Внутренний долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

В курсовой работе я хотела рассмотреть внутренний государственный долг, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.
Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

Файлы: 1 файл

внут долг.docx

— 49.66 Кб (Скачать файл)

Размер государственного внутреннего долга России на 1 августа, по данным Минфина, составлял 1 триллион 365,297 миллиарда рублей.

На 1 января 2010 года внутренний долг РФ составлял 1 триллион 248,848 миллиарда  рублей. Таким образом, внутренний долг РФ, выраженный в государственных  ценных бумагах, увеличился с Нового года к 1 сентября на 141 миллиард рублей, следует из сообщения Минфина.

Долг РФ, выраженный в  облигациях федерального займа с  амортизацией долга (ОФЗ-АД), на 1 сентября составил 893,712 миллиарда рублей, в  ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - 327,928 миллиарда рублей, в ОФЗ с фиксировнным купоном (ОФЗ-ФК) - 33,828 миллиарда рублей, в государственных сберегательных облигациях с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) - 124 миллиарда рублей и в ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) - 10,415 миллиарда рублей, уточняется в сообщении министерства.

Из данной статьи можно  выразить положительные и отрицательные  стороны.

Положительные:

- есть объем внутреннего  долга РФ на 2010 год;

- показываются изменения  внутреннего долга;

- внутренний долг сравнивается  с ценными бумагами.

Отрицательные:

- малый размер статьи;

- недостаточно информации  для раскрытия темы;

- небольшой охват времени.

Схема №5. Объемы внутреннего  долга РФ на 2010 год.

1. ОФЗ - АД

2. ОФЗ - ПД

3. ОФЗ - ФК

4. ГСО - ФПС

Рекомендательная глава 3 по теме: «Управление внутренним долгом РФ»

3.1 Реструктуризация государственного долга

Под реструктуризацией долга  понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или  муниципальный долг, с заменой  указанных долговых обязательств иными  долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения  обязательств.

Реструктуризация долга  может быть осуществлена с частичным  списанием (сокращением) суммы основного  долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних  заимствований Российской Федерации  на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных  внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой  объем платежей по обслуживанию и  погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  вправе осуществлять внешние заимствования  в объеме свыше установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственных внешних  заимствований, если при этом оно  осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

Правительство Российской Федерации  имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом  органа местного самоуправления о местном  бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний  предел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга с указанием, в том числе предельного объема обязательств по государственным или  муниципальным гарантиям.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать  объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

Программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляет собой перечень внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  на очередной финансовый год по видам  заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета  и погашение государственных, муниципальных  долговых обязательств.

В случае выпуска долговых обязательств Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного  имущества программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое  может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока  заимствования.

Программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту  закона (решения) о бюджете на очередной  финансовый год.

В программу государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в  обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

Поступления в бюджет средств  от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете  как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным  или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы  на обслуживание государственного или  муниципального долга.

Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных  ценных бумаг в сумме, превышающей  номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного  дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся  на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

Погашение основной суммы  долга Российской Федерации, долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга, возникшего из государственных  или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета  путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

В случае выпуска государственных  или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в государственной  или муниципальной собственности, в соответствии с условиями эмиссии  исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем  передачи в собственность владельцев этих государственных или муниципальных  ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных  государственных или муниципальных  ценных бумаг.

При исполнении обязательств по государственным или муниципальным  ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер государственного или муниципального долга уменьшается  на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам.

Заключение

Как известно, посредством  государственных заимствований  органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для  финансирования общегосударственных  потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его  долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны  между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом  и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных  процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят  за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с  погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная  и курсовая политика государства  вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного  климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки  ценных бумаг, где заемщики и кредиторы  могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно  отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным  долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга, границы внешних  заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники  внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

В связи с этим также  следует учитывать, что система  управления государственным долгом по своей политико-экономической  сути должна включать определение цели и обоснованность государственных  заимствований, минимизацию стоимости  долга для заемщика, эффективное  использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.

Для того чтобы более четко  обозначить направления совершенствования  процесса управления государственным  долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственного внутреннего  долга за последние годы произошли  позитивные перемены: проведена новация  по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное  регулирование рынка государственных  ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности  рынка и объемов размещаемых  на нем финансовых.

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается  проблема государственного долга.

Происходит сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста  долга вследствие неблагоприятных  для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций  федерального займа).

В общем можно сказать, что положение нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики  вселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в  бюджет, снизилась задолженность  по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Но все равно вопрос государственного долга остается открытым, он требует  решения и стабильного оживления  экономики не на короткий период, а  куда более длительный.

Список литературы

Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. - 2006 - №1. С. 58-67.

Матвеева, Т.Ю. Основы экономической  теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. - М.: Дрофа, 2003. - 448 с.

Сайт Министерства Финансов http://www1.minfin.ru.

Сайт «Ресурсы Университетской  информационной системы РОССИЯ» http://www.cir.ru.

Федеральный закон РФ от 07.12.2005 «О федеральном бюджете на 2006 год».

Шабалин, А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. - 2006 - №3. С. 50-57.

Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 896 с.

Экономический журнал ВШЭ. - 2006 - №3

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича - М.: ИНФРА-М, 2000. - 714 с.

Экономическая теория: учебное  пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой  и В.М. Соколинского. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: КНОРУС, 2006. - 464 с.

Информация о работе Внутренний долг