ВТО и Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Поступательное движение внешней торговли в развитии национальных экономик – это тенденция, характерная не только для России, но и для всех стран мира. Мировой экспорт сегодня составляет около трети ВВП всех стран мира вместе взятых. Для большинства стран внешняя торговля уже давно стала важнейшим двигателем экономического роста. В этом – одна из причин создания Всемирной торговой организации (ВТО) и нашего стремления войти в состав этой организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные сведения о Всемирной торговой организации. ………………….6
1.1. ВТО: немного истории………………………………………………….6
1.2. Организационная структура и функции ВТО…………………………9
1.3. Принятие новых членов в ВТО………………………………………..13
2. Вступление России в ВТО. …………………………………………………..16
3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы……………25
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

              ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет мировой экономики  и торговли

2 курс

21 группа

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Международные экономические  отношения»

 

 

По теме: «ВТО и Россия»

 

 

 

                                                                                           Выполнил:

                                                                                           студентка

                                                                                           Губина Т.В.

 

                                                                                           Научный руководитель:

                                                                                           Бондарев С.А.

 

 

 

 

 

                                                   Москва 2011 г

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Основные сведения о  Всемирной торговой организации. ………………….6

       1.1. ВТО:  немного истории………………………………………………….6

       1.2. Организационная  структура и функции ВТО…………………………9

       1.3. Принятие  новых членов в ВТО………………………………………..13

2. Вступление России в  ВТО. …………………………………………………..16

3. Последствия присоединения  России к ВТО: плюсы и минусы……………25

Заключение………………………………………………………………………35

Список литературы ……………………………………………………………..37

 

"Россия рискует оказаться  на задворках установленных новых,  посткризисных правил мировой  торговли, если не станет членом  ВТО".

Заместитель Председателя Правительства  и Министр финансов РФ Алексей  Кудрин.

 

Введение.

 

Внешняя торговля сейчас активно  вторгается в нашу жизнь, обеспечивает занятость значительной части населения  страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей  растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое экономическое развитие страны.

Поступательное движение внешней торговли в развитии национальных экономик – это тенденция, характерная  не только для России, но и для  всех стран мира. Мировой экспорт  сегодня составляет около трети  ВВП всех стран мира вместе взятых.  Для большинства стран внешняя  торговля уже давно стала важнейшим  двигателем экономического роста. В  этом – одна из причин создания Всемирной  торговой организации (ВТО) и нашего стремления войти в состав этой организации.

В современной мировой  торговле ВТО заняла своё особое место. Правовой комплекс, лежащий в основе этой организации, определяет правовые условия, на базе которых осуществляется внешняя торговля товарами и услугами, построены системы государственного регулирования внешней торговли большинства стран мира и функционирует  то, что может быть названо «мировой торговой системой».

И даже несмотря на присутствие  в нашей стране таких проблем, как инфляция, терроризм, региональные конфликты, безработица, коррупция, утрата научно-технического потенциала, бедность населения и др., в России на протяжении последних пятнадцати лет наблюдается  достаточно удивительное явление –  необыкновенно оживлённое обсуждение проблем, связанных с перспективами  вступления России во Всемирную торговую организацию. О ВТО говорят и  в бизнес-сообществе, и в научных  учреждениях, и даже в быту. Что  не менее удивительно, так это  скудное наличие оперативной, полной и достоверной информации о процессе вступления России в ВТО – условиях, уступках, ограничениях и обязательствах страны перед организацией и перед  торговыми партнёрами.

В данной работе поставлена цель ответить на следующие вопросы. Что же такое Всемирная торговая организация? Что нового и положительного может привнести ВТО в Россию, экономика которой до сих пор  не может выйти из переходного  периода, хотя уже наметила курс на стабилизацию и экономический рост? Как определить пределы, выход за которые может нанести ущерб  национальным интересам России, её экономической безопасности?

Задача данной работы –  проанализировать историю отношений  России и ВТО и понять, какие  последствия нас ждут после вступления в эту организацию. В этой связи  основными пунктами работы являются исторические сведения о ВТО, её функции  и организационная структура, подробное  изучение процесса присоединения какой-либо страны к Всемирной торговой организации, а также изучение вопроса о  вступлении России в данную организацию, преимущества и проблемы, которые  может принести членство в ВТО. При  написании работы были использованы аналитический, статистический, причинно-следственный (каузальный) методы, а также метод  научной абстракции.

Для раскрытия темы работы использована литература как узкого профиля (например, монография Е.Д. Халевинской и Е.В. Вавиловой «Всемирная торговая организация и российские интересы»), так и достаточно обзорного типа  (монография «Всемирная торговая организация. Экономика, право, политика» И.И. Дюмулена), а также различные научные статьи, например, «Переговоры о присоединении России к ВТО. Новый формат, новые проблемы», автором которой является В.П. Оболенский, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, что позволило получить наиболее полное представление о сущности Всемирной торговой организации и проблемах, которые стоят на пути вступления в неё перед Российской Федерацией.

 

   1. Основные сведения  о Всемирной торговой организации.

 

     1. ВТО: немного  истории.

 

Учреждение Всемирной  торговой организации (ВТО) 1 января 1995 года завершило почти полувековую  историю попыток создания многостороннего  учреждения по вопросам торговли и  развития. Первые попытки создать  международную организацию по вопросам торговли были начаты сразу же после  окончания Второй мировой войны.

Предполагалось, что послевоенная организация мира в политической области будет опираться на только что созданную Организацию Объединенных Наций, а в экономической области  её основой станут три специализированных учреждения ООН: Международный банк реконструкции и развития (Всемирный  банк), Международный валютный фонд и Международная организация  по торговле и занятости (МТО). Проект Устава МТО был разработан рабочей  группой и вынесен на обсуждение конференции ООН по торговле и  занятости, собравшейся в Гаване в середине 1948 года. В её работе участвовало  более 50 стран мира. Устав МТО  включил развернутую систему  принципов и правил международной торговли товарами, правила, касающиеся вопросов занятости, регулирования торговли сырьевыми товарами, международных инвестиций, ограничительной деловой практики, и ряд других положений. Устав МТО придавал большое значение развитию международной торговли и предусматривал проведение переговоров по её либерализации.

Первые такие переговоры были начаты в 1947 году. 23 страны, принявшие  участие в этих переговорах, пришли к выводу о необходимости временного принятия главы IV Устава МТО, содержавшей  принципы и правила международной  торговли, в качестве многостороннего  соглашения по вопросам торговли товарами. Этот документ получил название «Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)». Предполагалось, что ГАТТ будет  носить временный характер и будет  действовать  до создания МТО. Устав МТО был окончательно согласован на конференции ООН по торговле и занятости в середине 1948 года в Гаване. Однако последующая история МТО не была успешной. В 1950 году правительство США заявило о том, что оно не будет ставить вопрос о ратификации Устава МТО перед конгрессом США. После этого шага стало ясно, что МТО на базе согласованного Устава создана не будет. Поэтому принятое в октябре 1947 года и начавшее действовать с 1 января 1948 года Генеральное соглашение по тарифам и торговле оказалось единственным правовым документом, лежащим в основе многосторонней системы регулирования международной торговли.

На протяжении своей истории  ГАТТ, действуя как международное  учреждение, выступало в роли организатора многосторонних торговых переговоров. В общей сложности в рамках ГАТТ было проведено 8 раундов таких  переговоров.

Первые пять раундов касались исключительно снижения таможенных тарифов. На шестом раунде – Кеннеди-раунд (1964-1967 гг.) – начался постепенный  перенос центра тяжести переговоров  на разработку новых принципов и  правил применения средств регулирования  торговли. Седьмой тур – Токио-раунд (1973-1979 гг.), в котором участвовало 102 страны, привёл к появлению 12 соглашений по принципиально важным проблемам  международной торговли. Эти соглашения существенно расширили и укрепили правовую компетенцию ГАТТ. Восьмой  тур – Уругвайский раунд (1986-1994 гг.) рассмотрел широкий круг вопросов. В этом туре участвовало 125 государств. В итоге Уругвайского раунда появилось 56 международных соглашений, договорённостей  и решений, центральным из которых  стало Соглашение об учреждении Всемирной  торговой организации, включившее Генеральное  соглашение по тарифам и торговле в состав новой международной  организации.

Появление ВТО означало важнейший  политический поворот в организации  международной торговой системы. Главная  особенность итоговых документов Уругвайского раунда заключилась в том, что  результаты раунда были представлены как единый пакет правовых документов, принятие которых было обязательным для всех стран-членов ВТО, без каких либо оговорок и исключений. Более того, в Соглашении об учреждении ВТО говорилось, что «каждый член ВТО должен обеспечить соответствии своих законов, нормативных актов и административных распоряжений своим обязательствам по соглашениям ВТО».

     2. Организационная  структура и функции ВТО.

 

Всемирная торговая организация  призвана решать две основные задачи. Во-первых, как это сформулировано в статье II Соглашения об учреждении ВТО, «обеспечивать общие институциональные  рамки для осуществления торговых отношений между её членами». Иначе  говоря, служить своеобразным многосторонним коллективным торговым договором для  всех стран-участниц ВТО. И, во-вторых, выполнять функции многостороннего  межгосударственного учреждения, которое  должно обеспечивать реализацию первой задачи и содействовать развитию и совершенствованию принципов  и правил международной торговли.

Функции ВТО:

1. Содействие выполнению, администрированию и приведению в действие соглашений Уругвайского раунда и любых иных договорённостей, которые могут появиться в будущем;

2. Предоставление форума для проведения переговоров между членами ВТО по вопросам дальнейшей либерализации торговли и по проблемам, которые могут возникнуть в будущем, в пределах мандата ВТО;

3. Выполнение административных функций для разрешения конфликтов и споров между странами-членами ВТО по вопросам, входящим в круг ведения ВТО, являясь организационным механизмом   для этого;

4. Поддержание функционирования механизма по обзору торговой политики.

Всемирная торговая организация  в организационном плане –  это многосторонняя межгосударственная организация по вопросам торговли товарами и услугами. Её участниками являются государства, а действующими лицами в межгосударственных органах ВТО  – правительства стран-участниц или их представители. На начало 2010 года членами ВТО являются 153 государства. Около 30 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся  в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в  городе Женеве, Швейцария.

ВТО не входит в систему  учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна её доле в международной торговле). В 2005 году бюджет ВТО составлял 168 млн. швейцарских франков.

Высшим органом всей организационной  структуры ВТО является Конференция  министров – это первый уровень. Конференция собирается не менее  одного раза каждые два года и имеет  полномочия принимать любые решения  по всем вопросам, входящим в круг ведения  ВТО и в компетенцию любого из соглашений, составляющих правовую основу ВТО. Конференция министров  назначает Генерального директора  ВТО и принимает правила, устанавливающие  полномочия, обязанности и срок нахождения его в должности. Членство в Конференции  министров открыто для всех членов ВТО, и они пользуются равными  правами в этом органе. В случае принятия решения голосованием каждый член Конференции министров имеет  один голос. Конференция министров  имеет исключительное право принимать  решения о толковании правовых документов ВТО. В промежуток времени с 1995 по 2006 год состоялось 6 конференций  ВТО.

Второй уровень работы межгосударственных учреждений ВТО  – Генеральный совет ВТО, действующий  в трёх лицах: генеральный совет, Орган разрешения споров, Орган обзора торговой политики. В действительности все эти три органа – один Генеральный  совет, выступающий в трёх различных  формах и решающий каждый раз различные  вопросы.  В тех случаях, когда  Генеральный совет созывается для  выполнения функций Органа по разрешению споров, он имеет своего председателя и действует по своим правилам и процедурам. То же происходит в  тех случаях, когда Генеральный  совет созывается для выполнения функций Органа по обзору торговой политики. В Генеральной совет  входят представители всех стран-членов ВТО. Он подотчётен Конференции министров  и обязан предоставлять ей отчёты о своей деятельности.

Информация о работе ВТО и Россия