Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:44, контрольная работа
Присоединение России к Всемирной торговой организации вызвало интерес к этой теме не только в деловых кругах, научной и периодической печати, но и в системе подготовки и переподготовки кадров на всех уровнях управления. До присоединения России к ВТО давались различные оценки последствий этого шага. Политики высказывались преимущественно оптимистично, говоря о конкурентном развитии российской экономики. Практики предупреждали об имеющихся угрозах, особенно – для агропромышленного комплекса страны, и прогнозировали масштабы потерь [1-2].
Россия, вступая в ВТО на согласованных условиях протокола, открывает свой рынок конкурентам, полностью обеспечивающим свою национальную продовольственную независимость и имеющим избыток продовольствия. Потенциальным «продовольственным агрессором» во многих случаях будут выступать США, ЕС и др. По расчетам экспертов Россельхозакадемии, с учетом согласованных Россией изменений импортных пошлин, это неизбежно приведет к сжатию отечественного производства.
Меры государственной
В России ведется разработка мер
государственной поддержки сель
1. Регулирование цен:
· Квоты
· Таможенные пошлины
· Другие нетарифные барьеры
2. Поддержка доходов
· Косвенные платежи
· Прямые денежные трансферты
3. Поддержка маркетинга
· Программа развития рынка
· Субсидии на транспортировку сельхозпродукции
· Контроль качества сельхозпродукции
4. Поддержка приобретения сырьевых ресурсов
5. Стимулирование роста эффективности производства
· НИОКР
· Субсидии на капитальные вложения
· Программы улучшения качества земель
6. Региональная поддержка
· Производство продукции сельского хозяйства
· Развитие инфраструктуры села
7. Общеэкономическая поддержка
· Налоговая политика
· Политика обменного курса валют
· Предоставление субсидий, трансфертов
Регулирование цен. Применяются формы государственного регулирования на основе сравнения цен внешнего и внутреннего рынков: экспортные пошлины, таможенные тарифы, квоты и другие нетарифные барьеры, прямой государственный контроль внутренних цен, регулирование механизмов государственной торговли.
Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Прямые и непрямые денежные трансферты между государством и производителем: компенсационные платежи, платежи за перевод площадей из посевных в паровые земли или в случае стихийных бедствий, а также регулирование посредством налогов.
Поддержка маркетинга продукции. Программы развития рынка, субсидии на транспортировку сельскохозяйственной продукции, инспекция и контроль качества продукции.
Поддержка приобретения сырьевых ресурсов.
Устанавливаются и
Стимулирование роста
Региональная поддержка. Осуществляется на уровне правительства региона.
Общеэкономическая поддержка. Включает виды деятельности, специально не направленные на поддержание аграрного сектора, но оказывающие влияние на него: государственная налоговая политика, политика обменного курса валют, предоставление субсидий, трансфертов и т.д.
Угрозы для отечественного сельского хозяйства и актуальность мер их преодоления пока находятся в стадии изучения. Но уже озвучены цифры возможных потерь. По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, потери могут составить фантастическую сумму – 56 млрд. рублей в год. Это почти 2 млрд. долларов США. Большую часть этих убытков зерновики понесут только от сжатия внутреннего рынка.
По словам экспертов, в случае вступления России в ВТО серьёзно ухудшится положение свиноводческой отрасли, поголовье свиней сократится. Первыми начнут «вымирать» личные и подсобные хозяйства. Естественно, это приведёт к сокращению производства кормов – свиноводство традиционно потребляет огромное количество фуражного зерна. Только от этого зерновики потеряют 18 млрд. рублей.
Вступление в ВТО «не пощадит» и крупный рогатый скот – потери составят 12 млрд. рублей. Кроме того, эксперты утверждают, что серьёзно подорожают минеральные и органические удобрения. Это сократит доходы производителей зерна на 24 млрд. рублей. А развитие биоэнергетики – ещё 2 миллиарда.
Подобный масштаб потерь стал ясен только недавно, когда специалистам зерновой отрасли стали известны детали соглашения по присоединению России к ВТО. Эти потери не учитывались зерновиками, и сейчас они серьёзно озабочены развитием событий – и без того им требуется немало денег для поддержания конкурентоспособности с иностранными производителями.
Проблемы
В результате присоединения России
к ВТО отечественное
В июне 2012 года завод «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону) остановил производство комбайнов, и к октябрю был вынужден сократить почти 2 тысячи сотрудников. Причиной стало то, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции прекратили покупать комбайны российского производства в ожидании более дешевой иностранной техники, которая должна появиться после окончательного присоединения России к ВТО. Подобное происходит и на других предприятиях сельхозмашиностроения России. Участники ежегодной выставки «Агробизнес Черноземья» (Воронеж) проблему сбыта называют ключевой.
Проблема «Ростсельмаша» была частично решена Правительством РФ. Но это не сняло напряжения в коллективах других российских производителей сельскохозяйственной техники.
В связи с вступлением России в ВТО отечественный рынок сельскохозяйственной техники ждет ряд важных изменений. В частности, ввозные пошлины на импортные комбайны сократятся в три раза – с 15% до 5%. Ввозные пошлины на прицепную технику тоже будут ограничены. Субсидирование процентных ставок по кредитам, которое сейчас распространяется только на технику отечественного производства, в обязательном порядке распространится и на импортные сельскохозяйственные машины. В результате все крупные иностранные игроки получат те же преимущества, которые сейчас имеют еле сводящие концы с концами отечественные машиностроители.
В этой ситуации весьма провокационным выглядит высказывание представителя Министерства экономического развития РФ: “…трудно представить, что именно из-за этого сократится производство российской сельскохозяйственной техники. Но если это произойдет, то это будет означать: наши сельскохозяйственные машины неконкурентоспособны. И, значит, российский производитель сельскохозяйственной продукции должен за них сильно переплачивать” (Максим Медведков, руководитель департамента Минэкономразвития, в интервью «Российской Газете»). Получается, что если зарубежные производители техники предложат российским аграриям более выгодные условия, чем российские машиностроители, то так тому и быть.
А не собирается ли государство попросту «бросить» отрасль? Если принять во внимание уже перечисленные перспективы для сельского хозяйства в целом, с экономической точки зрения это будет даже выгодно. По мнению чиновников, вместо того, чтобы вкладывать миллиарды в оживление отечественного сельхозмашиностроения, которое потребует многих лет работы, можно просто открыть дорогу иностранному капиталу, иностранной технике и производителям, которые предложат отечественным аграриям качественное оборудование и хорошие условия. Но таким ли выгодным окажется сокращение рабочих мест и доходов машиностроителей, ликвидация высокотехнологичной отрасли и деградация интеллектуального потенциала страны с политической точки зрения?
Причин упадка российского
Существует множество мнений о том, каким будет рынок сельскохозяйственной техники в России после вступления страны во Всемирную Торговую Организацию. Число мнений о том, как обеспечить конкурентоспособность этой отрасли, равно числу экспертов, которые их высказывают. Все прогнозы объединяет одно – они имеют негативный оттенок, и предполагают появление в России крупнейших мировых производителей (или расширение их представительств).
Не секрет, что неконкурентоспособность отечественного сельскохозяйственного машиностроения вызвана научно-технической отсталостью этой отрасли. Иностранные конкуренты развивают индустрию высоких технологий, основанных на пятом и шестом технологических укладах. Это позволяет применять в сельскохозяйственной технике робототехнические системы, использовать элементы и системы искусственного интеллекта. Отечественное сельскохозяйственное машиностроение продолжает эксплуатировать традиционную идеологию механизации и автоматизации сельского хозяйства и пищепереработки, основанную, как правило, на технологиях четвертого технологического уклада. Конкуренты уже готовы поставлять на отечественный сельскохозяйственный рынок технику принципиально нового качества, с новым уровнем производительности, продуктивности и эффективности. У российского сельскохозяйственного машиностроения нет достаточных стимулов работать «на опережение», и оно теряет возможность догонять конкурентов.
Следует обратить внимание на активизацию человеческого капитала и интеллектуальных ресурсов. Сегодня кадры российского АПК не готовы ни к разработке и производству техники современных технологических укладов, ни к ее обслуживанию. Причин много: это и отставание образовательных программ – лишь немногие сельскохозяйственные ВУЗы приступили к реализации программ обучения по специальностям, затрагивающим современные высокие технологии, и пробелы в развитии человеческого капитала.
Представление об инструментах, необходимых для перехода на инновационный путь развития, до сих пор страдает однобокостью. Очевидно, что для проведения модернизации необходимо привести в соответствующее состояние материальные производственные активы. Но при этом происходит недооценка роли нематериальных (неосязаемых, интеллектуальных) активов – их тоже необходимо привести в состояние, отвечающее вызовам времени.
Ситуацию
можно проиллюстрировать
Пример
показывает, что подход к обеспечению
конкурентоспособности
Проблемы российского АПК: от осознания к решению
За годы реформ в нашей стране были ослаблены процессы наращивания интеллектуального потенциала и использования творческой энергии народа. В результате опыт прогрессивного развития не был в достаточной мере передан новому поколению. Это обстоятельство, на наш взгляд, в значительной мере затрудняет продвижение страны к «умной» конкурентоспособной экономике. Эту стратегическую ошибку необходимо исправлять.
На региональном уровне, в частности, в Воронежской области, некоторые из названных проблем уже осознаются и решаются. Например, по поручению губернатора предпринимаются меры по восстановлению начального профессионального образования. Особое внимание уделяется при этом сельским территориям. Выясняется, какие рабочие кадры необходимы сельским территориям региона, и где целесообразно организовать их подготовку.
Информация о работе Вступление в ВТО: угрозы сельскому хозяйству