ВТО и Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Поступательное движение внешней торговли в развитии национальных экономик – это тенденция, характерная не только для России, но и для всех стран мира. Мировой экспорт сегодня составляет около трети ВВП всех стран мира вместе взятых. Для большинства стран внешняя торговля уже давно стала важнейшим двигателем экономического роста. В этом – одна из причин создания Всемирной торговой организации (ВТО) и нашего стремления войти в состав этой организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные сведения о Всемирной торговой организации. ………………….6
1.1. ВТО: немного истории………………………………………………….6
1.2. Организационная структура и функции ВТО…………………………9
1.3. Принятие новых членов в ВТО………………………………………..13
2. Вступление России в ВТО. …………………………………………………..16
3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы……………25
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

Третий уровень межгосударственных органов ВТО – советы, которые  отвечают за реализацию трёх основных базовых соглашений ВТО. Это –  Совет по торговле товарами, Совет  по торговле услуге, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Как видно из названий, эти советы ответственны за исполнение условий  одноимённых соглашений ВТО (соответственно ГАТТ, ГАТС и ТРИПС). В них также  представлены все страны-члены ВТО, и они подотчётны Генеральному совету. Есть ещё 6 органов, которые подотчётны Генеральному совету. Они охватывают сравнительно узкие вопросы и называются комитетами. В комитетах тоже представлены все страны-члены ВТО. Комитеты занимаются проблемами торговли и развития, вопросами окружающей среды, региональными торговыми соглашениями и некоторыми другими вопросами.

На четвёртом уровне находятся  вспомогательные органы Советов. В  них также представлены все страны-члены  ВТО. Такие же вспомогательные органы имеются в составе Совета по услугам.

Работу межгосударственного  аппарата ВТО обслуживает Секретариат  ВТО, находящийся в Женеве. Его  штат состоит примерно из 600 человек. Работу Секретариата возглавляет Генеральный  директор и подотчётные ему четыре заместителя. Полномочий принимать  решения по проблемам ВТО Секретариат  не имеет. Секретариат ВТО выполняет  технические, организаторские функции  по созыву конференций министров, осуществляет техническую и профессиональную поддержку межправительственных органов  ВТО. Он также занимается мониторингом, анализом развития международной торговли и снабжением этой информацией стран-членов ВТО и их учреждений.

Организационная структура  ВТО не является чем-то застывшим  и неизменным. Она меняется по мере того, как перед Всемирной торговой организацией появляются новые задачи.

     3. Принятие  новых членов в ВТО.

 

Вследствие постоянной трансформации  как условий ВТО, так и самой  организации, её члены вступали в  неё различными способами и, соответственно, на достаточно сильно различающихся  условиях. Именно поэтому, несмотря на то что положения обязательных соглашений ВТО носят обязательный характер, значительная часть этих положений  на практике имеет особенности, а  порой и весьма существенно различается  от страны к стране.

Большинство государств, входящих в ВТО в настоящее время, в  прошлом были членами ГАТТ. Для  этих стран вступление в  ВТО было наиболее простым: они плавно и практически безболезненно «перешли» из одной организации в другую по мере её трансформации. В настоящее время ВТО открыта для вступления в неё не только любого государства, но и любой таможенной территории при непременном условии, что та обладает полной самостоятельностью в выработке и реализации внешнеторговой политики.

Присоединение к организации  происходит на условиях, которые согласовываются  со всеми заинтересованными членами  ВТО, в рамках достаточно сложной  процедуры, которая была выработана за более чем полувековую историю  функционирования ГАТТ/ВТО.  Опыт показывает, что прохождение всех этапов вступления даже в отсутствие существенных противоречий занимает несколько лет. Рекорд длительности переговоров о вступлении в ГАТТ/ВТО  поставил Китай, успешно завершивший  их только через 15 лет после начала.

Процедура присоединения  того или иного государства к  ВТО начинается с подачи правительством заявки на вступление в организацию  и меморандума, раскрывающего все  аспекты его торгово-экономической  политики.

После этого представители  всех заинтересованных членов ВТО (как  правило, всех значимых торгово-инвестиционных партнёров вступающей страны и всех стран, планирующих сотрудничать с  ней в будущем) образуют Рабочую  группу по присоединению данного  государства к ВТО, которая осуществляет детальное рассмотрение функционирующего в стране-кандидате хозяйственного механизма и торгово-инвестиционного  режима.

Универсальным условием присоединения  новых государств к ВТО является приведение не только их национального  законодательства, но и практики правоприменения, а также практики нормативного регулирования внешнеэкономической и связанной с ней деятельности в полное соответствие с соглашениями Уругвайского раунда. Формально члены Рабочей группы рассматривают их соответствие требованиям ВТО; на практике они, конечно, стремятся реализовать и собственные внешнеэкономические интересы, оказывая давление на представителей вступающего в ВТО государства.

Параллельно с рассмотрением  заявки в Рабочей группе со всеми  заинтересованными государствами  её членами проводятся уже двусторонние, а не многосторонние переговоры и  консультации. Именно на этом этапе  переговоров, как правило, вырабатываются конкурентные условия вступления соответствующего государства в ВТО, т.е. уступки, которые  оно делает своим торговым партнёрам, уже вступившим в эту организацию, и обязательства, которые оно  берёт на себя по отношению к ним.

Обычно присоединяющаяся к ВТО страна получает те же самые  права, которыми уже обладают члены  этой организации, что существенно  уменьшает возможности применения к ней дискриминационных процедур. Вместе с тем для относительно слабой экономически страны даже стандартные  условия ВТО могут оказаться  непосильными. Вступление в ВТО экономически сильной страны, как показал пример Китая, может вызвать у членов организации настолько серьёзные  опасения, что они не предоставят  этой стране равных с собой прав, закрепляя её дискриминацию юридически, уже на уровне условий её принятия в члены ВТО.

После завершения многостороннего  обсуждения Рабочей группой хозяйственного механизма и торгово-инвестиционного  режима вступающей в ВТО страны, с одной стороны, и двусторонних переговоров её делегации с представителями  всех заинтересованных членов – с  другой, Рабочая группа формулирует  основные условия присоединения  данного государства к ВТО.

По итогам её работы на рассмотрение Министерской конференции или генерального совета ВТО выносится насколько  официальных документов: Доклад Рабочей  группы, который содержит основные условия присоединения, протокол о  присоединении и согласованный  перечень обязательств кандидата.

После того как не менее  двух третей членов ВТО одобрит присоединение  соответствующего государства, его  представители получают право подписать  соответствующий протокол. Государство  становится членом ВТО после ратификации  всех условий его присоединения  к этой организации законодательным  органом (если указанная процедура  требуется по её внутреннему законодательству).

   2. Вступление России  в ВТО.

 

 

Вопрос о возможных  переговорах по вступлению России в  ВТО имеет долгую историю. Ещё  в 1946 г. СССР отклонил предложение принять  участие в ГАТТ и стал несколько  позднее учредителем Совета экономической  взаимопомощи (СЭВ) – интеграционной организации социалистических стран, которая должна была стать своего рода «заменой» ГАТТ в торговле между  социалистическими странами.

В 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении  с ГАТТ и о получении СССР статуса  наблюдателя. Первые такие попытки  были предприняты в 1982 г. Но в тот  период они были малопродуктивными  вследствие политического сопротивления  развитых стран и существовавшей в СССР экономической системы. Только в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ, а в 1992 г. этот статус перешёл к России. В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Соглашению и в соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО. На современном этапе в состав РГ входят 60 стран-членов ВТО (27 стран-членов Евросоюза – как один член).

Переговорный процесс  по присоединению России к ВТО  начался в 1995 г. В соответствии с  общей процедурой присоединения  стран к ВТО кандидату необходимо подготовить меморандум о торговом режиме, в котором даётся подробная  характеристика системы регулирования  торговли товарами и услугам, движения капитала и рабочей силы, а затем  ответить на вопросы членов РГ. На этом так называемом информационном этапе  страны-члены ВТО были ознакомлены  с системой внешнеторгового режима России и его соответствием нормам ВТО. В общей сложности Россия ответила более чем на 4000 вопросов членов РГ, представила сотни законодательных  и нормативных актов по вопросам, подпадающим под действие соглашений ВТО.

В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия в переговорах со странами-членами  ВТО должна определить конкретные условия  своего присоединения. Участие в  заседаниях РГ принимают от 40 до 60 стран. При этом ведущую роль в переговорах  играют крупнейшие торговые партнёры России, в первую очередь США, страны ЕС и Япония.

В рамках процесса присоединения  российская делегация проводит переговоры по следующим направлениям.

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных  товаров на российский рынок завершены  со всеми членами РГ по присоединению  России к ВТО, которые выразили желание  вступить в такие переговоры.

В рамках уже достигнутых  российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.

Уровень таможенной защиты сельского  хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет  право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. Импортные  таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процента.

2. Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике. Помимо обсуждения  тарифных аспектов, эти переговоры  охватывают вопросы  допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.

22 апреля 2008 г. состоялась  очередная  многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг. 23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие  Министр сельского хозяйства Российской Федерации того времени А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).   По итогам встреч было принято решение о необходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке.

В целом техническая работа по вопросам сельского хозяйства  близка к завершению. В настоящее  время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада  РГ, содержащего итоговые обязательства  России по вопросам сельского хозяйства. Ожидается, что в течение следующих  месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства  удастся завершить.

3. Переговоры по доступу  на рынок услуг имеют своей  целью согласование условий доступа  иностранных услуг и поставщиков  услуг на российский рынок.  К настоящему времени переговоры  со всеми заинтересованными членами  РГ завершены.

По итогам завершившихся  переговоров Россия согласилась  принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие  условия работы иностранных поставщиков  услуг на российском рынке по сравнению  с условиями, предусмотренными действующим  законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть  транспортных услуг, часть медицинских  услуг и пр.). Такая позиция  позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг  от иностранной конкуренции в  будущем.

4. Переговоры по системным  вопросам посвящены определению  мер, которые Россия должна  будет предпринять в области  законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ. Сейчас работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста этого документа.

В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение версии Доклада  РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров  с 2004 года, проведены консультации с  делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.

Защита интересов России в переговорном процессе.

Вступив на путь глобализации экономики в рамках присоединения  страны к ВТО, необходимо чётко понимать, что на Россию накладывается ряд  ограничений. Так, мы не сможем:

         •  автономно повышать импортные  таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО.  Повышение возможно только после  консультаций, или в случае дефицита  платёжного баланса, или в случае  применения антидемпинговых или  компенсационных мер;

Информация о работе ВТО и Россия