Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение отрицательных внешних эффектов в экономике и роли государства в их регулировании.
Задачи курсовой работы:
1) Объяснить понятие «внешний эффект»
2) Рассмотреть виды внешних эффектов
3) Изучить регулирование внешних эффектов в экономике
Введение
1. Экономическая сущность внешних эффектов
1.1 Понятия внешних эффектов и их виды
2. Регулирование внешних эффектов в экономике
2.1 Плата за внешние эффекты
2.2 Теорема Коуза
2.3 Интернализация внешних эффектов
Заключение
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал
Российской таможенной академии
Кафедра экономики таможенного дела
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему «Внешние эффекты в экономике»
Выполнил: Радченко А.Н. , студент 1-го курса очной формы обучения
экономического факультета, группа 1411
Подпись _____________________
Научный руководитель: Ю.С. Винокурова
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение
1. Экономическая сущность внешних эффектов
1.1 Понятия внешних эффектов и их виды
2. Регулирование внешних эффектов в экономике
2.1 Плата за внешние эффекты
2.2 Теорема Коуза
2.3 Интернализация внешних эффектов
Заключение
Введение
Рассогласование теории и практики рынка является традиционной проблемой с точки зрения применения экономических знаний на практике. Одной из причин этого являются внешние эффекты, нарушающие условия работы модельных условий ценообразования.
Внешними эффектами называются непреднамеренные последствия от действий одного экономического агента на другого, когда последствия носят некомпенсируемый характер. Внешние эффекты могут иметь как положительное влияние, так и отрицательное. Особенность внешних эффектов заключается в том, что контроль за их распространением очень дорог и его сложно производить.
Внешние эффекты появляются тогда, когда полезность экономического агента зависит не только от его собственного выбора, но и от независимых действий, предпринимаемых другими экономическими агентами.
Актуальность изучения внешних эффектов и проблемы их регулирования объясняется значительным влиянием на эффективность функционирования экономики.
Объектом работы являются экономические отношения субъектов производства и потребления, возникающие в процессе их функционирования.
Предметом работы являются эффекты производства или потребления экономического блага, воздействие которых на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами этого блага, не отражается в его цене, а также методы государственного регулирования внешних эффектов.
Цель курсовой работы: изучение отрицательных внешних эффектов в экономике и роли государства в их регулировании.
Задачи курсовой работы:
1) Объяснить понятие «внешний эффект»
2) Рассмотреть виды внешних эффектов
3) Изучить регулирование внешних эффектов в экономике
Экономическая сущность внешних эффектов
При проведении анализа функционирования рынков мы основываемся на допущении, что осуществление рыночных операций не оказывает влияния на кого-либо, кроме участников этих операций, а все издержки или выгоды учтены в рыночной цене. На самом деле рыночные сделки могут воздействовать на других лиц, которые не принимают в них участия. Перемещения части издержек или выгод к лицам, не участвующим в рыночных сделках, называется внешними эффектами (экстерналиями).
Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.
Частные издержки (РС) – это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Они носят внутренний характер, так как включаются в рыночную цену блага. Внешние издержки (ЕС) – это вызванные производством и потреблением блага затраты лиц, не принимающих участия в сделке. Так как внешние издержки имеют внешний по отношению к рыночной операции характер, то они не отражаются в цене блага. Общественные (социальные) издержки (SС) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: РС+ЕС=SС.
Частная
выгода (РВ) – это увеличение
Понятия внешних эффектов и их виды
Внешние
эффекты – это издержки или
выгоды от рыночных сделок, не
получившие отражения в ценах
(влияние деятельности одного
человека на благосостояние
Внешние
эффекты делятся на
MSC - МРС = МЕС,
где MSC - предельные общественные издержки;
МРС - предельные частные издержки;
МЕС - предельные внешние издержки.
Отрицательный внешний эффект – стоимость использования ресурса, не отражённая в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом, как производства, так и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером может служить химическая компания, сбрасывающая в реку отходы и не возмещающая наносимый этим ущерб, будет создавать отрицательный внешний эффект производства. При наличии отрицательного внешнего эффекта альтернативная стоимость использования реки для сброса отходов не будет включена в состав предельных издержек производства продукции данной фирмы. Следовательно, предельные издержки использования реки не будут включены в цену продукции. Ущерб, наносимый сбросом отходов, включает потерю выгод или полезности, связанной с использованием реки в рекреационных и коммерческих целях. Например, чем больше загрязнена река, тем меньше выгоды от использования её для рыболовства, меньше её полезность для купания, катания на лодке и для других альтернативных целей. Если бы удалось организовать переговоры о возмещении ущерба продавцам химической продукции и теми, кому наносится ущерб, например рыбаками или отдыхающими, то цены на химическую продукцию выросли бы.
Когда вы потребляете бензин при езде на машине, вы берёте на себя ответственность за отрицательный внешний эффект, поскольку вы способствуете загрязнению воздуха и не платите за это. Аналогично соседи, которые вас беспокоят своим шумом, могут быть ответственны за создание отрицательных внешних эффектов, если они не платят за причиняемый вам дискомфорт.
Так как третьи лица не являются участниками рыночной сделки, то их затраты не включаются в издержки производства, поэтому при наличии отрицательных внешних эффектов частные предельные издержки производства всегда ниже общественных предельных издержек производства.
Положительный внешний эффект – это полезность, не отражённая в ценах. Например, если вы доставляете удовольствие соседям, поддерживая свой сад и лужайку в привлекательном виде, вы создаёте положительный внешний эффект, если соседи не платят за получаемое удовлетворение. Возможно, третьи лица не отказались бы взять на себя часть ваших расходов на садоводство. Но существование внешнего эффекта позволяет им получать выигрыш от ваших усилий бесплатно. Аналогично вывозка мусора приносит выгоду не только продавцам и покупателям этой услуги. Если бы ваш сосед отказался от услуг мусорщика, вы и другие соседи, возможно, изъявили бы желание взять на себя часть издержек по вывозу мусора, поскольку вы выиграли бы от вывоза мусора с участка соседа. Обеспечение пожарной безопасности – ещё один вид деятельности, создающий положительные внешние эффекты. Если вы живёте в многоквартирном доме или группе стоящих вплотную зданий, вы бесплатно получаете выгоду от усилий ваших соседей по обеспечению пожарной безопасности, хотя возможно, вы не отказались бы содействовать им.
При действии положительных внешних эффектов выигрыш от рыночной операции присваивается не владельцем ресурса, а третьими лицами, притом бесплатно. Следовательно, в этом случае частная предельная полезность блага будет ниже его общественной предельной полезности.
Предложение
блага будет представлено в
виде предельных частных
Регулирование внешних эффектов в экономике
Рынок и государство - это взаимодействие противоположностей. Речь идет о добровольном характере сделок, с одной стороны, и о принуждении - с другой. С точки зрения экономической теории, главная отличительная черта рынка - добровольный характер соглашений, тогда как определяющая особенность государства - законное право принуждения по отношению к другим субъектам экономических действий.
Рыночную систему хозяйствования можно определить как систему управления и организации общественного производства, в рамках которой отношения между субъектами по поводу купли-продажи и обмена товарами и услугами, спрос и предложение на рынке товаров и услуг оказывают непосредственное регулирующее воздействие через экономические механизмы на производство субъектами товаров и услуг. Ценовой механизм является самым дешевым и надежным механизмом размещения ресурсов. Во-первых, в нем используется естественная для людей эгоистическая мотивация при принятии решений. Во-вторых, он не требует централизованного сбора информации и принятия решений. Каждый агент (фирма или потребитель) собирает только ту информацию, которая нужна ему для производства или потребления. Однако в реальности между экономическими субъектами существуют помимо рыночных нерыночные взаимосвязи и взаимозависимости, которые приводят к возникновению внешних эффектов, не учитываемых рынком и не находящих отражения в ценах. Нерыночные взаимозависимости между производителями, между производителями и потребителями, между потребителями вызывают внешние эффекты (экстерналии) в производстве и в потреблении, которые отличают две основные черты. Во-первых, это эффекты, сказывающиеся на благосостоянии одного или многих внешних субъектов (тех, кто воспринимает эффекты), но не отражающиеся в данном случае в ценах. Во-вторых, экономический субъект, создающий эффект, не платит за произведенный им ущерб (при отрицательных экстерналиях) и не получает компенсацию (если внешние эффекты положительны) в размере изменившегося благосостояния внешних субъектов. Это означает, что система цен перестает выполнять сигнальную функцию и приводит к провалам, несостоятельности рынка.
Несостоятельность рынка находит проявление в неспособности конкурентного рынка произвести определенные блага вообще или в оптимальном объеме, что вызвано широкой распространенностью нерыночных взаимосвязей, порождающих внешние эффекты, особенностью экономического оборота отличных от частных общественных товаров и неполнотой рынков. Расширяя наши представления о провалах рынка, можно выделить следующие их виды: рынок не принимает во внимание отрицательные внешние эффекты; рынок не производит (недопроизводит) социально значимые товары, имеющие положительные внешние эффекты (неполнота рынков, общественные блага); рынку свойственна асимметрия информации, что приводит к вымыванию качественных товаров.
Во всех названных случаях предполагается, что конкурентный рынок является неэффективным в силу объективных причин, а не из-за проявления власти одного или нескольких индивидов над рынком. Вследствие этого необходимо отличать несостоятельность рынка от его несовершенства. Рынок - это институт для сделок, который может принимать различные формы, далекие от совершенной конкуренции. Если несостоятельность служит проявлением недостаточной эффективности конкурентного рынка при соблюдении всех условий свободной конкуренции, то несовершенство рынка возникает в результате изменения формы рынка одним или несколькими продавцами или покупателями (монополистическая, монопосоническая и другие формы несовершенства рынка), что связано с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. Рассмотренные проявления несостоятельности и несовершенства рынка, не позволяющие достигать общественного оптимума только при помощи рыночных механизмов, создают основания для корректировки рынка государством.
Государство способно справиться с большинством внешних эффектов рынка, используя право принуждения, так как существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия.
Признание государством права принуждения потенциально ведет к улучшению положения каждого индивидуума, но наряду с этим содержит потенциальную возможность и улучшения положения одних за счет других. На практике это означает невозможность доказательства абсолютного преимущества рынка или государства в обеспечении общественного благосостояния.
Очевидно, что
государственное регулирование