Внутренний рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Труд - важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. На различные виды доходов, связанных с трудом, в развитых странах приходится до 75% национального дохода. Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынку труда свойственен ряд характеристик. Рынок труда — это:
совокупность экономических связей между спросом и предложением рабочей силы;
место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;

Файлы: 1 файл

1глава.docx

— 103.58 Кб (Скачать файл)

Российский рынок труда находится в стадии становления, поэтому его модель не обрела ещё чётких характеристик. Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она ближе к внешнему рынку труда и для этого имеются определенные предпосылки. Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой её дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города. Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счёт социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсии зависел от продолжительности работы на одном месте. В Советском Союзе существовала государственная монополия, одним из важнейших проявлений которой было планомерное развитие всей экономики. Это означало централизованное финансирование строительства новых предприятий и жилья по всей стране, бесплатную подготовку специалистов и квалифицированных рабочих в государственных учебных заведениях и централизованное распределение их по всем новостройкам. И , как результат, шло массовое движение работников в новые регионы, на новые предприятия. В этом плане мобильность была высокой. Имело место и стихийное движение, особенно с новостроек, в старые обжитые районы, когда условия труда перестали удовлетворять людей, например, с Дальнего Востока в Европейскую часть бывшего СССР. Реформы 90-х годов, разрушив планомерную систему движения кадров, не создали нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения.

Сегодня подготовка кадров специалистов и квалифицированных  рабочих происходит преимущественно  в государственных учебных заведениях всех типов и в значительной степени  за государственный счёт. По своей  внутренней сущности образование общественное благо и роль государства в  его осуществлении всегда будет  высокой.8

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, рынок труда – специфический рынок, так как на нем продаются не просто товары и услуги, а способность людей их создавать. Этот рынок не может существовать на принципе полного саморегулирования. Он испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам. Согласно зарубежной классификации существуют вида рынка труда: внешний (профессиональный) и внутренний, основными отличительными признаками, которых являются система профессиональной подготовки, методы повышения профессионально-квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнения вакантных мест, особенности регулирования на основе коллективного договора. В современных условиях происходит ослабление внутреннего рынка труда крупных компаний традиционных отраслей. Многие специалисты в области развития рынка труда считают, что внешний (профессиональный) рынок труда соответствует потребностям циклического развития производства, а внутренний рынок труда – структурным изменениям в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  РЫНОК ТРУДА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.    Внутренний  рынок труда в России

 

Россия по многим исходным параметрам рыночной экономики существенно  отличается от индустриально развитых стран Запада и Востока, на опыт которых  в области регулирования процессов  занятости и рынка труда принято  сейчас опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов  перестройки общественной организации  труда и занятости.  Россия имеет огромную по протяженности и разнообразную по природно-климатическим условиям территорию при значительно менее развитой, чем в индустриально развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и качества систему транспорта, связи и информации, которая не соответствует требованиям цивилизованного рыночного хозяйства, законам бизнеса, нуждается в коренном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.9

Можно выделить следующие  особенности развития рынка труда  в России:

  1. Рост безработицы. В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы в марте 2013г. 4,3 млн.человек, или 5,7% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,1 млн.человек, в том числе 0,9 млн.человек получали пособие по безработице (см. приложение ) . 10
  2. Основными тенденциями спроса на общероссийском рынке труда в 2012 гг. являются: менеджеры по работе с ключевыми клиентами,  специалисты продаж, медицинские работники, работники в сфере IT, финансовые аналитики, квалифицированный персонал.
  3. Основными тенденциями предложения на рынке труда являются: избыток предложения экономистов,  юристов, учителей;  отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики; рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки; превышение предложения рабочей силы над спросом, поскольку  модернизация убыточных производств и убыточных отраслей, участие в процессах глобализации мирового хозяйства и вступление России в ВТО активизируют высвобождение работников, которое на данном этапе не в полной мере компенсируется приростом спроса на труд.
  4. Растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения: профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка труда.
  5. Усиливающаяся регионализация рынков труда, появление устойчиво критических и напряженных рынков труда, ситуация на которых значительно хуже средненациональной картины: к таким рынкам труда в большинстве случаев относятся либо преимущественно аграрные рынки труда, либо моногорода (населенные пункты, занятость в которых привязана к одному-двум крупным градообразующим предприятиям). Если эти предприятия находятся в неустойчивом финансово-экономическом положении, то рынок труда моногорода становится напряженным.     
  6. Наличие нелегальной трудовой миграции.
  7. Низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию.     

Снижение численности  населения неизбежно влечет за собой  сокращение трудовых ресурсов, т.е. предложения рабочей силы на рынке труда.

Следует отметить,что общая ситуация на рынке труда России характе-ризуется следующими наиболее заметными тенденциями: за период с 1990-2006 гг. отмечается снижение численности постоянного, а также занятого населения соответственно - на 3,9% и 9,5%, что в первую очередь, обусловливается превышением уровня смертности над рождаемостью при ослаблении влияния миграционного прироста на числен-ные потери населения.11

 К 2030 году  трудоспособное население в России  существенно сократится, что вызовет  дефицит на рынке труда, заявила  на конференции в Высшей школе экономики министр экономического развития Эльвира Наби-уллина со ссылкой на прогноз МЭР. Она назвала демографическую проблему одним из ограничений долгосрочного роста России. «По нашим оценкам, к 2030 году трудоспособное население России сократится на 12%». Это вызовет дефицит на рынке труда, что является серьезной проблемой и повлечет за собой необходимость государ-ству финансировать мероприятия, смягчающие давление на этом рынке.      Рынок труда в России и сложившаяся на нём ситуация  - одна из наиболее сложных и запутанных проблем современного рынка производства. Основную роль в этом играет, конечно же, человеческий фактор, который плохо поддаётся прогнозированию. Но, помимо этого, на рынке труда возрастает процесс турбулентности и увеличивается число безработных, а количество работоспособного населения уменьшается с каждым годом.   12

 

2.2  Россия на международном рынке труд

Вхождение России как равноправного  партнера в мировое экономическое  сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. 
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

 С принятием "Закона о  занятости" (1991 г.) всем гражданам  России предоставлено юридическое  право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

 Экономическая миграция из  России определяется следующими  факторами: во-первых, более высоким  уровнем жизни в промышленно  развитых странах и выгодными  материальными условиями, предлагаемыми  другими странами; во-вторых, ограничением  численности выезжающих емкостью  рынков труда принимающих стран  и в целом сравнительно низким  уровнем квалификации рабочей  силы в Российской Федерации,  непризнанием большинством стран  мира дипломов о высшем образовании,  языковым барьером. Поэтому выезжать  будет преимущественно высококвалифицированная  и мобильная часть населения.

 Признавая необходимость экспорта  рабочей силы за рубеж, к  числу положительных факторов, сопровождающих  этот процесс, относят следующие:

- снижение давления на внутренний  рынок труда;

- минимизация существующих в  его структуре дисбалансов;

- уменьшение безработицы;

- финансовые поступления от  мигрантов;

- повышение профессионального  и культурного уровня работников-мигрантов.13 
           Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

 Выход России на международный  рынок труда осложняется рядом  факторов и, прежде всего, неблагоприятной  конъюнктурой этого рынка в  последние годы (высокой конкуренцией  со стороны стран-экспортеров  рабочей силы). Кроме того, помимо  политики квотирования, западные  страны в отношении иностранной  рабочей силы готовят и другие  барьеры.

 Но, несмотря на определенные  сложности в освоении нового  международного рынка, Россия  должна приложить максимум усилий  для его освоения. Такой вывод  определяется расчетами российских  экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.  Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл. Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы.

Одна из болезненных проблем  российской трудовой миграции за рубеж - это интеллектуальная миграция, или  «утечка мозгов». С 1994 по 1997 г. «утечка  мозгов» из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж  на постоянное место жительства уехало 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования.14

Наравне «утечке мозгов»  в 90-е годы появилось новое для  России явление – бизнес-миграция. Это явление представляет эмиграцию  предпринимателей, которая стимулируется  отсутствием политической и экономической  стабильности в России, стремлением  реализовать накопленный потенциал  в более благоприятной обстановке.

К концу 90-х годов в  процессе интеллектуальной международной  миграции появились новые черты  и особенности.

Во-первых, на смену «утечке  мозгов» пришла их миграция. Хотя США  остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время  квалифицированные специалисты  едут на временную работу в некоторые  развивающиеся страны.

Во-вторых, движение квалифицированных  специалистов происходит не только «к капиталу», но и «одновременно с  капиталом или вслед за ним». Процесс  этот тесно связан с деятельностью  международных корпораций, которые  имеют сеть филиалов по всему миру.

В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.

В-четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы  высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов  во многих регионах мира.

Временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции. Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2011 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых "нелегалов", поэтому их реальная доля может достигать двух третей. Особенно много трудовых мигрантов в 2011 году прибыло из Украины (13%) Узбекистана (17,2%) и Таджикистана (9,7%), а также Армении (10%). Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности.15 Появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России.

Воздействие иммиграции на условия труда и занятости  местного населения уже многие десятилетия  находится под пристальным вниманием  в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма противоречивые. Широко распространено мнение о его  негативном характере, что нередко  используется в качестве одного из главных аргументов иммиграционной политики. Однако многочисленные западные исследования свидетельствуют, что влияние иммиграции в целом на рынок труда статистически не значимо, а нередко и позитивно. Такой характер эффекта иммиграции связан с тем, что в одних случаях экономические мигранты, в силу своей профессии и квалификации, непосредственно конкурируют с местным населением, а в других - заполняют ниши в производственном процессе.16

Информация о работе Внутренний рынок труда