и установленная взаимосвязь получила название «теорема Рыбчинского», из которой следует, что растущее предложение одного из факторов производства стимулирует непропорционально больший рост производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и сокращение производства и доходов в той отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно.14
Из теоремы Т. Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например нефти и газа, может затормозить развитие других отраслей, в частности обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта.
Теория эффекта масштаба
В начале 80-х гг. П. Крюгман, Р. Дризе, Г. Хафбауэр и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.
Суть теории эффекта масштаба заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене.
Теория эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли.15 Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков.
Таким образом,
можно отметить, что в рамках современных
подходов к объяснению внешнеторговых
потоков учитываются
2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ
2.1 Особенности торговли России на современном этапе
Порог нового тысячелетия российская экономика переступила в стадии устойчивого экономического подъема. Крепнущее социально – экономическое благополучие на первоначальном этапе являлось следствием произошедшего в августе 1998 г. финансово-экономического кризиса, который повлек за собой многократную девальвацию национальной валюты, и тем самым, в условиях существенного удорожания завозимых из-за рубежа товаров, значительно повысил конкурентоспособность продукции отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.16
По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России в январе-сентябре 2012 г. составил 611,5 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2011 г. в стоимостном выражении на 2,7 %, в том числе со странами дальнего зарубежья – 525,2 млрд. долларов, странами СНГ – 86,3 млрд. долларов.
Увеличение стоимостных объемов внешней торговли в январе – сентябре 2012 г. обусловлено существенным ростом экспортных поставок за счет благоприятной конъюнктуры на рынке энергоносителей и заметным ростом импорта в связи с повышением внутреннего спроса.
Активное сальдо торгового баланса России составило 159,9 млрд. долларов и увеличилось на 7,6 млрд. долларов. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 132,0 млрд. долларов (рост на 4,1 млрд. долларов), со странами СНГ – 27,8 млрд. долларов (рост на 3,4 млрд. долларов).
Во внешней
торговле России особое место как
крупнейший экономический партнер
занимает Европейский Союз.
На долю
ЕС в январе-сентябре 2012 года приходилось
48,8% российского товарооборота (в январе-сентябре
2011 года - 47,9%), на страны СНГ - 14,1% (15,4%), на
страны ЕврАзЭС - 7,3% (7,8%), АТЭС - 24,1% (23,9%).
Доля стран Таможенного союза в российском
товарообороте в январе-сентябре составила
7,0%(7,6%).
Основными
торговыми партнерами России в январе-сентябре
2012 года среди стран дальнего зарубежья
были Китай, товарооборот с которым составил
64,8 млрд. долларов (рост на 7,5% к январю-сентябрю
2011 года), Нидерланды - 61,5 млрд. долларов
(+24,7%), Германия - 54,6 млрд. долларов (+5,6%),
Италия - 32,1 млрд. долларов (+0,1%), Турция
- $25,6 млрд. долларов (+14,4%), Япония - 22,8 млрд.
долларов (+6,7%), США - 21,0 млрд. долларов (-5,6%),
Польша - 20,4 млрд. долларов (+3,0%), Франция
- 18,1 млрд. долларов (-16,5%), Республика Корея
- 17,8 млрд. долларов (-1,7%).
Информация о работе Внешнеторговая деятельность России: сущность, проблемы, перспетивы