Внешние эффекты в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение отрицательных внешних эффектов в экономике и роли государства в их регулировании.
Задачи курсовой работы:
1) Объяснить понятие «внешний эффект»
2) Рассмотреть виды внешних эффектов
3) Изучить регулирование внешних эффектов в экономике

Содержание работы

Введение
1. Экономическая сущность внешних эффектов
1.1 Понятия внешних эффектов и их виды
2. Регулирование внешних эффектов в экономике
2.1 Плата за внешние эффекты
2.2 Теорема Коуза
2.3 Интернализация внешних эффектов
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Отличие налога Пигу от обычного налога в том, что последний сокращает выпуск в сравнении с общественно-эффективным и ведет к потерям мертвого груза. Налог Пигу, напротив, устраняет эти потери.

Корректирующая  субсидия – платеж производителям или потребителям товара, потребление  которого создает положительный внешний эффект.

 

Признано, например, что учащиеся приносят пользу не только себе, но и окружающим – создают  для них положительный внешний  эффект. Поэтому государство выплачивает  студентам стипендии из общественных фондов. В результате кривая спроса на образование смещается вверх на величину предельной внешней выгоды (субсидии на единицу выпуска) и совпадает с кривой предельной социальной выгоды.

Возрастание спроса под воздействием корректирующей субсидии ведет к росту производства до общественно-эффективного уровня. При этом цена товара возрастает.

Корректирующие  налоги и субсидии легко ввести в  теории, но крайне сложно – на практике. Основная проблема при этом состоит  в оценке действительной величины внешнего эффекта, особенно в долгосрочной перспективе.

2. Государство  корректирует внешние эффекты  также посредством административного  регулирования. Оно осуществляется, например, в установлении предельно  допустимых норм вредных выбросов  в окружающую среду. Здесь важно  оценить общественно-эффективный уровень сокращения выбросов.

Предположим, власти установили предельный уровень выбросов, превышать который запрещено  под угрозой серьезных санкций. Проблема, однако, в том, что до достижения данного критического уровня фирмы  могут загрязнять окружающую среду совершенно бесплатно. Еще одна проблема в том, что стандартные нормы не учитывают объективные различия в затратах на очистку у разных фирм.

 

В связи с  этим контроль за загрязнением с помощью  единых норм может вести к потерям  общественной эффективности. Более оправдано установление гибких норм, учитывающих особенности разных предприятий, но такие нормы трудно рассчитать. Иногда власти вообще запрещают вредные выбросы (например – курение в общественных местах), будучи не в состоянии сколько-нибудь точно оценить их долговременные последствия.

 

3. Еще одно  средство государственного регулирования  внешних эффектов, применяемое в  западных странах, состоит в  создании рынков прав на загрязнение.  Рассчитывается оптимальный уровень  сокращения вредных выбросов и выпускается соответствующее количество лицензий на загрязнение. Затем эти лицензии продаются с аукциона. Фирмы, для которых цена лицензий оказывается слишком высокой, ставят очистные сооружения или сокращают производство. «Зеленые» также могут участвовать в аукционах, выкупая лицензии и уничтожая их.

Данный способ регулирования считается наиболее эффективным. Но все опять же упирается  в проблему определения общественно-оптимального уровня загрязнения окружающей среды.

 

 

Заключение

 

Внешние эффекты в экономике могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Если при положительном воздействии ни одна из сторон не доставляет вреда друг другу и у одного нет претензий к другому, то внешние затраты являются большой проблемой. Если судить то теореме Коуза, то есть достаточно неплохой выход из ситуации, закреплять за каждой стороной прав собственности на объекты, их порождающие, которые используются обеими сторонами. При этом рыночный механизм может привести обе стороны к эффективному соглашению. Но теорема Коуза примечательна в основном лишь теоретически: права на те или иные объекты могут быть очень дорогие или же недопустимыми, как например предприятие не может выкупить права у потребителей на загрязнение воздуха.

Более приемлемым решением проблемы может быть корректирующий налог, т.е. у предприятия на выпуск товара будет взимать налог, который будет направлен на устранение, например, экологического загрязнения, появившегося из-за деятельности этого предприятия. Но Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере предельные внешние затраты на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны. Так же необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

Поэтому проблема отрицательного внешнего эффекта остается. Этот процесс  обычно контролирует государство, а  не корректирующие налоги и права  на объекты пользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

1)Злупко С.М. История экономики / С.М. Злупко. 3-е изд. Испр-ое и доп. – М.: Инфра-М, 2008. – 1029с.

2)Лаптев С. Административные методы регулирования эффектов в рыночной экономике // Финансы: планирование, управление, контроль. - 2012. - №3. - С.10-18.

3)Лякишев, М. С. Методический подход к идентификации экономико-экологических рисков в предпринимательской деятельности / М. С. Лякишев // Экономические науки. – 2009. – № 8(57). – С. 210-214

4)Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс.- М.: ИНФРА-М, 2009. – 972с.

5)Можарова Е.Е. Организационно-экономический механизм экологического менеджмента на промышленном предприятии // Вестник университета (Государственный Университет Управления). - 2009. - № 15 (25). - С.144-148.

6)Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М. : Новое издательство, 2008. - 224 с. - (библиотека Фонда «Либеральная миссия»)

7)Овчинникова Н. В. Экономические основы интернализации внешних     эффектов в природопользовании: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Мн.: СПбГУЭФ, 2008. – 39с.

8) Новиков В.О праве собственности на внешние эффекты, Вопросы экономики» № 1-2004г, с.141-146, Абалкин Л. Экономическая политика и ее ответственность за развитие науки // Экономист № 5-2009г, с.3-7

9) Тарануха Ю.В., Микроэкономика. М.: Дело и Сервис,2009г, 640с.

10) Микроэкономика. 2-е изд./А.С. Селищев.- СПб.:Питер,2008.- 448 с.

11) Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2009.- 416 с

12) Микроэкономика: Погудаева М.Ю., Давыдова Н.М., Лылова О.В. — Москва, 2008 г.- 114 с.

13) Экономическая теория: Под редакцией И. П. Николаевой — Санкт-Петербург, Проспект, ТК Велби, 2008 г.- 576 с.

14) Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 727 с.

15) Белоусенко М.В. Теория трансакционных издержек и проблема возникновения фирмы: "формула Демсеца" // Научные труды Донецкого национального технического университета. – Серия: Экономическая. Вып.70. Донецк: ДонНТУ, 2009. – С.23-29.

16) Краткий экономический словарь / Под ред. Азрилияна А.Н. - М.: Институт новой экономики. 2008.

17) Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Серия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008 г. - 384 с.

18) Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В. Экономическая теория. - Серия: Высшее экономическое образование. – М.: Эксмо, 2008 г. - 608 с.

19) Носова С. С. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2008 г. - , 800 с.

20) Жадан А.А. Преодоление информационной асимметрии // Вестник СГСЭУ. 2008. № 11. (2 часть). С. 33-38.

21) Гальперин В.М. «Микроэкономика» т.2 , СПб.: «Экономическая школа» ГУ-ВШЭ, 2008г, - 512с.

22)  Розанова Н.М., Зороастрова И.В. «Экономический анализ фирмы и рынка», изд-во «Юнити», - 2009г.  – 279 с.

23) Гальперин В.М. «Микроэкономика» т.2 , СПб.: «Экономическая школа» ГУ-ВШЭ, 2008г, - 512с.


Информация о работе Внешние эффекты в экономике