Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 16:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать особенности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
изучить сущность внешних эффектов;
рассмотреть формы проявления внешних эффектов и их последствия;
проанализировать особенности государственной политики в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь.
Примечание – Источник: [11, с. 49].
Таким образом, по сравнению с 2007 годом, в 2012 году количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сократилось на 142 тыс. т. или 9,3 %. Однако показатель выбросов от стационарных источников на единицу территории самый высокий за весь рассматриваемый период. Так, например, по сравнению с 2011 годом в 2012 году его значение увеличилось на 299 кг/м2. Если рассматривать в целом, то показатель образования отходов производства растет за анализируемый период. В 2011 по сравнению с 2007 он увеличился на 16,7 %. Все это сказывается на землях. В итоге значение показателя нарушения земель в результате хозяйственной деятельности имеет отрицательную тенденцию.
Также рассмотрим значение показателей выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по областям.
Таблица 3.2 – Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по областям и г. Минску, тыс. тонн
Область |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Республика Беларусь |
388,3 |
403,7 |
423,3 |
408,2 |
397,0 |
457,2 |
377,1 |
371,1 |
433,2 |
Продолжение таблицы 3.2 | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Области: | |||||||||
Брестская |
34,3 |
31,2 |
33,8 |
29,8 |
26,4 |
34,3 |
28,6 |
27,1 |
34,8 |
Витебская |
107,2 |
105,0 |
113,6 |
125,1 |
109,5 |
125,5 |
94,4 |
92,2 |
110,4 |
Гомельская |
78,4 |
97,6 |
97,6 |
85,6 |
84,1 |
91,2 |
82,9 |
85,4 |
95,4 |
Гродненская |
32,4 |
36,6 |
39,2 |
38,7 |
40,9 |
45,0 |
44,7 |
43,9 |
48,3 |
г. Минск |
34,2 |
38,7 |
40,3 |
33,2 |
37,1 |
49,4 |
30,9 |
25,7 |
26,6 |
Минская |
57,3 |
53,5 |
56,8 |
55,2 |
56,0 |
57,8 |
51,1 |
51,9 |
69,2 |
Могилевская |
44,5 |
41,1 |
42,0 |
40,6 |
43,0 |
54,0 |
44,5 |
44,8 |
48,4 |
Примечание – Источник: [11, с. 53].
Таким образом, больше всего выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Витебской и Гомельской области (110,4 тыс. тонн и 95,4 тыс. тонн соответственно). В целом по республике самое высокое значение данного показателя наблюдалось в 2009 году и в 2012 году (457,2 тыс. тонн и 433,2 тыс. тонн соответственно).
Теперь проанализируем данные по инвестициям в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млрд р.
Годы |
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды |
В том числе | ||
на охрану и рациональное использование водных ресурсов |
на охрану атмосферно-го воздуха |
на охрану и рациональное использование земель | ||
2000 |
30,2 |
10,5 |
8,8 |
10,1 |
2005 |
188,5 |
86,3 |
16,9 |
62,7 |
2006 |
179,4 |
62,7 |
26,2 |
82,2 |
2007 |
282,3 |
96,5 |
93,3 |
75,1 |
2008 |
340,7 |
135,4 |
90,5 |
100,9 |
2009 |
448,1 |
176,9 |
176,5 |
81,0 |
2010 |
414,9 |
220,6 |
93,2 |
83,0 |
2011 |
747,6 |
241,1 |
188,4 |
104,3 |
2012 |
883,3 |
337,3 |
231,2 |
240,7 |
Примечание – Источник: [11, с. 57].
В целом следует отметить, что значение показателя инвестиций на охрану окружающей среды имеет положительную динамику. Так в 2012 году по сравнению с 2000 годом он вырос на 853,1 млрд р. или на 2924,8 %. Больше всего средств направляется на охрану и рациональное использование водных ресурсов.
Согласно Программе социально-экономического развития РБ на 2011–2015 гг. необходимо обеспечить:
Рассмотрим реализацию государственной политики в области рационального природопользования и охраны окружающей среды в Минске.
Стратегия экологической политики города заложена в Генеральном плане г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты. Отличительной особенностью Генерального плана г.Минска является экологоориентированный подход к разработке мероприятий как единого процесса последовательной детализации и уточнения качественной и количественной оценки влияния градостроительного освоения на экологическую ситуацию. При этом планировочные решения и структура застройки, озеленения и обводнения, инженерная инфраструктура и транспортные сети рассматриваются как экологически нацеленные градостроительные средства, реализация которых обеспечивает стабилизацию или улучшение состояния природных сред.
Так, согласно Генеральному плану предполагается
Большое внимание уделяется реорганизации системы ландшафтно-рекреационных территорий, представляющих систему благоустроенных озелененных пространств: сады, парки, региональные центры отдыха, физкультурно-оздоровительные комплексы.
В городе разработана и утверждена Схема охраны окружающей среды, где дана комплексная оценка состояния охраны окружающей среды г.Минска и Минского района, на основе которой разработаны мероприятия по реализации проектных решений Генерального плана г.Минска, имеющих экологическую направленность.
В Схеме разработана система регулирующих зон охраны окружающей среды:
Для улучшения экологической ситуации этих районов разработаны приоритетные мероприятия, основными из которых являются следующие:
Так, для приведения экологических параметров предприятий в соответствие с проектными регламентами Генерального плана требуется экологическая модернизация более 200 предприятий, что позволит сократить площадь санитарно-защитных зон от промышленных предприятий. В настоящее время санитарно-защитные зоны предприятий занимают около 5 тыс. гектаров территории города.
Одна из острых проблем города - загрязнение атмосферного воздуха выбросами от передвижных источников. Согласно статистическим данным выбросы автотранспорта столицы составляют более 85 % объёмов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Минска, причём основную долю (80%) в транспортном потоке составляет индивидуальный автотранспорт.
Ключевыми направлениями решения этой проблемы являются:
Так, продолжается строительство новых станций метрополитена, установилась стойкая тенденция в обновлении городского автобусного парка. В настоящее время более 50% от общего количества дизельных автобусов оснащены двигателями стандарта «Евро-3» и «Евро-4».
Кроме того, результаты ежегодно проводимой операции «Чистый воздух» на предприятиях и дорогах города показывают на устойчивую динамику снижения количества автомобилей, эксплуатируемых с нарушением норм токсичности и дымности. Так, в 2012г. с нарушением требований стандартов выявлено бензиновых автомобилей 5,0% от проверенных и дизельных 5,1% от проверенных.
Наша страна является стороной Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. С целью выполнения международных обязательств, а также выполнения требований Директивы № 3 Президента Республики Беларусь об экономии энергоресурсов функционирует добыча свалочного газа на полигоне Тростенец с выработкой электроэнергии мощностью 1 МВт. Аналогичный комплекс будет построен и на полигоне «Северный».
На ближайшую перспективу приоритетными направлениями в водной сфере являются:
Для снижения вредного воздействия на атмосферный воздух, дополнительного вовлечения альтернативных видов энергии в хозяйственный оборот закончено строительство малой ГЭС на водовыпуске Минской очистной станции, до 2015 г. планируется внедрение биогазовых установок на очистных сооружениях г. Минска.
В завершении исследования по выбранной теме сделаем следующие выводы:
Внешние эффекты — это не учтенные в цене блага побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества.
Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды