Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:41, курсовая работа
Поступательное движение внешней торговли в развитии национальных экономик – это тенденция, характерная не только для России, но и для всех стран мира. Мировой экспорт сегодня составляет около трети ВВП всех стран мира вместе взятых. Для большинства стран внешняя торговля уже давно стала важнейшим двигателем экономического роста. В этом – одна из причин создания Всемирной торговой организации (ВТО) и нашего стремления войти в состав этой организации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные сведения о Всемирной торговой организации. ………………….6
1.1. ВТО: немного истории………………………………………………….6
1.2. Организационная структура и функции ВТО…………………………9
1.3. Принятие новых членов в ВТО………………………………………..13
2. Вступление России в ВТО. …………………………………………………..16
3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы……………25
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………..37
•
дискриминировать импортные
•
применять количественные
•
применять максимальные или
•
дискриминировать иностранного
поставщика услуги или услугу
по сравнению с отечественным
поставщиком или услугой, если
возможность такой
Контроль за соблюдением интересов России в переговорном процессе обеспечивается четырьмя основными способами:
1. Контроль со стороны Правительства. Как и другие международные торговые переговоры, процесс присоединения России к ВТО идет на основе директив, утверждаемых Правительством РФ. Ход переговоров регулярно рассматривается Правительством РФ и находится под постоянным контролем образованной в 1997 г. Комиссии по вопросам ВТО, которая в июле 2004 г. была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с организацией экономического сотрудничества и развития. В настоящее время комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ А.Д. Жуков. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны, разрешение ключевых спорных моментов.
2. Контроль со стороны законодателей. С 2000 г. при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. – Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства РФ был утверждён План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной базы России к требованиям ВТО.
Т.к. весь пакет документов,
который будет подготовлен по
результатам переговоров о
3. Консультации с регионами. Мнение регионов является очень важным для выработки выгодных для России условий присоединения к ВТО. Поэтому взаимодействие с регионами находится в центре внимания российской делегации.
4. Консультации с бизнесом. Присоединение к ВТО затронет также и интересы бизнеса. Поэтому впервые в российской переговорной практике в контексте переговоров с ВТО проводится большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению. Начиная с 2000 г. представители Минэкономразвития России провели около 6оо встреч по этой тематик с различными союзами экспортёров, импортёров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультационные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ, представителями научных общественных организаций.
Присоединение России к ВТО
– процесс, продолжающийся уже более
15 лет. Всего на сегодняшний день
с 1995 г. состоялось 30 заседаний РГ, на
которых подводились
К настоящему времени Россия завершила двусторонние переговоры практически со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО: ЕС, США, Китай, Республика Корея, Венесуэла, Мексика и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, ЮАР и др.). Грузия в результате обострения двусторонних отношений отозвала свою подпись под уже согласованным протоколом по ВТО.
Но всё же на двустороннем уровне вопросы с некоторыми странами-членами Рабочей группы ещё остаются (например, с Саудовской Аравией). Но по большому счёту они носят скорее политический, нежели экономический характер.
Среди других спорных вопросов
на многосторонних переговорах –
защита интеллектуальной собственности,
особое положение в экономике
крупнейших государственных компаний,
таких как «Газпром» или «
ЕС настаивают на внесении
ряда поправок в действующее законодательство
о техническом регулировании. Достигнута
договорённость о том, что даже если
часть этих вопросов останется несогласованными,
раздел будет направлен в ВТО
в ближайшее время, чтобы не затягивать
начало его многостороннего
Нет окончательного решения
по пошлинам. Страны ЕС хотят конкретизировать
компромиссную формулировку, которая
была согласована при подписании
двустороннего протокола в 2004 г.
существенно ограничив право
России вводить новые и повышать
действующие экспортные пошлины. Пересмотр
протокола связан с принятием
Россией решения о повышении
экспортных пошлин на лес (по протоколу
2004 г. они должны быть снижены до
нуля). Планируется, что они будут
согласованы с ЕС до 7 декабря 2010
г., когда в Брюсселе состоится
очередной саммит ЕС – Россия. С
ЕС также необходимо согласовать
последний элемент
В результате двусторонних переговоров
будет сформирован пакет
Протокола о присоединении – краткого, на 2-3 страницы, документа констатирующего завершение переговоров и содержащего рекомендацию Рабочей группе принять кандидата в члены ВТО;
А также 4 приложений к Протоколу о присоединении:
•
Доклада РГ, в котором сводятся
все достигнутые
• Обязательств по доступу на рынок товаров.
• Обязательств по доступу на рынок услуг.
•
Обязательств в области
Последним этапом на пути присоединения нашей страны к ВТО является ратификация всего пакета договорённостей в Государственной Думе РФ. В сложившейся в ВТО практике днём принятия Протокола, а также официального вступления в ВТО, будет считаться день передачи представителем России ратификационной грамоты Генеральному директору.
Таким образом, переговорный
процесс по присоединению
3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы.
Переговоры о вступлении России в ВТО породили множество вопросов. Какие выгоды и преимущества получит Россия, присоединившись к этой организации? Сможет ли она реализовать полученные выгоды и преимущества? Какие риски возникают при принятии Россией обязательств, требуемых ВТО? Будет ли баланс выгод и издержек положительным? Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны?
При ответе на все эти и
другие вопросы следует в первую
очередь учитывать, что присоединение
России к ВТО вызвано объективными
процессами, происходящими в мировом
хозяйстве и международной
При всём своём масштабном потенциале российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг, поскольку около трети своего ВВП Россия получает через каналы внешнеэкономических связей.
Целесообразность
Вне зависимости от того, хочет Россия этого или нет, процесс глобализации с течением времени будет оказывать всё большее влияние на российскую экономику, и России неизбежно придётся участвовать в этом процессе. Присоединение России к ВТО позволит ей активно участвовать в процессе глобализации мировой экономики, влиять на ход её развития на равных с другими членами этой организации. Неучастие России в этом процессе может поставить её в торгово-политическую изоляцию от процесса развития мировой торговли, что увеличит уязвимость и правовую незащищенность российских производителей на мировых рынках.
В связи с этим проблема присоединения России к ВТО – ключевой вопрос развития российской экономики, от решения которого зависит будущее положение России на международной арене, а также окончательный выбор в пользу развития российской экономики по пути продвижения к рынку. Вступление России в ВТО не следует сводить лишь к макроэкономических издержкам, связанным с реструктуризацией российской экономики. Оно окажет влияние на отраслевое и региональное развитие, на эволюцию правовых норм в российской экономике, а также на российскую геополитику. В каждой из этих сфер наша страна будет испытывать издержки или извлекать выгоды от присоединения к ВТО.
В качестве конкретных целей присоединение России к ВТО декларируются следующие:
1. Получение лучших по сравнению с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
2. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
3. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
4. Расширение возможностей для российских инвесторов в странах – членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
5. Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
6. Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;
7. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Итак, перечислим выгоды и преимущества.
1. Страны – члены ВТО образуют во многом унифицированное в организационном и правовом плане мировое экономическое пространство. Вступая в ВТО, Россия обретает легитимное право выхода на это пространство, получает возможность участвовать в разработке международных правил торговли, принимать непосредственное участие в выработке более приемлемых для страны решений. Кроме того, договорённости ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров. Однако при прогнозировании возможностей участия России в разработке международной стратегии развития торговли не следует быть слишком оптимистичными и забывать, что действующие правила ВТО фактически исключают возможность блокирования нежелательных решений отдельными странами, а многолетняя практика ГАТТ/ВТО говорит о том, что эта международная организация выражает и защищает интересы в первую очередь наиболее развитых стран.
2. К положительным последствиям присоединения России к ВТО следует также отнести ослабление дискриминации нашей страны на международных рынках в связи с непризнанием статуса страны с рыночной экономикой. Тот факт, что Россия не является членом ВТО, позволяет её странам-членам отклоняться от правил и общего духа организации в отношениях с нашей страной. На сегодняшний день в отношении российской промышленности проводится наибольшее количество антидемпинговых расследований.
Кроме того, с вступлением
в ВТО Россия получает возможность
использовать отработанный этой организацией
механизм разрешения споров и конфликтных
ситуаций. Возможность защиты интересов
российских экспортёров с помощью
механизма ВТО будет удерживать
другие страны от применения таких
ограничений в отношении
3. Ещё одним преимуществом вступления России в ВТО может служить то, что оно станет мощным фактором превращения российских норм внешнеторгового и общеэкономического законодательства в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды, а также в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников внешнеэкономической деятельности, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.