Внешний долг России и пути его реструктуризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о государственном долге связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………………………
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА…………………………………………………………………………
1.1 История возникновения государственного долга………………………
1.2 Дефицит бюджета и государственный долг ……..………………….……
1.3 Понятие внешнего государственного долга ……………………………
1.4 Состав и структура внешнего государственного долга………………..
2.УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………..
2.1 Цели и задачи управления государственным внешним долгом. Механизм реструктуризации…………………………………………………..
2.2 Основные схемы реструктуризации государственного внешнего долга
2.3 Реструктуризация долгов бывшего СССР………………………………...
2.4 Пути выхода из долгового кризиса………………………………………..
3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ………
3.1 Международный опыт управления внешним долгом
3.2 Анализ государственного долга РФ за 2012 год и плановый период до 2014 года, проблемы сокращения внешнего государственного долга..........
3.3 Проблемы сокращения внешнего государственного долга ………….
3.4 Управление внешним долгом России в современных условиях………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ Внешний долг России и пути его реструктуризации.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном  периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить  долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

 

1.2 Дефицит бюджета и государственный долг

 

Для начала определимся, что же такое бюджет. Понятие «бюджет» имеет два толкования. С одной  стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает  любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое «кошелька», наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.3

Дефицит бюджета  и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание4.

Бюджетный процесс  предполагает  сбалансирование государственных  доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется «бюджетным дефицитом».

Следует заметить, что несбалансированный бюджет может  привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.

Причин тому множество:

  • спад общественного производства,
  • массовый выпуск «пустых» денег,
  • неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК,
  • значительные социальные программы,
  • крупномасштабный оборот «теневого» капитала,
  • огромные непроизводительные расходы,
  • потери, приписки, хищения и т.п.),
  • но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата. 5

Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются6:

1) внутренние  источники следующих видов:

  • кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) внешние источники  следующих видов:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте».

В теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов7:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов экономики. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.

2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть:

  • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  • накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд, которые в итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  • финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству;
  • рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

Бюджетный дефицит  не относится к разряду чрезвычайных событий для государства. Еще  Дж. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.8

Следует отметить, что дефицит государственного бюджета  не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного долга. Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

Государственный долг – это сумма задолженности государства по кредитным операциям. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».9

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Основной при  анализе государственного долга  является разбивка его на внутренний и внешний. Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

 

1.3 Понятие внешнего государственного долга

 

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг – наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.10

Государственный внешний долг в  РФ – это задолженность РФ и ее субъектов физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным финансовым организациям, выраженная в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. Программа государственных внешних заимствований РФ включает перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.

Наличие некоторого внешнего долга у каждой страны –  это весьма заурядное явление  современной экономической жизни, так как активное участие правительства  страны в процессе производства и распределения требует привлечения заемных средств для финансирования своих расходов. Возможность займа за рубежом позволяет расширить возможности правительства по стимулированию спроса в экономике.11

Однако в  некоторых случаях это заурядное  явление начинает создавать незаурядные проблемы государству и его кредиторам. Такие проблемы возникают, когда суммы, которые приходится тратить из бюджета страны на обслуживание внешнего долга, становятся слишком большими, собственных источников становится не достаточно для продолжения обслуживания долга, а возможность рефинансирования долга на внутреннем и внешнем рынках пропадает. В этом случае правительству страны ничего не остается, как объявить о приостановлении обслуживания своих внешних обязательств, то есть объявить дефолт по внешнему долгу (внешний дефолт).

Внешний дефолт создает серьезные проблемы для  страны: национальная валюта обесценивается, фондовые индексы падают, в стране снижается заработная плата, люди теряют работу и стремительно беднеют.

В современной истории иногда случается так, что если происходит внешний дефолт у одной страны, то велика вероятность, что та же участь постигнет и соседей со сходной структурой экономики и долгов. Действительно, если инвестор видит проблемы с обслуживанием долга, например, у Аргентины, то для страховки он, скорее всего, предпочтет избавиться от ценных бумаг стран всего региона Латинской Америки: в итоге возможности рефинансирования долга пропадут и у остальных соседей по несчастью, что может подтолкнуть их к внешнему дефолту. Крупные совместные дефолты за последние 30 лет произошли, например, в Мексике и Латинской Америке (1982), Восточной Азии (1997), Эквадор (2008).12

Рассмотрим причины того, что внешний долг страны возрастает до угрожающих величин:

1. Высокий первичный дефицит бюджета страны приводит к тому, что стране приходится занимать на внутреннем и/или внешнем рынках. Если данное явление становится структурной проблемой, решение которой все время откладывается на потом, это неизбежно приведет к долговому кризису. Например, после Второй мировой войны развитые страны выдали очень много кредитов развивающимся странам для покрытия дефицита бюджета.

2. Высокая ставка  процента обслуживания долга.  Когда сам внешний долг вырастает  до тех величин, которые кажутся  опасными для иностранных инвесторов, вложивших средства в активы данной страны, ставка процента повышается. Это приводит к тому, что правительству приходится выплачивать из бюджета все большие средства на обслуживание долга, или рефинансировать долг, беря взаймы все большие суммы. Так долг начинает расти в геометрической прогрессии.

3. Рост валютного  курса вызывает рост суммы  долга в пересчете в отечественную  валюту. Так как выплата долга  правительством, ведется из собранных  налогов, то можно говорить  об увеличении бремени долга страны.

4. Проблемы с  внутренним рынком заимствований.  Если ставка процента на внутреннем  рынке велика, и правительство  вынуждено сокращать объем внутреннего  долга, часто оно прибегает  к дополнительным заимствованиям  на внешнем рынке, переводя часть внутреннего долга во внешний долг.

Проблема внешнего дефолта доставляет не меньшие неприятности и кредиторам, которые могут из-за дефолта страны должника попросту обанкротиться. Не удивительно, что были созданы  специальные организации кредиторов: Парижский клуб кредиторов, объединивший основные страны – кредиторы (в их число вошла и Россия) и Лондонский клуб, объединивший банкиров для решения проблем с внешним долгом.

Информация о работе Внешний долг России и пути его реструктуризации