Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:44, контрольная работа
Присоединение России к Всемирной торговой организации вызвало интерес к этой теме не только в деловых кругах, научной и периодической печати, но и в системе подготовки и переподготовки кадров на всех уровнях управления. До присоединения России к ВТО давались различные оценки последствий этого шага. Политики высказывались преимущественно оптимистично, говоря о конкурентном развитии российской экономики. Практики предупреждали об имеющихся угрозах, особенно – для агропромышленного комплекса страны, и прогнозировали масштабы потерь [1-2].
· Обеспечение устойчивого развития сельских и депрессивных территорий, рационального размещения производительных сил;
· Рост соотношения доходов граждан и непрерывно растущего потребительского минимума, повышение уровня социального, жилищно-бытового обеспечения, повышение уровня охраны здоровья, личной и экологической безопасности;
· Предотвращение опустынивания сельских территорий – как в Европейской части России, так и в Сибири и на Дальнем Востоке;
· Обеспечения импортозамещения продовольствия.
Возможные потери России от членства в ВТО (при негативных сценариях развития ситуации):
· Ослабление национального суверенитета;
· Сокращение количества рабочих мест;
· Рост инфляции;
· Повышение себестоимости конкурентоспособных российских товаров;
· Снижение конкурентоспособности
продукции энергоемких
Многие предприятия и отрасли не смогут выдержать конкуренцию с иностранными товарами и услугами, зачастую более дешевыми и качественными. Кроме того, соглашения ВТО запрещают странам-участницам предоставлять правительственные субсидии: в основном эти запреты касаются экспортных субсидий в промышленности (которые в России практически не применяются) и субсидий на импортозамещение. Согласно некоторым экспертным оценкам, после сокращения таможенных пошлин только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать с иностранными производителями на внутреннем рынке.
Инструменты преодоления угроз
В основе Правил международной
К зеленой корзине относятся финансовые расходы государства на программы, которые напрямую не влияют на увеличение производства или условия торговли: затраты на страхование урожаев, развитие консалтинга и информационного обеспечения в сельской местности, модернизацию сельской инфраструктуры, научные исследования, инвестиционное субсидирование, ветеринарные услуги, участие в выставках и т.п. Правила ВТО не ограничивают зеленую корзину. Каждое государство, ведущее переговоры о вступлении в ВТО, предоставляет информацию о наполнении этой корзины, но не берет на себя обязательств по ее уменьшению.
В России зеленая корзина существует, хотя и в несколько ограниченном варианте. Некоторые из входящих в неё мер являются частью Государственной программы социального развития села. Кроме того, к ней можно отнести программы сохранения и защиты почвенного плодородия, программы по семеноводству и ряд других мероприятий.
Появление голубой корзины стало следствием компромисса между США и Европейским союзом, который стремился сохранить право на существенную поддержку своего аграрного сектора. К голубой корзине относятся выплаты, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а также компенсации фермерам при добровольном сокращении объёмов производства.
В России в настоящее время подобные меры не применяются.
В жёлтую корзину включены меры государственной поддержки, которые, по мысли авторов Соглашения по сельскому хозяйству, стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. К ним относят все затраты государства, не включённые в зелёную и голубую корзины. Затраты государства в рамках желтой корзины обобщенно выражаются в специальном показателе – «совокупной мере поддержки» (СМП). Государства, ставшие членами ВТО, берут на себя обязательства о сокращении СМП в течение определённого периода.
Содержание бюджетной
1. Меры «желтой корзины»:
· Поддержка цен
· Сбытовые кредиты
· Финансирование:
§ На единицу площади сельхозугодий
§ На количество животных
§ На средства производства
§ На кредитные программы
2. Меры «зеленой корзины»:
· НИОКР, ветеринарные и фитосанитарные меры, подготовка кадров, информационно-консультационное обслуживание, контроль продовольственной безопасности, маркетинг, сбыт, инфраструктура
· Продовольственные запасы
· Поддержка малоимущих
· Поддержка доходов (на производство продукции)
· Страхование урожая
· Устранение последствий стихийных бедствий
· Охрана окружающей среды, сохранение земельных и биологических ресурсов
· Помощь производителям в проблемных регионах
3. Меры «голубой корзины»
· Финансирование на фиксированные площади и урожай
· Финансирование, но не более 85% от базового уровня производства
· Финансирование на фиксированное поголовье скота
4. Правила de minimis
· До 5% поддержки для конкретного продукта (для развивающихся стран – до 10%) стоимости всей сельскохозяйственной продукции страны
·
До 5% поддержки неконкретного
Правила ВТО
не учитывают существенных различий
природно-экономических
За последние
десять лет объем
В обязательствах США связанная (разрешённая) СМП составляет 19 миллиардов долларов. Но фактически в последние годы этот показатель достигает отметки лишь в 15 миллиардов. Иначе говоря, США располагают резервом увеличения СМП, равным четырем миллиардам долларов. Ещё большим «запасом прочности» обладает Канада: имея разрешённый уровень СМП в 4,7 миллиарда долларов, она расходует на поддержку своего сельского хозяйства всего 0,8 миллиарда.
В ходе переговоров о присоединении к ВТО Российская Федерация взяла на себя ряд обязательств, касающихся государственной поддержки производителей продукции сельского хозяйства, обеспечения доступа на внутренний рынок и экспортных субсидий. Российской стороной был согласован агрегированный уровень государственной поддержки производителей продукции сельского хозяйства, равный 9 млрд. долларов США. К 2018 году этот уровень будет сокращен до 4,4 млрд. долларов США (равными долями).
Показательно, что разрешенный уровень СМП для ряда стран-членов ВТО, обладающих сходным с российским или даже меньшим масштабом сельскохозяйственного производства, многократно превышает уровень СМП, установленный для России. Например, в ЕС совокупная разрешенная поддержка составляет около 100 млрд. долларов США.
Сложность ситуации, по мнению ученых Россельхозакадемии, заключается еще и в том, что в первые годы реализации Государственной программы, когда на поддержку отрасли разрешается использовать до 9 млрд. долл. США, принятыми бюджетными проектировками Минфина РФ предусматривается государственная поддержка в размере около 130 млрд. руб. Это в 2 раза меньше согласованного с ВТО уровня на 2013-2014 годы. В последующие годы, когда проектом Госпрограммы предусмотрено увеличение поддержки, начнет действовать инициируемое ВТО ограничение ее предельного размера. Согласно проекту Госпрограммы, потребность в финансировании мер «желтой» корзины в 2017 г. составит 6,6 млрд. долл. США, а разрешенный ее размер составит лишь 5,4 млрд. долл. США. Аналогичная ситуация сложится и в последующие годы (таблица 5).
Таблица 5. Поддержка сельского хозяйства России на период до 2020 года.
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Зеленая
3,8
5,7
6,1
6,1
6,5
6,7
7,1
7,3
Желтая
5,7
6,1
6,5
6,2
6,6
7,1
7,7
8,4
Итого
9,5
11,8
12,7
12,2
13,1
13,9
14,8
15,7
Обязательства по желтой корзине
9,0
8,1
7,2
6,3
5,4
4,4
4,4
4,4
Примечание: расчет сделан специалистами
Россельхозакадемии на основе проекта
Государственной программы
Решением этой проблемы, по мнению экспертов Россельхозакадемии, может стать конвертация ряда мер «желтой» корзины в «зеленую». Например, можно исключить из «желтой» корзины субсидии на возмещение части затрат на приобретение удобрений, уплату процентов по краткосрочным кредитам, заменив их, в частности, на прямые субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в расчете на 1 га и на 1 голову скота. При этом перенесение части поддержки из «желтой» корзины в «зеленую» только за счет увеличения инфраструктурных расходов не всегда может компенсировать снижение объемов поддержки сельскохозяйственного производства.
Обязательства по обеспечению доступа на внутренний рынок
В целом по тарифу на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие средневзвешенная ставка будет снижена на треть от ее текущего уровня (с 15,6% до 11,3% на конец переходного периода), а по отдельным позициям произойдет более сильное снижение (таблица 6).
Таблица 6. Изменение размера таможенного тарифа на продовольственные товары, вводимые Протоколом по присоединению России к ВТО
Код
товара
Наименование товара
Уровень тарифа по ВТО, %
Уровень тарифа по ЕТТ, %
0103
Свиньи живые
5
40
0203
Свинина свежая, охлажденная или замороженная:
свинина сверх квоты
65
75
свинина по квоте
0
15
0206
Пищевые субпродукты
15
25
0208
Прочие мясо и пищевые мясные субпродукты
15
25
0402
Молоко и сливки сгущенные
15
25
0404
Молочная сыворотка
15
38
0406
Сыры и творог
9,5
19
0902
Чай со вкусо-ароматическими добавками
12,5
20
1006
Рис
10
29
1511
Масло пальмовое
3
0,4
1601
Колбасы
9
25
Самые серьезные отрицательные последствия ожидаются на рынке свинины. На него будут оказывать влияние сразу три негативных фактора:
· снижение таможенного тарифа на живых свиней с 40% до 5%;
· снижение таможенного тарифа на мясо свиней свежемороженых сверх квоты с 75% до 65%, а внутри квоты – с 15% до 0;
· изменение режима тарифного квотирования.
В результате подписанного Соглашения из инструментов регулирования исключается тарифное квотирование, в течение последних пяти лет доказавшее свою эффективность для защиты внутреннего мясного рынка. Таким образом, Россия лишается возможности снижать квоты на все виды мяса. Эти квоты будут зафиксированы на уровне 2013 года. Более того, с 2020 года квота на свинину будет полностью отменена – ее заменит «плоский» тариф в размере 25%. Это еще больше усложнит обеспечение конкурентоспособности животноводческой отрасли (таблица 7).
Таблица 7. Внеквотные ставки таможенного тарифа, %.
Виды продукции
Защищаемый продовольственный рынок
РФ
ЕС
США
Молоко и молочные продукты
19
163
126
Овощи, фрукты и живые растения
36
161
132
Сахар и кондитерские изделия
68
118
79
Растительное масло
24
94
164
Источник: World-Tariff-Profiles,WTO-2010
Низкая тарифная защита внутреннего рынка не позволит обеспечить конкурентоспособность российских товаров даже на внутреннем рынке.
Экспортные субсидии
Россия вступает в ВТО на специфических условиях – их называют «ВТО-плюс». Эти условия предусматривают дополнительные требования и ограничения для развитых стран, к которым отнесена и Россия.
Эти дополнительные требования включают в себя, кроме двукратного сокращения поддержки производителей сельскохозяйственной продукции за имплементационный период, полный запрет на использование экспортных субсидий. Кстати, такими экспортными субсидиями в настоящее время продолжают пользоваться США и ЕС – несмотря на постоянные требования развивающихся стран. Бюджет США предусматривает ежегодные экспортные субсидии в размере 1,5 млрд. долларов, хотя их разрешенная величина составляет около 600 млн. долларов. Несмотря на многолетние требования членов ВТО, власти США не сокращают эту статью расходов. Опираясь на этот регулятор, в 2010 году власти США поставили перед национальными производителями и экспортерами сельскохозяйственной продукции задачу удвоения сельскохозяйственного экспорта в течение 5 лет. По истечении первых двух лет темп роста сельскохозяйственного экспорта США составил 20% в год. В денежном выражении этот показатель составил 1,9 млрд. долларов. Это уже позволило США обеспечить создание 16 тысяч новых рабочих мест.
Информация о работе Вступление в ВТО: угрозы сельскому хозяйству