Внешнеторговая политика Республики Корея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Внешнеторговая политика Республики Корея формировалась в течение многих десятилетий. Формирование осуществлялось в условиях стратегии экономического развития за счет экспортного производства.
Как известно, в течение многих десятилетий в Республике Корея господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право на осуществление всех видов внешнеэкономических связей принадлежало государству.

Содержание работы

Введение
Задачи
I. Особенности экономического развития Южной Кореи
1. Основные этапы развития экономики Южной Кореи
2. Структурные сдвиги в хозяйстве
3. Источники экономического роста
II. Отраслевая структура экспорта и импорта Южной Кореи
1. Автомобилестроение
2. Судостроение
3. Бытовая электроника
4. Производство полупроводников
5. Телекоммуникационное оборудование
6. Компьютеры
7. Общее машиностроение
8. Сталелитейная промышленность
9. Нефтехимическая промышленность
10. Текстильная промышленность
III. Торговые отношения Южной Кореи с Россией и перспективы их развития
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya!.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Источник: [9, c. 94]

 

Из анализа таблицы видно, что основными товарами, которые импортирует Корея, являются: машины, станки, нефть, сталь, удобрения, зерно, текстиль. Доля минерального топлива в структуре импорта страны увеличилась в 3 раза (с 5900 до 16000), а машиностроения почти в 2 раза (с 18000 до 32000).

Несмотря на то, что Корея является крупным импортером сельскохозяйственной продукции, ее сельскохозяйственные рынки очень чутко реагируют на любое иностранное участие. В Корее, так же как и в США, ЕС и Японии, сельскохозяйственная политика зачастую приводит к возникновению социальных и политических проблем, что затрудняет либерализацию этой отрасли. Если в результате импорта произойдет внезапное падение цен на продукты питания отечественного производства, экономическое положение местных фермеров осложнится самым серьезным образом, а нарушение существующего баланса цен может таить потенциальную опасность для корейского общества.

 

III. Торговые отношения Южной Кореи с Россией и перспективы их развития

Отношения с Россией - одно из важ­ных направлений политики Южной Кореи.

Торгово-экономические связи между СССР и Кореей стали осуществляться с конца 1988 г. (до этого торговля велась через фирмы-посредники из тре­тьих стран). Республика Корея заинтересована в получении из России сырья и полуфабрикатов с учетом взаимодополняемости экономических комплексов двух стран. Что касается российских интересов, то с уче­том имеющихся у Южной Кореи возможностей она может стать источником крупных капиталовложений в российскую экономику, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего, в дальневосточ­ный регион современных техники и технологий. Центральным вопросом всего комплекса торгово-экономических отношений между Российской федерации и Республикой Корея является урегулирование задолженности России по предоставленным СССР южнокорейским кре­дитам. В январе 1991 г. Республика Корея предоставила СССР кре­дит в 3 млрд. долларов; использовано 1,5 млрд. долларов. Общая сумма российской задолженности (вклю­чая начисленные проценты) оценивается в 1,9 млрд. долларов. 10 июля 1995 г. было подписано Межправи­тельственное соглашение об урегулировании час­ти неоплаченной задолженности Внешэконом­банка СССР (в 450 млн. долларов.) путем поставок в Южную Корею российских сырья, гражданских вертолетов и прочей техники. Соответствующими российски­ми ведомствами и предприятиями-поставщиками осуществляется работа по реализации этого Со­глашения (выплачено 70% на января 1999 г.)

Правовой основой российско-южнокорейской торговли служит Торговое соглашение между Правительствами СССР и Кореи от 14.XII.90. В этой области двусторонние отношения в 1992-96 гг. развивались наиболее динамично.

Тем не менее удельный вес России в общем товарообороте РК не превышает 1,5%.

 

Таблица №6

 

Оборот млрд. $

Экспорт РФ в РК

Импорт РФ из РК

Сальдо ВТО

1993 г.

1,5

0,9

0,6

0,3

1994 г.

2,1

1,2

0,9

0,3

1995 г.

3,3

1,8

1,4

0,4

1996 г.

3,7

1,8

1,9

-0,1

1997 г.

3,3

1,5

1,8

-0,3

1998 г.

2,1

0,9

1,1

-0,2

1999 г.

1,7

0,9

0,8

0,1

2000 г.

2,2

1,2

0,9

0,3

Источник: [1, c. 261-268]

 

Анализ таблицы следует разделить на 2 этапа – до 1997-99 гг. и после. Начиная с 1993 внешнеторговый оборот между двумя стран неуклонно возрастал (1993 1,5 млрд. $, в 1996 – 3,7 млрд. $), что было обусловлено ростом экономических показателей в РК и России. В эти годы экспорт высокотехнологичного оборудования, компьютеров и автомобилей в Россию увеличился в несколько раз, что и отразилось на общей динамике. В это же время Россия продолжала наращивать поставки природного газа, угля и сырой нефти, при этом Корея по этим показателям вышла на 6е место по общему импорту сырья из России.

Пагубное влияние на развитие двухсторонней торговли оказал валютно-финансовый кризис в Азии и России 1997-1998 года. Объёмы внешней торговли сократились, по сравнению с докризисными, в 2 раза, что стало предметом межправительственной встречи 30 марта – 3 апреля 1999 года в Сеуле. Стороны договорились о дальнейшем увеличении сотрудничества в сфере торговли и увеличении товарооборота (2000 г. – 2,2 млрд. $).

Российский экспорт в Южную Корею остается преимуще­ственно сырьевым; основной удельный вес в его структуре занимают (в млн. долларов в 1999 г.): алю­миний и изделия из него — 121; мясо и филе мор­ских рыб и морепродукты — 89; капролактам — 84; металлолом черных металлов — 74; никель и изделия из него — 66.

Импорт из РК состоит, в основном, из готовых изделий; его ведущими статьями являются (в млн. долларов в 1999 г.): машины и механизмы — 87; морская буровая платформа — 79; цветные теле­визоры — 68; легковые автомобили и микроавто­бусы — 71; нефть и нефтепродукты — 64.

Динамика взаимного товарооборота в послед­ние годы сопровождается нарастанием ряда отри­цательных тенденций и проблем (недостаточные пропускные возможности российских дальневос­точных портов, высокие транспортные тарифы и нехватка у российских участников торговли ва­лютных средств для обслуживания импорта из Республики Корея и т.д.).

Основной причиной сокращения российского экспорта в РК и всего товарооборота в последние годы, помимо экономических трудностей в обеих странах, стали тарифные и нетарифные ограниче­ния, введенные корейской стороной по некото­рым российским товарам. Потери российских экспортеров от подобных односторонних дейст­вий Кореи по двутавровым балкам, карбонату на­трия, электротехнической стали и др. составили, как минимум, 250-300 млн. долларов.

Правовой основой российско-южнокорейского инвестиционного сотрудничества является Со­глашение между Правительствами бывшего СССР и Южной Кореи о поощрении и взаимной защите ин­вестиций от 25.XII.90, предусматривающее взаим­ное предоставление сторонами национального режима инвесторам из обеих стран на территории друг друга. Важным документом, определяющим условия двустороннего инвестиционного сотруд­ничества, является Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 16 ноября 1992 г.

Правительство Южной Кореи, формально заявляя о рав­ных условиях инвестирования для южнокорей­ских фирм в России по сравнению с третьими странами, на практике продолжает строго контро­лировать их, сдерживая инвестиционные усилия местных компаний под разными предлогами, в частности, ссылаясь на политическую нестабиль­ность и экономический кризис в РФ. На капита­ловложения в РФ до сих пор не распространяется система государственного страхования и кредитования, в связи с чем южнокорейские компании вынуждены продвигать свои про­екты в России “на свой страх и риск” или страхо­вать их по завышенной ставке, что удорожает се­бестоимость и делает многие проекты нерента­бельными.

Южнокорейские деловые круги по-прежнему сохраняют скептическое отношение к инвестиро­ванию в России, ссылаясь на весьма обремени­тельный налоговый режим, несовершенство зако­нодательной базы в нашей стране. Реализацию крупнейших инвестиционных проектов корей­ская сторона увязывает с предоставлением ей рос­сийской стороной беспрецедентных налоговых, таможенных и других льгот, выходящих за рамки действующего в России законодательства.

Совместный комитет по вопросам торговли, (Министерство торговли РФ, председатель Российской части — Р.Ф. Пископпель, замминистра). Создан в соот­ветствии с протоколом от 02.VI.94 между МВЭС и Министерства торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи. Последнее, III заседание комитета состоялось 21-23 апреля 1999 г. в Москве. На заседании достиг­нуты договоренности по широкому кругу вопро­сов восстановления и дальнейшего увеличения объёмов российско-корейского товарооборота (пересмотр корейской стороной по нашей прось­бе антидемпинговых мер в отношении отдельных российских товаров, установление сотрудничест­ва в области борьбы с незаконными финансовыми и валютными операциями, использование потенциала дальневосточных регионов России для рас­ширения двустороннего сотрудничества, вступле­ние России в ВТО).

По прогнозам, торговый оборот между Россией и Южной Кореей к концу 2002 года достигнет 3.5 миллиардов долларов. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Касьянов, открывая переговоры с премьер-министром Южной Кореи Ли Хан Доном. После кризисов, постигших Россию и Корею в 1997-1998 годах, двум странам удалось восстановить нормальную торговлю, считает М. Касьянов. В 2000 году двусторонний торговый оборот составлял $2.2 млрд., а за 9 месяцев 2001 года он составил $2.2 млрд. По мнению премьер-министра РФ, Россия и Корея имеют потенциал для активного развития экономического сотрудничества. Этому, в частности, должен способствовать первый в истории визит в Россию южнокорейского премьер-министра, проходящий в дни 10-летия установления дипломатических отношений между Россией и Кореей. [http://www.infoport.ru]

 

Заключение

 

На основе выполненной работы можно выделить и сформулировать основные положения и выводы.

Не вызывает сомнения, что роль и место внешних экономических связей должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивного роста экспорта уже практически исчерпаны.  Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов южнокорейских участников ВЭД на внешнем рынке.

Необходимо также предусмотреть определенное ужесточение системы государственного регулирования ВЭС, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию.

Необходимо в максимально сжатые сроки отладить и механизм применения традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также защитных мер. Весьма важно также в короткий срок упорядочить ввоз необлагаемых практически никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой неорганизованной торговли.

В то же время не исключено, что в условиях нынешнего кризиса корейского производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей  и создающих для сбыта их продукции льготные условия.

Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части внешнеторговой деятельности нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи: развития экспорта и совершенствования его структуры; защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, главным образом с помощью экономических методов.

Среди основных мер, предусмотренных в области внешней торговли РК, необходимо выделить принятые программы развития экспорта и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.

Вместе с тем уже сейчас становится ясно, что вышеперечисленные пункты программы отнюдь не обеспечивают реализацию всего комплекса задач, стоящих перед внешнеэкономическими связями на сегодняшнем этапе. Они лишь намечают основные пути начала движения. Конкретные механизмы пока лишь обозначаются. В случае же их оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным, весомым фактором перестройки корейской экономики, восстановления и роста ее производственного потенциала после валютно-финансового кризиса 1997-98 гг. и террористических атак на США в 2001 г.        

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Корея