Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 16:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать особенности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
изучить сущность внешних эффектов;
рассмотреть формы проявления внешних эффектов и их последствия;
проанализировать особенности государственной политики в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь.
Внешние эффекты не учитываются в цене по двум причинам: если есть отрицательный эффект, нужны дополнительные вложения капитала со стороны производителей, например, постройка очистных сооружений, чтобы его ликвидировать; потребитель не заинтересован в росте цен.
Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.
Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.
По направлению действия внешние эффекты могут быть подразделены на следующие формы: производственные, потребительские и смешанные экстерналии (производство – потребление, потребление – производство). Все формы внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к потерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов, проявляясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ.
Проводимая государственная экологическая политика в Республике Беларусь предусматривает последовательное проведение структурной перестройки производственной сферы, совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, утилизацию и переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды в Республики Беларусь являются: система государственного контроля за состоянием природной среды и за рациональным использованием природных ресурсов; обязательная экологическая экспертиза всех проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов; платность природопользования; система мер административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесенного ущерба за счет нарушителей; совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны окружающей среды и природопользования.
Главной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.
Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются: обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды; научное обеспечение охраны окружающей среды; создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов; рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов; совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования и другие.
По сравнению с 2007 годом, в 2012 году количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сократилось на 142 тыс. т. или 9,3 %. Однако показатель выбросов от стационарных источников на единицу территории самый высокий за весь рассматриваемый период. Так, например, по сравнению с 2011 годом в 2012 году его значение увеличилось на 299 кг/м2. Если рассматривать в целом, то показатель образования отходов производства растет за анализируемый период. В 2011 по сравнению с 2007 он увеличился на 16,7 %.
Больше всего выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Витебской и Гомельской области (110,4 тыс. тонн и 95,4 тыс. тонн соответственно). В целом по республике самое высокое значение данного показателя наблюдалось в 2009 году и в 2012 году (457,2 тыс. тонн и 433,2 тыс. тонн соответственно).
Значение показателя инвестиций на охрану окружающей среды имеет положительную динамику. Так в 2012 году по сравнению с 2000 годом он вырос на 853,1 млрд р. или на 2924,8 %. Больше всего средств направляется на охрану и рациональное использование водных ресурсов.
Согласно статистическим данным выбросы автотранспорта столицы составляют более 85 % объёмов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Минска, причём основную долю (80%) в транспортном потоке составляет индивидуальный автотранспорт. Ключевыми направлениями решения этой проблемы являются: повышение технического уровня производимой автотранспортной техники, ускоренное выведение из эксплуатации старых автомобилей, улучшение качества традиционных видов топлива, совершенствование организации дорожного движения.
Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды