Вступление в ВТО: угрозы сельскому хозяйству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:44, контрольная работа

Описание работы

Присоединение России к Всемирной торговой организации вызвало интерес к этой теме не только в деловых кругах, научной и периодической печати, но и в системе подготовки и переподготовки кадров на всех уровнях управления. До присоединения России к ВТО давались различные оценки последствий этого шага. Политики высказывались преимущественно оптимистично, говоря о конкурентном развитии российской экономики. Практики предупреждали об имеющихся угрозах, особенно – для агропромышленного комплекса страны, и прогнозировали масштабы потерь [1-2].

Файлы: 1 файл

всемирная торговая организация.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

Россия, вступая в ВТО на согласованных  условиях протокола, открывает свой рынок конкурентам, полностью обеспечивающим свою национальную продовольственную независимость и имеющим избыток продовольствия. Потенциальным «продовольственным агрессором» во многих случаях будут выступать США, ЕС и др. По расчетам экспертов Россельхозакадемии, с учетом согласованных Россией изменений импортных пошлин, это неизбежно приведет к сжатию отечественного производства.

 

 

 

Меры государственной поддержки  АПК на региональном уровне

 

 

 

В России ведется разработка мер  государственной поддержки сельского хозяйства на региональном уровне. В качестве примера можно привести разработанную в Ставропольском крае логическую модель поддержки сельскохозяйственного производства региона при вступлении в ВТО. К сожалению, информацию о конкретных параметрах инструментов модели найти не удалось. Предложенная модель содержит  семь блоков инструментов:

 

1.    Регулирование цен:

 

·       Квоты

 

·       Таможенные пошлины

 

·       Другие нетарифные барьеры

 

2.    Поддержка доходов

 

·       Косвенные платежи

 

·      Прямые денежные трансферты

 

3.    Поддержка маркетинга

 

·       Программа развития рынка

 

·       Субсидии на транспортировку  сельхозпродукции

 

·       Контроль качества сельхозпродукции

 

4.    Поддержка приобретения  сырьевых ресурсов

 

5.    Стимулирование роста эффективности производства

 

·       НИОКР

 

·       Субсидии на капитальные  вложения

 

·       Программы улучшения  качества земель

 

6.    Региональная поддержка

 

·       Производство продукции  сельского хозяйства

 

·       Развитие инфраструктуры села

 

7.    Общеэкономическая поддержка

 

·       Налоговая политика

 

·       Политика обменного  курса валют

 

·       Предоставление субсидий, трансфертов

 

Регулирование цен. Применяются формы  государственного регулирования на основе сравнения цен внешнего и  внутреннего рынков: экспортные пошлины, таможенные тарифы, квоты и другие нетарифные барьеры, прямой государственный контроль внутренних цен, регулирование механизмов государственной торговли.

 

Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.  Прямые и непрямые денежные трансферты между государством и производителем: компенсационные платежи, платежи за перевод площадей из посевных в паровые земли или в случае стихийных бедствий, а также регулирование посредством налогов.

 

Поддержка маркетинга продукции. Программы развития рынка, субсидии на транспортировку сельскохозяйственной продукции, инспекция и контроль качества продукции.

 

Поддержка приобретения сырьевых ресурсов. Устанавливаются и выплачиваются  субсидии на покупку сырья и материалов для сельского хозяйства (минеральных удобрений, средств химической защиты растений, кормов, воды для орошения), предоставляются льготные кредиты, осуществляется специальное льготное страхование.

 

Стимулирование роста эффективности  производства. Выражается в поддержке инфраструктуры: научно-исследовательской и внедренческой деятельности, субсидиях на капитальные вложения, программах по улучшению качества земель.

 

Региональная поддержка. Осуществляется на уровне правительства региона.

 

Общеэкономическая поддержка. Включает виды деятельности, специально не направленные на поддержание аграрного сектора, но оказывающие влияние на него: государственная налоговая политика, политика обменного курса валют, предоставление субсидий, трансфертов и т.д.

 

Угрозы для отечественного сельского хозяйства и актуальность мер их преодоления пока находятся в стадии изучения. Но уже озвучены цифры возможных потерь. По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, потери могут составить фантастическую сумму – 56 млрд. рублей в год. Это почти 2 млрд. долларов США. Большую часть этих убытков зерновики понесут только от сжатия внутреннего рынка.

 

По словам экспертов, в случае вступления России в ВТО серьёзно ухудшится  положение свиноводческой отрасли, поголовье свиней сократится. Первыми начнут «вымирать» личные и подсобные хозяйства. Естественно, это приведёт к сокращению производства кормов – свиноводство традиционно потребляет огромное количество фуражного зерна. Только от этого зерновики потеряют 18 млрд. рублей.

 

Вступление в ВТО «не пощадит» и крупный рогатый скот – потери составят 12 млрд. рублей. Кроме того, эксперты утверждают, что серьёзно подорожают минеральные и органические удобрения. Это сократит доходы производителей зерна на 24 млрд. рублей. А развитие биоэнергетики – ещё 2 миллиарда.

 

Подобный масштаб потерь стал ясен только недавно, когда специалистам зерновой отрасли стали известны детали соглашения по присоединению  России к ВТО. Эти потери не учитывались  зерновиками, и сейчас они серьёзно озабочены развитием событий – и без того им требуется немало денег для поддержания конкурентоспособности с иностранными производителями.

 

 

 Проблемы сельскохозяйственного  машиностроения  

 

В результате присоединения России к ВТО отечественное сельскохозяйственное машиностроение начало испытывать трудности со сбытом своей продукции. Эти трудности обусловлены потребительскими ожиданиями демпинговой политики со стороны иностранных производителей.

 

В июне 2012 года завод «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону) остановил производство комбайнов, и к октябрю был вынужден сократить почти 2 тысячи сотрудников. Причиной стало то, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции прекратили покупать комбайны российского производства в ожидании более дешевой иностранной техники, которая должна появиться после окончательного присоединения России к ВТО. Подобное происходит и на других предприятиях сельхозмашиностроения России. Участники ежегодной выставки «Агробизнес Черноземья» (Воронеж) проблему сбыта называют ключевой.

 

Проблема «Ростсельмаша» была частично решена Правительством РФ. Но это не сняло напряжения в коллективах других российских производителей сельскохозяйственной техники.

 

В связи с вступлением России в ВТО отечественный рынок  сельскохозяйственной техники ждет ряд важных изменений. В частности, ввозные пошлины на импортные комбайны сократятся в три раза – с 15% до 5%. Ввозные пошлины на прицепную технику тоже будут ограничены. Субсидирование процентных ставок по кредитам, которое сейчас распространяется только на технику отечественного производства, в обязательном порядке распространится и на импортные сельскохозяйственные машины. В результате все крупные иностранные игроки получат те же преимущества, которые сейчас имеют еле сводящие концы с концами отечественные машиностроители.

 

В этой ситуации весьма провокационным выглядит высказывание представителя  Министерства экономического развития РФ: “…трудно представить, что именно из-за этого сократится производство российской сельскохозяйственной техники. Но если это произойдет, то это будет означать: наши сельскохозяйственные машины неконкурентоспособны. И, значит, российский производитель сельскохозяйственной продукции должен за них сильно переплачивать” (Максим Медведков,  руководитель департамента Минэкономразвития, в интервью «Российской Газете»). Получается, что если зарубежные производители техники предложат российским аграриям более выгодные условия, чем российские машиностроители, то так тому и быть.

 

А не собирается ли государство попросту «бросить» отрасль? Если принять во внимание уже перечисленные перспективы для сельского хозяйства в целом, с экономической точки зрения это будет даже выгодно. По мнению чиновников, вместо того, чтобы вкладывать миллиарды в оживление отечественного сельхозмашиностроения, которое потребует многих лет работы, можно просто открыть дорогу иностранному капиталу, иностранной технике и производителям, которые предложат отечественным аграриям качественное оборудование и хорошие условия. Но таким ли выгодным окажется сокращение рабочих мест и доходов машиностроителей, ликвидация высокотехнологичной отрасли и деградация интеллектуального потенциала страны с политической точки зрения?

 

Причин упадка российского сельскохозяйственного  машиностроения множество – от объективных  политических до панических и экзотических (эти проблемы уже неоднократно обсуждались в журнале «Капитал страны»). К объективным причинам можно отнести неконкурентоспособность отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

 

Существует множество мнений о  том, каким будет рынок сельскохозяйственной техники в России после вступления страны во Всемирную Торговую Организацию. Число мнений о том, как обеспечить конкурентоспособность этой отрасли, равно числу экспертов, которые их высказывают. Все прогнозы объединяет одно – они имеют негативный оттенок, и предполагают появление в России крупнейших мировых производителей (или расширение их представительств).

 

Не секрет, что неконкурентоспособность  отечественного сельскохозяйственного  машиностроения вызвана научно-технической  отсталостью этой отрасли. Иностранные конкуренты развивают индустрию высоких технологий, основанных на пятом и шестом технологических укладах. Это позволяет применять в сельскохозяйственной технике робототехнические системы, использовать элементы и системы искусственного интеллекта. Отечественное сельскохозяйственное машиностроение продолжает эксплуатировать традиционную идеологию механизации и автоматизации сельского хозяйства и пищепереработки, основанную, как правило, на технологиях четвертого технологического уклада. Конкуренты уже готовы поставлять на отечественный сельскохозяйственный рынок технику принципиально нового качества, с новым уровнем производительности, продуктивности и эффективности.  У российского сельскохозяйственного машиностроения нет достаточных стимулов работать «на опережение», и оно теряет возможность догонять конкурентов.

 

Следует обратить внимание на активизацию человеческого  капитала и интеллектуальных ресурсов. Сегодня кадры российского АПК  не готовы ни к разработке и производству техники современных технологических укладов, ни к ее обслуживанию. Причин много: это и отставание образовательных программ – лишь немногие сельскохозяйственные ВУЗы приступили к реализации программ обучения по специальностям, затрагивающим современные высокие технологии, и пробелы в развитии человеческого капитала.

 

Представление об инструментах, необходимых для  перехода на инновационный путь развития, до сих пор страдает однобокостью. Очевидно, что для проведения модернизации необходимо привести в соответствующее состояние материальные производственные активы. Но при этом происходит недооценка роли нематериальных (неосязаемых, интеллектуальных) активов – их тоже необходимо привести в состояние, отвечающее вызовам времени.

 

Ситуацию  можно проиллюстрировать примером из региональной практики. В Воронежской области создана инновационная площадка – технопарк «Масловский». В технопарке построен и введен в эксплуатацию новый завод ООО «Воронежсельмаш», специализирующийся на производстве зерноочистительной техники и элеваторного оборудования. В оптимистических публикациях по этому поводу много говорится об оснащении завода современными материальными активами – оборудованием, технологиями, производственной инфраструктурой и т.д. На основании этого делается вывод о достижении долговременной конкурентоспособности предприятия. При этом в победных реляциях ни слова не говорится о нематериальных активах завода. Ведь именно по их состоянию можно судить, будет ли конкурентоспособна продукция предприятия. Есть ли у завода сценарий выпуска конкурентоспособной продукции? Отвечает ли эта продукция современным требованиям к цене и потребительским свойствам: производительности, надежности, энерго- и материалоемкости, эргономичности, ремонтопригодности, безопасности и т.д.? Ведь именно эти характеристики учитываются потребителем при выборе в пользу того или иного поставщика. Чем предлагаемые к освоению в производстве изделия превосходят аналоги конкурентов? Ни слова не говорится о том, насколько кадры предприятия готовы к решению новых задач – не только инженерный состав, но и менеджмент, и рабочие кадры.

 

Пример  показывает, что подход к обеспечению  конкурентоспособности предприятий  является однобоким и не до конца  проработанным. В результате такого «половинчатого» подхода мы рискуем  столкнуться с невозможностью непрерывной поддержки конкурентоспособности завода в условиях работы по правилам ВТО. Ведь для того, чтобы поддерживать конкурентоспособность предприятия, необходимо непрерывно вырабатывать конкурентные преимущества, в том числе – копировать преимущества, созданные конкурентами. А это связано с созданием и правовой защитой нематериальных активов.

 

 

 

Проблемы  российского АПК: от осознания к  решению

 

 

 

За годы реформ в нашей стране были ослаблены  процессы наращивания интеллектуального потенциала и использования творческой энергии народа. В результате опыт прогрессивного развития не был в достаточной мере передан новому поколению. Это обстоятельство, на наш взгляд, в значительной мере затрудняет продвижение страны к «умной» конкурентоспособной экономике. Эту стратегическую ошибку необходимо исправлять.

 

На региональном уровне, в частности, в Воронежской  области, некоторые из названных  проблем уже осознаются и решаются. Например, по поручению губернатора  предпринимаются меры по восстановлению начального профессионального образования. Особое внимание уделяется при этом сельским территориям. Выясняется, какие рабочие кадры необходимы сельским территориям региона, и где целесообразно организовать их подготовку.

Информация о работе Вступление в ВТО: угрозы сельскому хозяйству