Внешний долг России и пути его реструктуризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о государственном долге связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………………………
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА…………………………………………………………………………
1.1 История возникновения государственного долга………………………
1.2 Дефицит бюджета и государственный долг ……..………………….……
1.3 Понятие внешнего государственного долга ……………………………
1.4 Состав и структура внешнего государственного долга………………..
2.УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………..
2.1 Цели и задачи управления государственным внешним долгом. Механизм реструктуризации…………………………………………………..
2.2 Основные схемы реструктуризации государственного внешнего долга
2.3 Реструктуризация долгов бывшего СССР………………………………...
2.4 Пути выхода из долгового кризиса………………………………………..
3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ………
3.1 Международный опыт управления внешним долгом
3.2 Анализ государственного долга РФ за 2012 год и плановый период до 2014 года, проблемы сокращения внешнего государственного долга..........
3.3 Проблемы сокращения внешнего государственного долга ………….
3.4 Управление внешним долгом России в современных условиях………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ Внешний долг России и пути его реструктуризации.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………………………

    3

1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА…………………………………………………………………………

 

    8

    1. История возникновения государственного долга………………………

    8

1.2 Дефицит бюджета и государственный долг ……..………………….……

11

1.3 Понятие внешнего государственного долга ……………………………

16

1.4 Состав и  структура внешнего государственного  долга………………..

20

2.УПРАВЛЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………..

25

2.1 Цели и  задачи управления государственным  внешним долгом. Механизм реструктуризации…………………………………………………..

 

25

2.2 Основные  схемы реструктуризации государственного  внешнего долга

31

2.3 Реструктуризация  долгов бывшего СССР………………………………...

36

2.4 Пути выхода  из долгового кризиса………………………………………..

42

3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ………

50

3.1 Международный опыт управления внешним долгом

50

3.2 Анализ государственного долга РФ за 2012 год и плановый период до 2014 года, проблемы сокращения внешнего государственного долга..........

 

55

3.3  Проблемы сокращения внешнего государственного долга ………….

72

3.4 Управление внешним долгом России в современных условиях………..

80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………….

87

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………………..

90

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….

93


 

 

 

23. Внешний долг России и пути его реструктуризации.

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

Вместе с  тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

В настоящих  условиях государственный долг находится  в центре мировых экономических  проблем наряду с другими, что  требует самого пристального внимания к этой экономической категории  и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц.

Вопрос о  государственном долге связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.

Практически в  эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный  долг не является ключевой проблемой  развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика и модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако государственный  долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в  течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается и тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем.

Объектом исследования выступает внешний долг РФ.

Предметом исследования являются пути реструктуризации внешнего долга РФ.

Цель курсовой работы является раскрытие сущности внешнего государственного долга и пути его реструктуризации.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение понятиям «государственный долг», «внешний государственный долг»;
  • раскрыть основные методы обслуживания внешнего государственного долга;
  • определить принципы управления государственным долгом;
  • рассмотреть механизм реструктуризации внешнего долга РФ и основные схемы ее проведения;
  • проанализировать современную ситуацию на рынке внешних заимствований;
  • рассмотреть основные направления реструктуризации внешнего долга РФ;
  • исследовать международный опыт управления государственным долгом.

Информационная база исследования. Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов-классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А. Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.

Теоретико-методологическая база исследования:

  • научные труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам государственного долга и управлению внутренними и внешними долговыми обязательствами;
  • федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и Министерства финансов;
  • публикации научно-исследовательских институтов: ИМЭПИ РАН, ВНИКИ, других научных и экономических журналов и газет;
  • информационно-справочные издания;

Структура работы состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В ведении обоснована актуальность рассматриваемой темы,  степень, разработанности темы, предмет исследования, объект исследования,  цель работы и задачи исследования,

В первой части рассмотрены следующие вопросы: рассмотрена история возникновения государственного долга России дано понятие  дефицита бюджета и государственного долга, рассмотрено понятие и внешнего государственного долга.

Во второй части рассмотрены цели и задачи управления государственным внешним долгом, механизм реструктуризации внешнего долга, основные схемы реструктуризации государственного внешнего долга, пути выхода из долгового кризиса,

В третьей части исследован международный опыт управления внешним долгом, рассмотрены пути сокращения государственного долга РФ: рассмотрено обслуживание внешнего государственного долга на 01.01.2013 года и на период 2014-2015 годов, дан анализ государственного долга по состоянию на 01.01.2013 года и на период 2014-2015 годов, рассмотрены проблемы сокращения внешнего государственного долга России.

В заключении сформулированы выводы и предложения по проведенному исследованию.

Курсовая работа написана на 92 страницах. В работе содержится 4 рисунка, 6 таблиц, 21 источник литературы, 1 приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

1.1 История возникновения  государственного долга

 

Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

Рисунок 1 –  Динамика государственного долга Российской империи в начале ХХ века1

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы  государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло  бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых  займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей  части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей – около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые  в то время на рынке, разделялись  на 3 категории:

  • краткосрочные;
  • долгосрочные;
  • бессрочные.

Срок обращения  краткосрочных обязательств ограничивался  законом и колебался от 3 месяцев  до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии  по краткосрочным обязательствам предоставлялось  лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и  бессрочные займы. Долгосрочные займы  могли заключаться на достаточно длительные сроки – 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались  на иностранного покупателя и обращение  за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 1142:

«При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.”» Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка – платить вовремя и полностью.

Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным  статусом.

Информация о работе Внешний долг России и пути его реструктуризации