Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:46, реферат
В курсовой работе я хотела рассмотреть внутренний государственный долг, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.
Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
Приложение № 3,4
1.5 Стабилизационный фонд и
Стабилизационный фонд Российской
Федерации - часть средств федерального
бюджета, образующаяся за счет превышения
цены на нефть над базовой ценой
на нефть, подлежащая обособленному
учету, управлению и использованию
в целях обеспечения
Источниками формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой; остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.
Стабилизационный фонд способствует
стабильности экономического развития
страны, является одним из основных
инструментов связывания излишней ликвидности,
уменьшает инфляционное давление, снижает
зависимость национальной экономики
от неблагоприятных колебаний
Согласно предназначению
Фонда - служить стратегическим финансовым
резервом государства, его средства
могут размещаться в долговые
обязательства иностранных
Средства фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. На 30 января 2010г. совокупный объем средств Стабилизационного фонда составляет 3 851,80 млрд. рублей.
В 2005 году средства Стабилизационного
фонда превысили 500 млрд. рублей, и
их часть была направлена на выплату
внешнего долга Российской Федерации
и покрытие дефицита Пенсионного
Фонда Российской Федерации (30 млрд.
рублей было направлено на покрытие дефицита
Пенсионного фонда Российской Федерации)http//www1.minfin.
Практическая глава 2. Анализ
2.1 Из статьи «Внутренний долг России вырос на 14,71%» известно, что Внутренний долг РФ на 30 октября составил 976,367 млрд. руб., сообщает департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ. Рост с начала года составил 125,246 млрд. руб. или 14,71%.
Увеличение долга вызвано
стремлением Министерства финансов
стерилизовать избыток
В октябре объем внутреннего долга увеличился на 1,1%. В его структуре наибольшую долю составляют облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - 67,82% (662,245 млрд. руб.). На втором месте облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), доля которых - 20% (195,288 млрд. руб.). На третьем месте бумаги с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК), доля которых в структуре долга составила 9,7% (94,835 млрд. руб.). Наименьшую долю в общем объеме внутреннего госдолга занимают государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) - 2,4% (24 млрд. руб.).
Из данной статьи следует выделить положительные и отрицательные стороны.
Отрицательные стороны:
- вынужденная эмиссия денежных средств;
- в октябре 2009 года
объем внутреннего долга
- внутренний долг России вырос на 14,71%.
Положительные стороны:
- центральный банк скупает валюту, с целью не допустить избыточного роста рубля;
- в структуре внутреннего долга большую долю составляют облигации;
- в статье много цифровых данных.
Схема №1. Структура внутреннего долга РФ
1. ОФЗ - АД
2. ОФЗ - ПД
3. ОФЗ - ФК
4. ГСО - ФПС
2.2 Проанализировав статью «Внутренний долг государственный» известно, что он образуется в связи с привлечением средств предприятий и населения для выполнения государственных программ и заказов. В РФ включает долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Долговые обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации; облигации государственного сберегательного займа; облигации внутреннего государственного валютного займа; казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” обесцененные после 1991 г. вклады граждан признаны внутренним долгом государства. По данным ЦБ РФ, Г.в.д. РФ на 1 октября 2006 г. составил 561,3 млрд. руб. (без долга Сбербанка России).
Из статьи можно выделить плюсы и минусы.
Плюсы:
- сравнение государственного долга с объемами облигаций, золотых запасов, векселей;
- есть разъяснение понятия внутреннего долга;
- есть формы и сроки кредитов.
Минусы:
- долг охватывает задолжности прошлых лет;
- мало цифровых данных;
- мало затронута тема.
2.3 Из статьи «Долги будут расти» известно, что государственный долг России в номинальном выражении с 2009 года будет расти, но не за счет внешних займов, как раньше (сейчас Россия, напротив, старается досрочно погасить задолженность Парижскому клубу), а из-за наращивания внутреннего долга. “В то же время хотя в номинальном выражении государственный долг будет расти, в процентах к ВВП будет снижаться”, - объясняет министр.
Схема №2. Долговые сроки.
Объем госдолга в 2006 году, по плану Кудрина, составит 2,734 трлн. рублей (10,63% ВВП), в 2009 году - 2,878 трлн. рублей, в 2010 году - 3,3 трлн. рублей, (9,16% ВВП), в 2011 году - 3,246 трлн. рублей (8,71% ВВП).
По словам Кудрина, “с 2010 года доля внутреннего долга будет больше доли внешнего долга, а с 2009 года мы будем занимать не только на реструктуризацию, но и на текущие расходы”.
По расчетам министерства, в 2006 году внешний долг составит 60,2% в общем объеме госдолга, а внутренний долг - 39,8%, в 2009 году эти доли составят 53,5% и 46,5% соответственно, в 2010 году - 47,2% и 52,8%, в 2011 году доля внешнего долга снизится до 42,6%, внутреннего - повысится до 57,4%.
На 1 марта 2006 года внутренний долг России составил 869,587 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 18,46 млрд.. рублей.
В 2009 году на расходы федерального бюджета может быть направлено 31,4 млрд. рублей, в 2010 году - 50,4 млрд. рублей и в 2011 году - 63,3 млрд. рублей. Однако хотя “внутренние заимствования с 2009 года и пойдут на расходы бюджета, это не отразится на инфляции”, подчеркнул Кудрин.
По мнению Кудрина, финплан призван “усилить роль бюджета с точки зрения развития страны, обеспечения стабильности макроэкономических показателей по инфляции, по курсу рубля”. “Это даст новый инвестиционный толчок развитию России”, - уверен глава Минфина.
Глава Минэкономразвития
Герман Греф не согласен с консерватизмом
финансового плана Алексея
Из данной статьи можно выделить позитивные и негативные стороны.
Позитивные стороны:
- внутренний долг год за годом уменьшается;
- Алексей Кудрин разрабатывает методы уменьшения долга;
- Россия старается погасить досрочно задолжность Парижскому клубу.
Негативные стороны:
- происходит инфляция;
- нет стабильности в экономической деятельности РФ;
- делается прогноз на 2011 год.
2.4 Из статьи «Внутренний долг России вырос на 125,2 млрд.. рублей» известна следующая информация внутренний долг РФ, выраженный в ценных государственных бумагах, на 30 октября составил 976,367 млрд. руб., увеличившись с начала года на 14,71%, сообщается в материалах департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ. На 1 января 2006 года размер внутреннего долга составлял 851,121 млрд. руб.
Схема №3. Процентная доля внутреннего долга РФ от ВВП.
В октябре объем внутреннего долга увеличился на 1,1%. В его структуре наибольшую долю составляют облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - 67,82% (662,245 млрд. руб.). На втором месте облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), доля которых - 20% (195,288 млрд. руб.). На третьем месте бумаги с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК), доля которых в структуре долга составила 9,7% (94,835 млрд. руб.). Наименьшую долю в общем объеме внутреннего госдолга занимают государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) - 2,4% (24 млрд. руб.).
Увеличение долга вызвано
стремлением Министерства финансов
стерилизовать избыток
Профицит торгового баланса за первое полугодие уже повысился на 56,473 млрд. долл. Помимо этого поток прямых инвестиций за первое полугодие увеличился на 7,348 млрд. долл. Необходимо добавить и увеличение займов и ссуд в иностранной валюте в первой половине 2006 года в объеме 16,757 млрд. долл.
Поэтому отнюдь не случайно объем денежной массы на 1 октября составил 2 570 821,1 млн. руб., что на 16,9% больше, чем на 1 января этого же года. Как считает аналитик ФК «УРАЛСИБ» Анастасия Залесская, увеличение объема внутреннего долга России действительно связано со стремлением Минфина сократить избыточную ликвидность денежного рынка. Кроме того, на рынке присутствует огромный спрос на государственные долговые обязательства со стороны внутренних и внешних институциональных инвесторов, в частности со стороны Пенсионного фонда России, считает г-жа Залесская. Это также является фактором, обеспечивающим Минфину возможности для рационального использования рынка внутреннего государственного долга. Факт заинтересованности государства в обеспечении инвестиционными инструментами Пенсионного фонда России отмечает и аналитик ИГ «АТОН» Алексей Булгаков. Кроме того, г-н Булгаков в качестве основной причины роста внутреннего долга называет и планомерную политику государства на замещение внешнего долга внутренним. Ликвидность рынка государственных долговых обязательств по сравнению с тем, что была год-два назад, выросла.
В то же время, по расчетам ИГ «АТОН», доля государственных долговых обязательств в инвестиционных портфелях распределяется крайне неравномерно. В августе на долю Сбербанка и Пенсионного фонда приходилось около 60% рублевого долга и около 40% - на остальных участников рынка. Однако с принятием решения о полной конвертируемости рубля на российском рынке начали работать зарубежные инвесторы. По мнению г-на Булгакова, увеличение ликвидности рублевого долга будет вести и к снижению ставок, по которым Минфину придется обслуживать внутренний долг, но они будут также зависеть от рыночных ставок и доходности по форвардным контрактам.
Планомерное замещение внешнего долга внутренним является положительным фактором для экономики по той причине, что долг, деноминированный в национальной валюте, легче управляем со стороны денежных властей, что особенно важно в периоды кризисов.
В статье можно выделить плюсы и минусы.
Плюсы:
- в статье дается объем внутреннего долга за 2006 год ;
- сокращение избыточной ликвидности;
- ЦБ скупает валюту, чтобы стоимость рубля не выросла.
Минусы:
- не стабильность в
экономике, связанная с
- увеличение займов и ссуд в иностранных банках;
- замещение внешнего долга внутренним.
Схема №4. Объем внутреннего долга РФ на 2006 год.
1. ОФЗ - АД
2. ОФЗ - ПД
3. ОФЗ - ФК
4. ГСО - ФПС
2.5 Из статьи «Внутренний долг РФ за август вырос на 24,5 млрд. руб.» известно, что внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), на 1 сентября 2010 года составил 1 триллион 389,883 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с 1 августа на 24,5 миллиарда рублей, сообщил во вторник Минфин России.