Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение вопроса о возникновении и способах погашении внешнего государственного долга.
В соответствии с поставленной целью определены и решены следующие задачи: проведен анализ причин образования государственной внешней задолженности России, охарактеризовано современное состояние этого явления, а также методы управления внешним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА 5
1.1 Сущность и понятие внешнего долга 5
1.2 Состав и структура внешнего долга 8
ГЛАВА II. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ 11
2.1 Текущее состояние государственного долга России 11
2.2 Место России среди задолжников 13
2.3 Динамика развития государственного долга России 15
ГЛАВА III. ОБРАЗОВАНИЕ И СПОСОБЫ ПОГАШЕНИЯ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ 17
3.1 Причины образования внешнего долга России 17
3.2 Способы сокращения внешнего долга 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА 5
1.1 Сущность и понятие внешнего долга 5
1.2 Состав и структура внешнего долга 8
ГЛАВА II. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ 11
2.1 Текущее
состояние государственного
2.2 Место России среди задолжников 13
2.3 Динамика
развития государственного
ГЛАВА III. ОБРАЗОВАНИЕ И СПОСОБЫ ПОГАШЕНИЯ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ 17
3.1 Причины
образования внешнего долга
3.2 Способы сокращения внешнего долга 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
ВВЕДЕНИЕ
Платежный баланс отражает количественное и качественное выражение объема, структуры и характера внешнеэкономических операций государства. На него воздействуют различные тенденции, происходящие в мире: изменения в международном разделении труда, интернационализация производства и капитала, сохранение и обособление национальных экономик с целью их дальнейшего укрепления и т.п. Тем самым платежный баланс отражает всю многочисленную сложную гамму экономических отношений между странами.
Практически все страны мира,
проводя экономические
Проведение экономической и правовой реформ, обусловленных переходом от административно-командных к рыночным методам хозяйствования, породило множество проблем в финансовой политике российского государства. Проблема внешнего долга России является наиболее острой с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики Российской Федерации (далее РФ), так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Объектом исследования в данной работе является платежный баланс страны, а предметом – внешний долг Российской Федерации.
Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение вопроса о возникновении и способах погашении внешнего государственного долга.
В соответствии с поставленной
целью определены и решены следующие
задачи: проведен анализ причин образования
государственной внешней
При написании работы используются различные методы исследования, такие как методы системного анализа и исследования операций, математические, метод сравнений и аналогий и метод обобщений.
Материал для написания работы был взят из монографий Красавиной Л.Н., Барановой Е.П., Бесковой И.А. и Лебеды Г.Л. Так же использовались интернет ресурсы Федеральной Службы Государственной статистики http://www.gks.ru/ и Министерства Финансов РФ http://www.minfin.ru.
ГЛАВА I.СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА
1.1Сущность и понятие внешнего долга
Согласно п.1 статьи 97 Бюджетного Кодекса РФ в понятие "государственный долг Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств РФ перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте РФ (в рублях). Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти.
Основные формы долговых обязательств РФ следующие:
Во временном разрезе выделяются:
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
В настоящее время
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг может расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и наблюдали в переходный период в экономике России.
Государственный долг является
характеристикой
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте.
Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.
По классификации
По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды - нерезиденты.
1.2 Состав и структура внешнего долга
В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего Союза Советских Социалистических Республик (далее СССР) как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный.
Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.
Государственный внешний
долг России в преобладающей части
состоит из задолженности федеральных
властей, включающей долги бывшего
СССР и некоторые новые
Следует подчеркнуть, что в распределении внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников - банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее, в официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.
В новых материалах Банка
России предпринята попытка
Внешний долг государственного
сектора в расширенном
В свете данных обстоятельств динамика государственного внешнего долга России выглядит не столь однозначно, как об этом писалось ранее, т.к. некоторую часть долга банков стоит отнести все же к государственному. С одной стороны, задолженность органов управления и денежно-кредитного регулирования (собственно государственный долг), действительно, сокращается и будет сокращаться, поскольку власти к новым заимствованиям практически больше не прибегают. Но, с другой стороны, интенсивно увеличивается задолженность банков и предприятий с государственным участием (государственный корпоративный долг), что предопределяет общую тенденцию роста ответственности российских властей перед зарубежными кредиторами, причем в значительных масштабах.