Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа
Внешнеторговая политика Республики Корея формировалась в течение многих десятилетий. Формирование осуществлялось в условиях стратегии экономического развития за счет экспортного производства.
Как известно, в течение многих десятилетий в Республике Корея господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право на осуществление всех видов внешнеэкономических связей принадлежало государству.
Введение
Задачи
I. Особенности экономического развития Южной Кореи
1. Основные этапы развития экономики Южной Кореи
2. Структурные сдвиги в хозяйстве
3. Источники экономического роста
II. Отраслевая структура экспорта и импорта Южной Кореи
1. Автомобилестроение
2. Судостроение
3. Бытовая электроника
4. Производство полупроводников
5. Телекоммуникационное оборудование
6. Компьютеры
7. Общее машиностроение
8. Сталелитейная промышленность
9. Нефтехимическая промышленность
10. Текстильная промышленность
III. Торговые отношения Южной Кореи с Россией и перспективы их развития
Заключение
Список литературы
План курсовой работы.
Введение
Задачи
I. Особенности экономического развития Южной Кореи
1. Основные этапы развития экономики Южной Кореи
2. Структурные сдвиги в хозяйстве
3. Источники экономического роста
II. Отраслевая структура экспорта и импорта Южной Кореи
1. Автомобилестроение
2. Судостроение
3. Бытовая электроника
4. Производство полупроводников
5. Телекоммуникационное оборудование
6. Компьютеры
7. Общее машиностроение
8. Сталелитейная промышленность
9. Нефтехимическая промышленность
10. Текстильная промышленность
III. Торговые отношения Южной Кореи с Россией и перспективы их развития
Заключение
Список литературы
Введение
Внешнеторговая политика Республики Корея формировалась в течение многих десятилетий. Формирование осуществлялось в условиях стратегии экономического развития за счет экспортного производства.
Как известно, в течение многих десятилетий в Республике Корея господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право на осуществление всех видов внешнеэкономических связей принадлежало государству.
Для стимулирования экспортного производства правительство осуществляло ряд мероприятий по либерализации импорта для расширения экспортного производства, снижению налогов или освобождению от них предприятий и фирм, осуществляющих экспортное производство, предоставлению кредитов экспортирующим фирмам на льготных условиях, созданию экономических зон, специализированных на экспорте.
Исходя из сравнительных преимуществ, состоящих в изобилии рабочей силы, и учитывая растущий спрос японского и американского рынков в трудоемкой продукции, Республика Корея интенсивно развивала такие отрасли как: автомобилестроение, судостроение, производство полупроводников, телекоммуникационного оборудования, бытовой электроники, компьютеров, текстильной и нефтехимической промышленности.
В настоящее время внешняя торговля страны снизилась. Правительство ищет ответ на сложный вопрос: каким образом сохранить стабильное положение в государстве, экономика которого напрямую зависит от экспорта в Соединенные Штаты, потерявшие экономический интерес к Сеулу после террористических атак 11 сентября.
Еще до террористических атак южнокорейские экономисты предупреждали, что существующая динамика сокращения внутренних расходов потребителей не позволит по окончании 2001 года увеличить объем ВВП страны на более чем 3%. В подобных выводах в случае Южной Кореи можно усмотреть довольно отчетливые нотки усиливающегося пессимизма.
Правительство продолжает предпринимать серьезные шаги, чтобы и в дальнейшем предупредить резкое замедление экономики. В конце 2001 года был принят государственный бюджет, объем которого составил 1125,8 млрд. вон ($870 млрд.). По мнению аналитиков, бюджет носит стимулирующий характер для общего развития экономики.
Я поставил перед собой цель раскрыть причины успехов и трудностей во внешней торговле страны, показать товарную структуру экспорта и импорта, а также торговые взаимоотношения между Республикой Корея и Россией.
В течение нескольких месяцев я пытался решить поставленные задачи и главным источником информации явился Корейский культурный – информационный фонд.
Задачи
При написание данной работы я поставил перед собой следующие задач:
1)Охарактеризовать особенности экономического развития Южной Кореи
2)Показать отраслевую структуру экспорта и импорта Республики Кореи
3)Рассмотреть торговые отношения Республики Корея с Россией и перспективы их развития
Качественные изменения положения Южной Кореи в мировом хозяйстве произошли буквально на глазах одного поколения. Южная Корея — часть Кореи, освобожденной от японской колонизации и оказавшейся разделенной после Второй мировой войны. В середине 50-х годов по уровню экономического развития она относилась к группе отсталых стран: ВВП на душу населения не превышал 100 долл.
В развитии южнокорейской экономики можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948—1961гг., второй период — с 1961г. до середины 70-х годов, а третий - с конца 70-х до 90-х годов. В первый период в хозяйстве страны преобладающее положение занимало сельское хозяйство, хотя доля его в ВВП страны сократилась с 68 до 56% в 1953—1960 гг.
Второе место в структуре хозяйства занимала торговля. Наибольшие перемены произошли в положении обрабатывающей промышленности, удельный вес которой увеличился в полтора раза — до 14,6%. Но в структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров — “самбэк-коноп” (три белых производства). Это помол муки, производство сахара и обработка хлопка, которые обеспечивали основной объем промышленного производства.
Этот период характеризовался аграрно-сырьевым направлением, низким уровнем развития, отсталой структурой. Он был следствием колониального прошлого, войны 1950—1952гг., раскола страны. На севере были сосредоточены основные мощности добывающей и обрабатывающей промышленности.
Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. В этот и частично в последующий период экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импорта товаров, которые могли производиться в стране.
Для овладения денежным спросом населения Предпринимались протекционистские меры. При импортзамещающей политике предусматривалось опережающее развитие ключевых отраслей, которые через сеть прямых и обратных связей вызывали рост в сопряженных отраслях. Наиболее последовательно данное направление стало осуществляться после военного переворота и установления режима военного правления в 1962г.
Тогда были поставлены задачи достижения независимости экономики, которые решались путем поощрения частной инициативы, внедрения принципов рыночной экономики при содействии государственного аппарата. Данные установки осуществлялись в рамках идеологической доктрины “победы над коммунизмом в экономическом соревновании”.
Традиционные средства, которые использовал ряд развивающихся стран для повышения уровня экономического развития, Южной Корее не подходили. Она не обладала. значительными источниками сырья для увеличения экспортных доходов. Единственный выход был в развитии обрабатывающей промышленности.
Для осуществления индустриализации необходимо было реконструировать существующие отрасли, заложить основы новых капиталоемких производств, расширить и модернизировать промышленную инфраструктуру. Поэтому процесс индустриализации с середины 60-х годов сопровождался переходом к экспортной модели развития.
Роль первопроходца на внешние рынки была отведена текстильной и обувной промышленности. Переход к экспорт-ориентированной модели развития был связан с низкой покупательной способностью населения, недостатком валютных средств. Причина данного явления состояла в том, что при осуществлении импорт-замещения для развития внутреннего производства потребительских товаров каждый год приходилось импортировать значительный объем товаров производственного назначения. Это сужало основу индустриализации в форме импорт—замещения.
Создание экспорт-ориентированного производства осуществлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке. Тем самым стремились достичь положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса и высоких темпов роста, которые тормозились небольшими размерами внутреннего рынка.
Любая развивающаяся страна сможет развивать свою промышленность и поддерживать высокий экономический. рост, если сможет экспортировать трудоемкие товары на зарубежные рынки.
На практике только некоторые развивающиеся страны оказались способны осуществить это. Для Южной Кореи эта способность объясняется политическими причинами — она служила форпостом США против социализма. США и Япония обеспечили необходимые рынки сбыта.
На всех этапах экономического развития в Южной Корее обеспечивались высокие темпы роста ВВП. В 60-е годы среднегодовой темп прироста равнялся 8,7%, в 70-е — 10, в 80-е — 10,4; в первую половину 90-х годов — 7,6%. Благодаря высоким темпам прироста валового продукта реальный - доход на душу населения удваивался каждые 10— 12 лет. Быстрые темпы экономического роста сопровождались достаточно высоким уровнем инфляции (70-е годы — в среднем 20%, в 80-е годы — свыше 10, в 90-е годы — 5—6% в год).
В структуре хозяйства произошли кардинальные сдвиги. Доля сельского хозяйства сократилась с 40 до 7%, а доля промышленности возросла с 30 до 43% ВВП за 1950—1994 гг.
Не менее важные изменения произошли в структуре обрабатывающей промышленности. В период импорт-замещения во второй половине 50-х и начале 60-х годов основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка.
В следующий период, связанный с ориентацией на экспорт, быстро развивались материалоемкие и энергоемкие отрасли — черная металлургия, судостроение, нефтехимия. Это привело к росту капиталоемкости прироста ВВП в 70-е годы.
С конца 70-х годов преимущественно развиваются наукоемкие производства — электротехника, коммуникационные средства, автомобилестроение. В ряде производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это прежде всего судостроение — примерно 1/3 мирового выпуска, сталь — 5,3%, а также текстиль, одежда, обувь, телевизоры, автомобили, полупроводники.
Сдерживающим фактором экономического развития остается сельское хозяйство. После проведения аграрной реформы и ликвидации феодальных пережитков оно осталось мелкотоварным, сохранилась система парцельного землевладения и землепользования. Законом о земельной реформе 1948 г. был установлен потолок землевладения не более 3 га, запрещалась купля-продажа земли, аренда, которые потом были возрождены.
Хозяйства с земельной площадью в 2—3 га сосредоточивают только 17% обрабатываемой площади. В этих условиях сельское хозяйство объективно может опереться только на государственную поддержку и стимулирование. В конце 80-х годов страна на 39% обеспечивала себя зерном, но на 65% — продовольственным.
Обновление и расширение производственного аппарата требовали постоянного увеличения накопления капитала. Общие условия в стране в 50—60-е годы не способствовали этому. Выполнение задач форпоста империализма против социализма вызывало гонку вооружений, постоянное увеличение военных расходов, которые превышали
5% ВВП страны. Значительную роль в создании южнокорейской военной машины сыграли США, которые до начала 80-х годов предоставили миллиардную военную помощь. При их содействии была создана авиаракетная промышленность и налажено производство компонентов для боевых летательных аппаратов и оперативных тактических ракет. Военные расходы отвлекали сбережения на непроизводительные цели, подогревали инфляционные тенденции. С 1995 г. страна несет 1/3 расходов на содержание 40-тысячного американского экспедиционного корпуса и его 40 военных баз и объектов.
В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50—60-х годах капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений (табл. 31. 1).
Таблица №1
Сбережения и капиталовложения, % к ВВП
| 1976 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 |
Сбережения | 24, 0 | 25, 6 | 32, 2 | 35, 0 3 | 36, 2 |
Накопления | 27, 1 | 32, 8 | 30, 3 | 6, 2 | 37, 5 |
Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Корея