Внешнеторговая политика Республики Корея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Внешнеторговая политика Республики Корея формировалась в течение многих десятилетий. Формирование осуществлялось в условиях стратегии экономического развития за счет экспортного производства.
Как известно, в течение многих десятилетий в Республике Корея господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право на осуществление всех видов внешнеэкономических связей принадлежало государству.

Содержание работы

Введение
Задачи
I. Особенности экономического развития Южной Кореи
1. Основные этапы развития экономики Южной Кореи
2. Структурные сдвиги в хозяйстве
3. Источники экономического роста
II. Отраслевая структура экспорта и импорта Южной Кореи
1. Автомобилестроение
2. Судостроение
3. Бытовая электроника
4. Производство полупроводников
5. Телекоммуникационное оборудование
6. Компьютеры
7. Общее машиностроение
8. Сталелитейная промышленность
9. Нефтехимическая промышленность
10. Текстильная промышленность
III. Торговые отношения Южной Кореи с Россией и перспективы их развития
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya!.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Источник: [9,c.143]

 

Экономическая помощь и ссудный капитал способствовали созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной стабильности. В целом иностранный капитал составлял 59,6% объема капиталовложений в 1961—1965 гг., 38,8 — в 1966-1970, 30,2 - в 1971-1975, 14,2 - в 1976 -1980, 15,2% - в 1981-1984 гг.

В развитии южнокорейской экономики и приобщении страны к достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. На этот путь страна встала с началом программы индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции.

В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии.

По мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960—1980гг. расходы на эти цели увеличились с 0,25 до 0,58% ВВП. Только в 80-е годы в этой сфере произошли значительные сдвиги: были созданы научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы.

В них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.

В 1987г. министерство науки и технологии разработало 15-летний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. К 2001г. в этих отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные перспективы план намечает в исследованиях в области аэронавтики и космической технологии. В 1993г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на собственной технологии.

Доля затрат на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует уровню ведущих западных стран. Большинство ассигнований направляется на разработки прикладного характера.

По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. Это подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников и исследователей — 16 человек на 10 тыс. населения, а в США — 39, Японии — 37 в 1989 г.

Важным условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности.

Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения. Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным.

Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста в 60—80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 92%.

При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами.

В 1996 г. она была принята в ОЭСР — клуб богатых.

 

II. Отраслевая структура экспорта и импорта.

 

Ситуация с экспортом и импортом Республики Корея продолжает определяться кризисными явлениями, наблюдавшимися на протяжении 1998 и начала 1999 гг. Негативное влияние на местных производителей и экспорте­ров оказывают завышенный курс национальной валюты по сравнению с долларом, высокая стоимость креди­та, низкий внутренний спрос, неблагоприятные внешнеэкономические факторы.

Вместе с тем, стабилизация финансового поло­жения и увеличение положительного сальдо тор­гового баланса РК в 2001 г. позволяют говорить о создании предпосылок для улучшения ситуации в экспорте. Рост мировой экономи­ки, падение цен на сырьевых рынках наряду с ме­рами правительства РК по снижению процентных ставок, контролем над инфляцией и валютным курсом, осуществляемая государством программа реструктуризации основных отраслей промыш­ленности также должны способствовать увеличе­нию объемов производства и увеличению экспор­та. [2, c. 214]

 

1. Автомобилестроение.

 

Отмеченное в 2000 г. рез­кое сокращение спроса на предметы длительного пользования, привело к падению на 48,7% объе­мов продаж автомобилей на местном рынке. При этом парк малолитражных автомобилей (объемом двигателя до 800 куб. см), покупателям которых предоставлялись дополнительные налоговые льготы, увеличился с 6,4 до 24,1%. Незначитель­ный рост экспорта автомобилей в 1999 г. не смог компенсировать потери, вызванные сужением внутреннего рынка. Увеличение доли в экспорте малолитражных и, соответственно, дешевых авто­мобилей также повлияло на сокращение поступ­лений от экспорта. В результате в 2000 г. объем экспорта автомобилей из РК сократился на 29,9%. Средняя загрузка производственных мощ­ностей в автомобилестроении не превышала 49,9%.

1999 г. для автомобилестроения стал периодом структурных преобразований — “Дэу Моторс” приобрела компанию “Санъён Моторс”, а “Хёндэ Моторс” выиграла тендер на право покупки кон­трольного пакета акций обанкротившейся “Киа Моторс”.

Меры правительства РК по поддержке автомо­билестроения не дали ожидаемых результатов из-за массовых увольнений (свыше 30 тыс.чел.), ох­вативших эту отрасль, а также банкротств мелких и средних компаний, выпускающих комплектую­щие для автомобильных гигантов.

В 2001 г. местные эксперты ожидали увеличе­ние спроса на продукцию автомобилестроения на 16% (870 тыс. автомобилей). Этому, по их мне­нию, должен способствовать рост внутреннего потребления во второй половине года. Экспорт автомобилей в 2001 г. должен возрос на 6%.

 

2. Судостроение.

 

С началом экономического кри­зиса в РК портфель заказов у южнокорейских су­достроителей значительно уменьшился. Это объ­яснялось сложностями с предоставлением иност­ранным заказчикам гарантий первоклассных бан­ков в отношении возврата кредитов, что явилось результатом падения индекса кредитоспособнос­ти РК. В январе 1999 г., впервые за всю историю юж­нокорейского судостроения, объем новых заказов был равен нулю. Однако последовавшая девальва­ция воны и жесткая ценовая конкуренция, а также агрессивная маркетинговая стратегия южноко­рейских компаний позволили увеличить портфель заказов (он составил 80% от объема прошлого го­да). В октябре 2000 г. имевшиеся заказы позволяли за­грузить южнокорейские верфи работой на 2 года. В на­иболее благоприятной ситуации оказались круп­ные судостроительные компании, мелкие и сред­ние фирмы, испытывающие трудности с получе­нием кредитов, а также в условиях низких миро­вых цен на суда, не смогли обеспечить себя доста­точным количеством заказов.

В 2001 г. ожидался рост заказов на новые суда (примерно на 10%), чему будут способствовать сильная йена и стабилизировавшийся обменный курс корейской воны. Доля южнокорейских судо­строительных компаний в общемировом портфе­ле заказов также должна возрасти. В 2000 г. объем производства судов в РК и, соответственно, их экс­порт увеличатся в среднем на 2,3% по сравнению с 1999 г., достигнув в 7,5 млрд. долларов.

 

3. Бытовая электроника.

 

Производство бытовой электроники в РК в 2000 г. возросло на 6,6%. Од­нако объем продаж большинства товаров этой группы (телевизоров, видеомагнитофонов и др.) из-за падения покупательной способности насе­ления сократился на 40-60% (в 2000 г. стиральных машин было продано на 40% меньше, чем в 1998 г., холодильников — на 9%).

Экспорт электротехнических изделий в 2000 г., даже в условиях девальвированной воны, сокра­тился на 13% (телевизоров — на 22%). Вместе с тем экспорт микроволновых печей и холодильни­ков увеличился на 6% и 0,7% соответственно. Со­кратились объемы экспорта южнокорейской бы­товой электроники в странах ЮВА, СНГ и Лат. Америки. А экспорт этой категории товаров в США возрос в 2000 г. на 23% (видеомагнитофонов и микроволновых печей на 60 и 30% соответствен­но).

В период экономического кризиса южноко­рейские компании прилагали максимум усилий для диверсификации рынков сбыта, усовершенст­вования маркетинговых технологий. Особо агрес­сивная политика проводилась на рынках Ближнего Вос­тока и Северной Америки, что вызвало антидемпинго­вые меры со стороны США (они касались корей­ских телевизоров высокой четкости изображения и проекционных телевизоров).

В первой половине 2000 г. ожидалось увеличе­ние экспорта бытовой электроники, за которым должно последовать увеличение её производства. Вместе с тем, такие факторы, как высокие цены на импортные комплектующие, финансовая неста­бильность развивающихся рынков и низкие цены на электронику на мировом рынке (особенно про­изводимую развивающимися странами), будут оказывать сдерживающее влияние. С учетом этого южнокорейские товаропроизводители концент­рируют усилия на экспорте высокотехнологичных товаров (например, цифровых электробытовых приборов) на рынки развитых стран.

В 2000 г. не ожидается увеличения спроса на бытовую электронику и в самой РК, поскольку новые виды товаров (цифрового формата) пока лишь начали появляться на рынке.

 

4. Производство полупроводников.

 

В июне 1999 г. экспорт полупроводников сократился на 27,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдуще­го года. В последующем тенденцию к снижению экспорта этой категории товаров удалось перело­мить, и общий объем поставок полупроводников по итогам года сократился лишь на 3,2%. Произ­водство полупроводников увеличилось в 2000 г. на 35,4%, стоимость “чипов” (DRAM) на протяже­нии того года продолжала оставаться на низшей отметке, отмеченной в июне. Эти обстоятельства, а также неясные перспективы мирового рынка полупроводников вынуждают южнокорейские компании сокращать (почти на треть) объемы ин­вестиций в производство полупроводников как внутри страны, так и за рубежом — три основные производителя полупроводников в РК были вы­нуждены сократить объемы производства из-за низких мировых цен на выпускаемую продукцию.

Невысокая норма прибыли в этой отрасли вы­нуждает южнокорейские компании идти также на реструктуризацию производств, особенно с уче­том того, что цены на продукцию падают быстрее, чем затраты на ее производство. Повышенные за­траты в этой области связаны, в первую очередь, с удорожанием (в долларовом эквиваленте) аренды взятого в лизинг импортного оборудования. В данных условиях компании пытаются привлечь дополнительные заемные средства из-за рубежа и избавляются от ряда производств, которые стано­вятся мало конкурентоспособными. Правительст­во призывает южнокорейские компании скон­центрироваться на профилирующих производст­вах. Речь, в частности, идет о слиянии полупро­водниковых производств компаний “Хёндэ” и “Эл-Джи”. В случае их объединения новая компа­ния станет вторым крупнейшим производителем полупроводников в мире после компании “Сам-сунг”.

Отмечается усиление давления со стороны иностранных конкурентов на южнокорейских производите­лей полупроводников. В ход идут антидемпинго­вые меры, угрозы задержать предоставление тран­шей, обещанных РК в рамках стабилизационной программы МВФ, и т.д. В сент. 1998 г. США ввели высокий антидемпинговые пошлины на “чипы” компаний “Хёндэ” и “Эл-Джи”. Не исключено, что примеру США последуют европейские и дру­гие страны.

В 2000 г. в области производства полупровод­ников началось оживление (рост на 13,3%). При этом экспорт должен увеличиться на 13,7% (из-за массового распространения в мире программы Windows XP и спроса на ПК с процессором Pen­tium III).

Южнокорейским компаниям вряд ли удастся достигнуть объемов экспорта прежних лет. Этому будут препятствовать затоваривание на рынке по­лупроводниковой продукции, “сужение” азиат­ских рынков в результате экономического кризи­са. Однако спрос на современные виды продук­ции неуклонно растет.

 

5. Телекоммуникационное оборудование.

 

Объемы продаж упали на 10-20% (поставки телефонных станций и компьютеров на 50% и 35% соответст­венно). Было отмечено увеличение спроса лишь на мобильные телефоны и сопутствующее обору­дование (на 40%). Экспорт телекоммуникацион­ного оборудования из РК сократился в 2000 г. на 4,8% при одновременном снижении экспортных цен. Вместе с тем экспорт мобильных телефонов вырос в 1999 г. почти на 60%, главным образом на американский рынок.

В 2000 г. прогнозировалось увеличение производ­ства телекоммуникационного оборудования, в первую очередь мобильных телефонов. Однако на самом деле, темпы роста оказались невелики из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка. Основным ка­тализатором здесь стал экспорт телекоммуника­ционного оборудования стандартов GSM и CDMA. Рынок телекоммуникационного оборудо­вания РК начиная со второй половины 2000 г. стал полностью открытым для иностранных конкурентов.

 

6. Компьютеры.

 

Ситуация на рынке компьютеров РК в 1999 г. оставалась сложной. Так, объем экс­порта компьютерных мониторов, которые явля­лись основным товаром, поставляемым за рубеж, сократился в ценовом выражении почти на 30% (несмотря на увеличение объемов поставок). Сре­ди производителей ПК “на плаву” остались лишь крупные компании — в основном те, которые пе­реключились с производства компьютерных мо­ниторов на выпуск жестких дисков и CD-ROM. Многие компании в поисках выхода из кризисной ситуации создавали СП (за счет продажи части своих акций иностранцам) по производству мо­бильных телефонов.

В 2000 г. местные производители связывали надежды на увеличение объемов продаж с ростом экспортных поставок высокоскоростных перифе­рийных устройств, увеличением спроса со сторо­ны частного сектора и государства, а также с ди­версификацией сбытовой сети за рубежом. Ожи­дается рост объемов производства на 16,7% по срав­нению с прошлым годом, экспорта на 15,6% (до 5,9 млрд. долл.), рост внутреннего потребления — на 18,6% (до 2,7 млрд. долл.).

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Корея