Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
изучить сущность внешних эффектов;
рассмотреть формы проявления внешних эффектов и их последствия;
проанализировать особенности государственной политики в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

внеш эффекты.docx

— 155.17 Кб (Скачать файл)

По степени воздействия на воспринимающего субъекта внешние эффекты делятся на предельные и интрамаржинальные. Предельными называют внешние эффекты, которые при малом изменении в деятельности, создающего эффект экономического субъекта, приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта. Интрамаржинальными называют внешние эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

По характеру последствий внешние эффекты также предлагают разделить на «Парето-непротиворечивые» и «Парето-противоречивые». Первые – это внешние эффекты, ведущие к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других. Сущность вторых (Парето-противоречивых) заключается в реальных изменениях (т.е. не выраженных в денежной форме) функциях полезности или производственной функции экономического субъекта, обусловленных решениями других лиц.

Позиционные внешние издержки имеют место тогда, когда деятельность носит соревновательный характер, уровень издержек и выгод обусловливается не ее результатами, а формируется в зависимости от достижений сторон, т.е. позицией относительно друг друга. Любое достижение одного снижает выгоды другого, заставляя последнего осуществлять дополнительные затраты для улучшения своего положения. Например, один участник ставит своей целью обретение дополнительных выгод в виде военного превосходства с помощью дополнительных затрат на вооружение.

Другой участник соревнования, отвечая адекватными мерами, сведет на нет завоеванное преимущество. Отвечая на новый вызов, первый вынужден увеличить военные расходы. Но рано или поздно полученные выгоды снова будут утрачены. Это означает, что общество несет расходы, не приносящие адекватных выгод.

Предельные общественные издержки оказываются выше предельных общественных выгод, следовательно, имеет место внешний эффект, выражающийся в избыточном использовании ресурсов. Возникающие в процессе соревновательной деятельности внешние эффекты называются позиционными, так как обусловлены различиями в положении сторон. Суть проблемы позиционных эффектов связана с тем, что нерегулируемая соревновательная деятельность всегда оборачивается неоправданными затратами.

Существование позиционных эффектов позволяет убедиться в необходимости социальных институтов в обществе.

Таким образом, все формы внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к потерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов, проявляясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ.

 

3 Особенности государственной политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь и формирование эколого-экономического природопользования

Республика Беларусь обладает развитым промышленно-индустриальным и аграрным потенциалом. Основу промышленного производства составляют крупные предприятия нефтехимического и химического профиля, станко- и машиностроения, приборостроения, текстильной, пищевой, перерабатывающей промышленности, деревообработки и строительной индустрии. Большая часть населения проживает в городах.

Основу сельского хозяйства составляют многоотраслевые хозяйства, производство в которых ведется с широким применением средств механизации, минеральных удобрений, химической защиты растений. В животноводстве имеется большое количество крупных животноводческих комплексов и ферм, особенно по откорму свиней и крупного рогатого скота.

К сожалению, как промышленное, так и сельскохозяйственное производство, а также обслуживающий сектор в основном базируются на технологиях, далеких от совершенства. А это, в свою очередь, дает достаточно высокую антропогенную нагрузку на окружающую среду в виде выбросов, сбросов и отходов производства. К тому же пока слабо развита сеть предприятий по переработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления.

Наиболее острой экологической проблемой для Беларуси является радиационное загрязнение значительной части территории после аварии на Чернобыльской АЭС.

Острой экологической проблемой является также нерациональное природопользование. На единицу продукции мы используем в 2–4 раза больше природных ресурсов и энергии, чем промышленно развитые страны. Большие объемы природных ресурсов идут в отходы.

Кроме этого, усиливается экологический риск, связанный со старением оборудования и изношенностью основных фондов производства.

Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Они касаются различных сфер деятельности человеческого общества, во много определяя особенности устойчивого развития каждого государства, в том числе и нашей страны.

Конституция Республики Беларусь - основной закон нашего государства, который гарантирует для каждого гражданина страны право на: благоприятную окружающую среду; экологически безопасные условия для проживания; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии природной среды;

на участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Проводимая государственная экологическая политика предусматривает последовательное проведение структурной перестройки производственной сферы, совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, утилизацию и переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды в Республики Беларусь являются:

  • государственная собственность на все виды природных ресурсов, которая в соответствии с действующим законодательством предусматривает возможность передачи их в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам. Исключение составляет лишь земля, которая для определенных целей может передаваться и в частную собственность;
  • система государственного контроля за состоянием природной среды и за  рациональным использованием природных ресурсов;
  • обязательная экологическая экспертиза всех проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов;
  • платность природопользования;
  • система мер административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесенного ущерба за счет нарушителей;
  • совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основой законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются:

  • Конституция окружающей среды;
  • Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
  • Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»;
  • другие законы в этой области (такие, как Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Лесной кодекс Республики Беларусь, «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха», «О государственной экологической экспертизе» и «Об отходах производства и потребления» и т. д.).

Систему государственных органов власти и управления в этой области составляют: Президент Республики Беларусь, Национальное Собрание, Совет Министров, а также местные органы власти, которые непосредственно несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, организуют выполнение государственных и региональных экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают в Советах депутатов местные программы охраны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обеспечение.

Уместно также подчеркнуть, что не только наши, но и эксперты международных природоохранных организаций дают высокую оценку нашему природоохранному законодательству, его роли в обеспечении качества природной среды, в управлении природопользованием и охраной окружающей среды.

Главной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.

Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются:

  • обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
  • совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды;
  • научное обеспечение охраны окружающей среды;
  • создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;
  • рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;
  • совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования;
  • формирование и обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, национальной экологической сети и биосферных резерватов;
  • обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
  • обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • предоставление и распространение экологической информации;
  • пропаганда знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирование экологической культуры;
  • оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды;
  • привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Основными условиями оздоровления окружающей среды, улучшения ее качества можно считать: совершенствование природоохранного законодательства и всей нормативной базы в области природопользования и охраны окружающей среды; внедрение, преимущественно экономических, методов управления в этой сфере; проведение государственной и общественной экологической экспертизы проектов на строительство и реконструкцию производственных и иных объектов, осуществление которых может повлиять на природную среду, повышение экологической грамотности природопользователей и экологической культуры населения, усиление контроля в области природопользования, охраны окружающей среды.

Практические меры Республики Беларусь по преобразованию в области природопользования и охраны окружающей среды и ее оздоровления нашли отражение в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Этот программный документ долгосрочного действия одобрен Советом Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 г.

Основные данные о состоянии окружающей среды в Республике Беларусь и ее качестве содержатся в автоматизированных базах данных государственных кадастров природных ресурсов – земельном, водном, атмосферного воздуха, недр, животного мира, растительного мира, торфяного фонда, отходов, а также в банках данных Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС).

Для обеспечения эффективного управления качеством природной среды используются возможности современной вычислительной и информационной техники, как технологические, так и программные.

3.1 - Основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и использование природных ресурсов

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

Добыча (изъятие) воды из природных источников для использования – всего, млн. м3

1 618

1 566

1 507

1 548

1 592

1 593

в том числе из подземных горизонтов

938

896

835

854

870

875

Отведение сточных вод – всего, млн. м2

1 118

1 065

1 060

1 052

1 066

1 078

в том числе в водные объекты

1 015

966

974

967

979

993

из них недостаточно очищенных сточных вод

9

11

3

6

6

3

Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

4

5

6

7

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - всего, тыс. т

1 531

1 598

1 594

1 319

1 315

1 389

в том числе:

от стационарных источников

408

397

457

377

371

433

на душу населения, кг

43

42

48

40

39

46

на единицу территории, кг/км2

1 966

1 912

2 202

1 817

1 788

2 087

от мобильных источников

1 123

1 201

1 137

942

944

956

на душу населения, кг

117

126

120

99

100

101

на единицу территории, кг/км2

5 411

5 783

5 478

4 539

4 549

4 604

Образовалось отходов производства, тыс. т

37 955

39 768

27 277

43 775

44 307

40 847

на душу населения, кг

3 970

4 174

2 869

4 612

4 677

4 316

Использовано отходов производства, тыс. т

8 447

9 427

11 690

13 647

12 671

13 066

Нарушено земель в результате хозяйственной деятельности (на конец года), тыс. га

21

23

23

24

26

26

Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды