Введение в «Экономику, менеджмент и инновации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:54, курс лекций

Описание работы

Иными словами, инновационный путь развития сегодня – это единственно эффективный способ обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях, от предприятия до национальной экономики. Активизируя сферу высоких технологий, многие страны преодолевают спад в экономике, насыщают внутренний, а затем и мировой рынки разнообразной конкурентоспособной продукцией. В результате во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Введение в «Экономику, менеджмент и инновации»

Необходимость и актуальность данной дисциплины определяется тем, что в современном мире развитие хозяйства и экономический рост государства, всегда базируется на ускоренном внедрении во все сферы общественной деятельности новой техники, технологии и организации. Поэтому сегодня практически каждая организация любой отрасли национальной экономики решает задачи изменений и улучшений, которые и создают конкурентное преимущество одной компании над другими, позволяют сохранять и усиливать свои позиции на рынке.

Иными словами, инновационный  путь развития сегодня – это единственно  эффективный способ обеспечения  конкурентоспособности на всех уровнях, от предприятия до национальной экономики. Активизируя сферу высоких технологий, многие страны преодолевают спад в экономике, насыщают внутренний, а затем и мировой рынки разнообразной конкурентоспособной продукцией. В результате во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики.

Результатами внедрения  и широкого распространения новых  продуктов и услуг, технологических  процессов являются:

    • рост объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота,
    • улучшение качества продукции,
    • экономия трудовых и материальных затрат,
    • совершенствование организации производства и повышение его эффективности.

Все это предопределяет конкурентоспособность предприятий  и выпускаемой ими продукции  на внутреннем и мировом рынках, улучшает социально-экономическую  ситуацию в стране.

Где бы вы ни работали в будущем - на крупных предприятиях или в небольших коммерческих структурах, - вы везде будете встречаться с различными формами экономики разработки и внедрения различных инноваций. В эффективном решении этой задачи на первое место выступает умение органически соединять науку и производство. Нахождение наилучших организационных форм объединения усилий научно-исследовательских, проектноконструкторских и технологических организаций (именуемых в дальнейшем общим понятием - “научные организации”) с промышленным производством во многом будет определяться экономикой и управлением инновационной деятельностью.

Поэтому целью изучаемого курса является овладение студентами основами экономики и управления инновационными процессами.

Предметом изучения являются объективные основы экономики взаимодействия науки с производственной и непроизводственной сферами деятельности.

Основными задачами курса экономики и управления инновациями являются:

1. Формирование знаний  об инновационной и научной деятельности, ее экономическом механизме и управлении.

2. Создание у студентов  современных представлений о  коммерциализации инноваций в  производственной сфере, о механизмах  инновационной деятельности;

3. Получение практических навыков использования усвоенных знаний в области управления инновационной и научной деятельностью.

Знание основ экономики  и управления инновационной деятельностью  в одинаковой степени необходимо специалистам, занимающимся научными исследованиями, разработчикам новой  техники, менеджерам и финансово-экономическим работникам различных сфер бизнеса.

 

Вопрос 1. Общая характеристика развития

 

Для понимания  сущности инновации и ее природы  необходимо рассмотреть две тенденции существования организации: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, сущностных характеристик.

Развитие – это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость  в условиях изменяющейся внешней среды. Развитие - направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта – его состава и структуры.

Функционирование  организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств  труда и самого человека, осуществляющего  трудовую деятельность. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и человеке. Критериями этих изменений является изменение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.

Функционирование  и развитие взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы (организации). Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе, то есть возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Таким образом, инновации не только желательны, но и  необходимы и как эффективнейшее антикризисное средство, и как средство нормального функционирования экономики.

Развитие как отдельный  процесс имеет следующие стадии:

    1. подготовка предпосылок образования данного процесса (внешнее движение);
    2. переход к внутреннему движению;
    3. формирование, преобразование новым процессом тех условий, из которых он возник;
    4. собственно развитие, устойчивое существование на своей основе;
    5. разрушение процесса.

Различные формы  развития приведены в таблице 1.

Таблица 1

Формы развития

Классификационный признак

Формы развития

Характеристика

Результаты развития

Эволюционная

Постепенные качественные изменения

 

Революционная

Принципиальные качественные изменения

Источник развития

Экзогенная

Источник развития находится  вне объекта: заимствование «чужих» идей, приобретение патентов и лицензий, бюджетное финансирование целевых программ, действие которых распространяется на предприятия, налоговые льготы и т.д.

 

Эндогенная

Источник развития находится  внутри объекта: собственные финансовые средства организации, результаты собственных разработок, внутрифирменная передача опыта и др.

Механизм развития

Экстенсивная

Проявление и увеличение уже имеющегося: расширение поля производства: увеличение численности работающих, прирост производственных площадей, оборудования и т.д.

 

Интенсивная

Использование качественно новых элементов - применение более эффективных средств производства: новой техники и технологии, обучения персонала новым методам работы и т.д.


В развитии техники  и технологии периодически происходят революционные переходы к качественно новому уровню. Вместе с тем в большинстве случаев технический прогресс происходит незаметно в виде небольших изменений, направленных на повышение качества продукции или услуг, совершенствование производственной и других систем, увеличение объема выпуска.

Эволюционные нововведения происходят непрерывно. Во второй половине XX в. частота их возрастала, поскольку они появляются в результате целенаправленно организованных исследований и разработок. Они являются и следствием идей и предложений, поступающих и из сферы производства, сбыта, потребления. Значение эволюционных нововведений чрезвычайно  велико, хотя каждое из них само по себе дает относительно небольшой полезный эффект. Они служат важным источником роста производительности труда, экономии ресурсов и повышения качества.

Такие формы  развития, как экзогенная и эндогенная, в изменении социально-экономических  систем присутствуют вместе.

В экономической  теории по поводу развития и его  интерпретации сложились два  наиболее распространенных взгляда: кейнсианский и неоклассический.

Таблица 2

Взгляды на «развитие»

Кейнсианский  взгляд на «развитие»

американский ученый У. Ростоу,

«развитие» понималось как синоним высоких темпов роста.

теория «большого толчка», основопложниками которой были П. Розенштейн и А. Родан

связывали развитие с глубокими структурными изменениями, охватывающими основные отрасли хозяйства

модель экономического роста с двумя дефицитами, разработанная  группой американских ученых X. Ченери, М. Бруго, А. Страут и др.

развитие трактовалось как вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замена импортных товаров отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости.

Неоклассический взгляд на «развитие»

Основные представители: У. Льюис, Г. Мюрдал, Р. Солоу.

основной акцент сделан на конструктивной роли свободных рынков, на необходимости либерализации  экономики, ее внешней открытости, приватизации собственности, институциональной перестройке и т.п.


Первоначально «развитие» во взглядах кейнсианцев  в концепции перехода к самоподдерживающемуся росту, которую выдвинул американский ученый У. Ростоу, понималось как синоним высоких темпов роста. Затем появилась теория «большого толчка», основоположниками которой были П. Розенштейн и А. Родан. Они связывали развитие с глубокими структурными изменениями, охватывающими основные отрасли народного хозяйства. Другое понимание «развития» предлагала модель экономического роста с двумя дефицитами, разработанная группой американских ученых (X. Ченери, М. Бруно, А. Страут и др.). Развитие при таком подходе трактовалось как вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замена импортных товаров отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости. В свою очередь, неоклассическая школа предлагает подходить к вопросам развития на основе моделей У. Льюиса, Г. Мюрдаль, Р. Солоу.

Научная категория  «развитие» постоянно претерпевала изменения. В 1950-60-х гг. преобладали  научные и социально-политические концепции и доктрины, в соответствии с которыми процесс развития представлялся как совокупность стадий экономического роста, через которые должна пройти любая система.

В 1980-е гг. под  значительным влиянием кризисных явлений  в мировом хозяйстве ведущие  позиции заняла неоклассическая  концепция, в которой основной акцент сделан на конструктивной роли свободных рынков, на необходимости либерализации экономики, ее внешней открытости, приватизации собственности, институциональной перестройке и т. п.

В начале 1990-х  гг. в противоположность неоклассическим теориям экономического развития и роста возникает концепция эндогенного роста, или новая теория роста. Ее главные постулаты состоят в превосходящей роли внутренних факторов и источников экономического развития, которые проистекают и воссоздаются в относительно обособленных экономических системах. Именно они должны играть роль главных пусковых механизмов и рычагов хозяйственного роста. Важной чертой новой теории экономического развития является необходимость усиления регулирующей роли государства в хозяйственных процессах.

В настоящее время  развитие следует связывать в первую очередь с развитием всех сфер жизнедеятельности общества. Такое понимание развития и определило появление концепции устойчивого развития. Под устойчивым экономическим развитием понимается такое развитие, при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономической системы в целом, которое может быть достигнуто только путем инициации и распространения инноваций.

Концепция устойчивого  развития включает следующие положения:

  • в центре внимания - люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
  • охрана окружающей среды - неотъемлемая компонента процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
  • право на развитие реализуется таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды, как для нынешнего, так и для будущих поколений;
  • уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты.

Инновация в этом смысле выступает как материализованная  информация, т. е. превращенная в осязаемую  вещь. В ходе развития процесс появления  нового идет непрерывно. Информация дает человеку толчок к деятельности в  новом направлении. А это уже  означает появление прогресса (лат. progress - движение вперед).

Развитие прямого  товарообмена приводит к появлению  денег как посредника этого обмена. Появление металлических денег - это уже начало цивилизации, и  технический прогресс в условиях товарно-денежных отношений превращается в научно-технический прогресс.

Основой научно-технического прогресса являются изобретения  и открытия. Когда изобретения  находят свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, это ведет к созданию нового продукта или новой технологии. Таким образом, идея, положенная в основу изобретения, превращается в нововведение. Оно всегда стимулирует появление новых идей, поскольку развивает любопытство человека. Так возникает инновационная спираль «научно-технический прогресс - идея - нововведение - научно-технический прогресс - идея - нововведение - ...». В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Информация о работе Введение в «Экономику, менеджмент и инновации»