Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:54, курс лекций
Иными словами, инновационный путь развития сегодня – это единственно эффективный способ обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях, от предприятия до национальной экономики. Активизируя сферу высоких технологий, многие страны преодолевают спад в экономике, насыщают внутренний, а затем и мировой рынки разнообразной конкурентоспособной продукцией. В результате во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики.
Тема 1. Введение в «Экономику, менеджмент и инновации»
Необходимость и актуальность данной дисциплины определяется тем, что в современном мире развитие хозяйства и экономический рост государства, всегда базируется на ускоренном внедрении во все сферы общественной деятельности новой техники, технологии и организации. Поэтому сегодня практически каждая организация любой отрасли национальной экономики решает задачи изменений и улучшений, которые и создают конкурентное преимущество одной компании над другими, позволяют сохранять и усиливать свои позиции на рынке.
Иными словами, инновационный путь развития сегодня – это единственно эффективный способ обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях, от предприятия до национальной экономики. Активизируя сферу высоких технологий, многие страны преодолевают спад в экономике, насыщают внутренний, а затем и мировой рынки разнообразной конкурентоспособной продукцией. В результате во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики.
Результатами внедрения и широкого распространения новых продуктов и услуг, технологических процессов являются:
Все это предопределяет
конкурентоспособность
Где бы вы ни работали в будущем - на крупных предприятиях или в небольших коммерческих структурах, - вы везде будете встречаться с различными формами экономики разработки и внедрения различных инноваций. В эффективном решении этой задачи на первое место выступает умение органически соединять науку и производство. Нахождение наилучших организационных форм объединения усилий научно-исследовательских, проектноконструкторских и технологических организаций (именуемых в дальнейшем общим понятием - “научные организации”) с промышленным производством во многом будет определяться экономикой и управлением инновационной деятельностью.
Поэтому целью изучаемого курса является овладение студентами основами экономики и управления инновационными процессами.
Предметом изучения являются объективные основы экономики взаимодействия науки с производственной и непроизводственной сферами деятельности.
Основными задачами курса экономики и управления инновациями являются:
1. Формирование знаний об инновационной и научной деятельности, ее экономическом механизме и управлении.
2. Создание у студентов
современных представлений о
коммерциализации инноваций в
производственной сфере, о
3. Получение практических навыков использования усвоенных знаний в области управления инновационной и научной деятельностью.
Знание основ экономики и управления инновационной деятельностью в одинаковой степени необходимо специалистам, занимающимся научными исследованиями, разработчикам новой техники, менеджерам и финансово-экономическим работникам различных сфер бизнеса.
Вопрос 1. Общая характеристика развития
Для понимания сущности инновации и ее природы необходимо рассмотреть две тенденции существования организации: функционирование и развитие.
Функционирование – это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, сущностных характеристик.
Развитие – это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды. Развитие - направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта – его состава и структуры.
Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и самого человека, осуществляющего трудовую деятельность. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и человеке. Критериями этих изменений является изменение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.
Функционирование и развитие взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы (организации). Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе, то есть возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Таким образом, инновации не только желательны, но и необходимы и как эффективнейшее антикризисное средство, и как средство нормального функционирования экономики.
Развитие как отдельный
процесс имеет следующие
Различные формы развития приведены в таблице 1.
Таблица 1
Формы развития
Классификационный признак |
Формы развития |
Характеристика |
Результаты развития |
Эволюционная |
Постепенные качественные изменения |
Революционная |
Принципиальные качественные изменения | |
Источник развития |
Экзогенная |
Источник развития находится вне объекта: заимствование «чужих» идей, приобретение патентов и лицензий, бюджетное финансирование целевых программ, действие которых распространяется на предприятия, налоговые льготы и т.д. |
Эндогенная |
Источник развития находится внутри объекта: собственные финансовые средства организации, результаты собственных разработок, внутрифирменная передача опыта и др. | |
Механизм развития |
Экстенсивная |
Проявление и увеличение уже имеющегося: расширение поля производства: увеличение численности работающих, прирост производственных площадей, оборудования и т.д. |
Интенсивная |
Использование качественно новых элементов - применение более эффективных средств производства: новой техники и технологии, обучения персонала новым методам работы и т.д. |
В развитии техники и технологии периодически происходят революционные переходы к качественно новому уровню. Вместе с тем в большинстве случаев технический прогресс происходит незаметно в виде небольших изменений, направленных на повышение качества продукции или услуг, совершенствование производственной и других систем, увеличение объема выпуска.
Эволюционные нововведения происходят непрерывно. Во второй половине XX в. частота их возрастала, поскольку они появляются в результате целенаправленно организованных исследований и разработок. Они являются и следствием идей и предложений, поступающих и из сферы производства, сбыта, потребления. Значение эволюционных нововведений чрезвычайно велико, хотя каждое из них само по себе дает относительно небольшой полезный эффект. Они служат важным источником роста производительности труда, экономии ресурсов и повышения качества.
Такие формы
развития, как экзогенная и эндогенная,
в изменении социально-
В экономической теории по поводу развития и его интерпретации сложились два наиболее распространенных взгляда: кейнсианский и неоклассический.
Таблица 2
Взгляды на «развитие»
Кейнсианский взгляд на «развитие» | |
американский ученый У. Ростоу, |
«развитие» понималось как синоним высоких темпов роста. |
теория «большого толчка», основопложниками которой были П. Розенштейн и А. Родан |
связывали развитие с глубокими структурными изменениями, охватывающими основные отрасли хозяйства |
модель экономического роста с двумя дефицитами, разработанная группой американских ученых X. Ченери, М. Бруго, А. Страут и др. |
развитие трактовалось как вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замена импортных товаров отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости. |
Неоклассический взгляд на «развитие» | |
Основные представители: У. Льюис, Г. Мюрдал, Р. Солоу. |
основной акцент сделан на конструктивной роли свободных рынков, на необходимости либерализации экономики, ее внешней открытости, приватизации собственности, институциональной перестройке и т.п. |
Первоначально «развитие» во взглядах кейнсианцев в концепции перехода к самоподдерживающемуся росту, которую выдвинул американский ученый У. Ростоу, понималось как синоним высоких темпов роста. Затем появилась теория «большого толчка», основоположниками которой были П. Розенштейн и А. Родан. Они связывали развитие с глубокими структурными изменениями, охватывающими основные отрасли народного хозяйства. Другое понимание «развития» предлагала модель экономического роста с двумя дефицитами, разработанная группой американских ученых (X. Ченери, М. Бруно, А. Страут и др.). Развитие при таком подходе трактовалось как вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замена импортных товаров отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости. В свою очередь, неоклассическая школа предлагает подходить к вопросам развития на основе моделей У. Льюиса, Г. Мюрдаль, Р. Солоу.
Научная категория
«развитие» постоянно претерпевала
изменения. В 1950-60-х гг. преобладали
научные и социально-
В 1980-е гг. под значительным влиянием кризисных явлений в мировом хозяйстве ведущие позиции заняла неоклассическая концепция, в которой основной акцент сделан на конструктивной роли свободных рынков, на необходимости либерализации экономики, ее внешней открытости, приватизации собственности, институциональной перестройке и т. п.
В начале 1990-х
гг. в противоположность неоклассич
В настоящее время развитие следует связывать в первую очередь с развитием всех сфер жизнедеятельности общества. Такое понимание развития и определило появление концепции устойчивого развития. Под устойчивым экономическим развитием понимается такое развитие, при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономической системы в целом, которое может быть достигнуто только путем инициации и распространения инноваций.
Концепция устойчивого развития включает следующие положения:
Инновация в этом смысле
выступает как
Развитие прямого товарообмена приводит к появлению денег как посредника этого обмена. Появление металлических денег - это уже начало цивилизации, и технический прогресс в условиях товарно-денежных отношений превращается в научно-технический прогресс.
Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытия. Когда изобретения находят свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, это ведет к созданию нового продукта или новой технологии. Таким образом, идея, положенная в основу изобретения, превращается в нововведение. Оно всегда стимулирует появление новых идей, поскольку развивает любопытство человека. Так возникает инновационная спираль «научно-технический прогресс - идея - нововведение - научно-технический прогресс - идея - нововведение - ...». В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Информация о работе Введение в «Экономику, менеджмент и инновации»