Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:46, реферат
В курсовой работе я хотела рассмотреть внутренний государственный долг, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.
Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
Введение
Я выбрала эту тему, так как в данный момент, на мой взгляд, она является одной из самых актуальных для России. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда необходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами.
Во-первых, что же такое управление государственным долгом?
Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
В курсовой работе я хотела рассмотреть внутренний государственный долг, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.
Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
Система государственных
заимствований может играть как
конструктивную, так и разрушительную
роль в развитии экономики страны
в связи с этим необходим механизм
управления государственным долгом,
представляющий собой комплекс мероприятий
по регулированию состояния
Глава 1. Теоретические основы
1.1 Состояние
Доходы Федерального бюджета запланированы в объеме:
- на 2009 год 5.828,5 млрд. рублей, расходы 4.892,4 млрд. рублей;
- на 2010 год 6.587,4 млрд. рублей, расходы 5.621,6 млрд. рублей;
- на 2011 год 7.034,0 млрд. рублей, расходы 6.083,0 млрд. рублей.
В целом за 2009-2011 годы объем государственного долга увеличится на 145,1 млрд. рублей. До сих пор Россия сокращала внешний долг, замещая его внутренним, а с 2010 года будут браться займы не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.
Федеральным Законом о
федеральном бюджете был
Министерство Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 24 марта 2010 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352,404 млн. рублей. И только за январь - март 2010 года было уже привлечено 44.542,246 млн. рублей.http//www1.minfin.ru, см. приложение, рисунок 1. Приложение 1,2,3
1.2 Обслуживание
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг. Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
1.3 Принципы управления
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
- безусловность - обеспечение
точного и своевременного
- единство учета - учет
в процессе управления
- единство долговой политики
- обеспечение единого подхода
в политике управления
- согласованность - обеспечение
максимально возможной
- снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность - создание
такой структуры
- гласность - предоставление
достоверной, своевременной и
полной информации о
Управление государственным
долгом, как и всякое управление,
имеет четыре составляющие: прогнозирование,
планирование, анализ и контроль. Однако
эти функции управления могут
быть конкретизированы применительно
к государственному долгу. Понятие
управления государственным долгом
может рассматриваться в
Управление государственным в широком смысле предполагает:
- формирование политики в отношении государственного долга;
- определение основных
показателей и предельных
- определение основных
направлений воздействия на
- определение приоритетных
направлений использования
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
- рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
- конверсия - изменение доходности займа;
- консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
-новация - соглашения
между государством-заемщиком
- унификация - решение государства
об объединении нескольких
- отсрочка - консолидация
при одновременном отказе
- дефолт - отказ государства
от уплаты государственного
1.4 Государственные ценные
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.
Не рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
В зависимости от срока
обращения государственные
Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в их числе:
- установление фиксированного процентного платежа;
- применение ступенчатой процентной ставки;
- использование плавающей ставки процентного дохода;
- индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;
- реализация долговых
обязательств со скидкой (
- проведение выигрышных займов.
В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность.
Показатель полной доходности
используется для измерения общей
ценности облигаций для инвестора
простая и эффективная
- первоначальная цена, уплаченная за облигацию;
- частота выплат дохода по купону;
- дата погашения облигации;
- основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;
- реализуемость на рынке(спрос и предложение);
- кредитный риск.
Данная доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или компьютерах.
Перед государством же стоит
важнейшая задача: с одной стороны,
заинтересовать потенциальных инвесторов
высокой доходностью и
Краткая характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг Финансы, АМ.Ковалева, с.84:
ГКО -- Государственные краткосрочные облигации -- именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме. выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.
ОФЗ -- облигации федерального займа -- первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.
ОГСЗ -- облигации государственного сберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель -- привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.
КО -- казначейские обязательства. Цель их выпуска -- безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам по государственным заказам, сокращение не платежей в бюджет и т.д.
ОВВЗ -- облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.