Введение в «Экономику, менеджмент и инновации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:54, курс лекций

Описание работы

Иными словами, инновационный путь развития сегодня – это единственно эффективный способ обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях, от предприятия до национальной экономики. Активизируя сферу высоких технологий, многие страны преодолевают спад в экономике, насыщают внутренний, а затем и мировой рынки разнообразной конкурентоспособной продукцией. В результате во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Виды противоречий

Содержание  противоречий

Противоречие  между изменением и стабильностью

- меняясь в чем-то одном, система должна сохраниться в других, основных своих качествах

Противоречие  между инновацией и объемом последствий

- нововведение является причиной производных явлений, далеко идущих последствий, своего рода тектонического эффекта

Противоречие  между проектом и средами его внедрения

- связано с неизбежностью множественной трансформации инновации в различных средах внедрения


 

Выделение такого рода противоречий важно не только в теоретическом плане. Надо понять, что сопротивление нововведениям  – это не консерватизм, не отсутствие компетентности отдельных работников. Это объективные трудности перехода к новому, преодоление существующего, налаженного.

С целью самосохранения, среда стремиться приспособить новшество к своим особенностям, снижая потенциал идущих за ним изменений.

В таблице 7 отражены причины, лежащие в основе антиинновационного поведения.

Таблица 7

Причины, лежащие в  основе антиинновационного поведения

Вид причины

Причины

психологические:

  • недостаточная мотивация
  • эффект «ИНЗ» (Изобретено не здесь – т.е. в рамках другой организации, научной школы.)
  • проще купить за границей

экономические:

  • дешевая рабочая сила
  • отсутствие связи с доходами
  • работников

организационные:

  • множественные согласования
  • монополия головных организаций
  • дефицит опытного производства

социальные:

  • заинтересованность в сохранении существующего
  • межведомственные
  • компромиссы
  • социологическая необеспеченность перехода к инновациям

 

В таблице 8 приведены примеры аргументов, которые используются в случае нежелания поддержать инноватора.

Таблица 8

Примеры аргументов, используемых в случае нежелания поддержать инноватора

Периоды использования  инноваций

Аргументы, используемые в случае нежелания поддержать инноватора

В период инициации  инновации 

Это у нас уже есть.                                         Ошибки нам ни к чему.

Это у нас не получится.                                 Это требует доработки.

Здесь не все равноценно.                               Есть и другие предложения.

Это не утвердит Совет  директоров              Это не решает наших главных проблем.

В нашей отрасли никто  так не делает.        Это не соответствует нашей стратегии.

Мы уже опробовали это несколько лет назад и  оно не работало.

В период реализации инновации

Метод «конкретизирующих  документов» - специальные инструкции, положения и регламенты, уточняющие приказ о нововведении, направлены в  сторону снижения масштабов изменений.

Метод «частичного внедрения» - под видом этапности освоения новшества применяется только один из его элементов, заданного эффекта  не получается и открывается возможность возвратного нововведения.

Метод «вечного эксперимента» - успешно апробировав нововведение на одном объекте, вместо распространения  происходит искусственное его удержание  в экспериментальном статусе  целые годы.

Метод «отчетного внедрения» - новшество фактически не используется или используется не на полную мощность, но в отчетах фиксируется как освоенное.

Метод «параллельного внедрения» - инновация сосуществует со старым, не замещая его.


 

Для управления развитием  важно то, что система только тогда будет открыта новшествам, когда их освоение станет условием ее сохранения. Именно создание таких условий должно стать задачей управления, чтобы инновационный импульс вызвать внутри самой системы, а инновационные решения научиться осуществлять на систематической основе.

Выделяют следующие  изменения, или источники инноваций (табл. 9).

 

Таблица 9

Источники инноваций

Название источника

Источники инноваций

Внезапное резкое изменение  ситуации

чей-то неожиданный успех или, напротив, неудача, либо какой-то импульс извне, и, как реакция на это - появление инновации.

Выявившееся противоречие, несовместимость

а) между какими-то реалиями жизни,

б) между реальностью  и изменившимися ожиданиями людей,

в) между изменившимися  ценностями и ожиданиями потребителя (как в его субъективном представлении, так и объективно, в действительности),

г) в ходе, ритме, логике какого-то процесса.

Другие источники

Изменившиеся потребности  какого-то процесса производства или  потребления.

Рыночные ниши или  изменения в структуре производства.

Изменения в структуре  народонаселения.

Изменения в общественном сознании (мнения, настроения).

Новое знание (открытие, изобретение, рационализация), но не само по себе, а именно как импульс  для нововведения.


 

В процессе мониторинга  среды бизнеса следует выявлять инновационные возможности, о которых свидетельствуют вышеперечисленные источники инноваций.

Выделяют 5 основополагающих принципов управления развитием (табл. 10).

Таблица 10

Основополагающие принципы управления развитием

Название принципов

Содержание принципов

1. Систематичность

Систематизированные нововведения являются результатом анализа инновационных возможностей.

2. Востребованность

Нововведения должны соответствовать ожиданиям и  привычкам потенциальных потребителей.

3. Сфокусированность

Нововведения должны быть сфокусированы на конкретной потребности, конкретном конечном результате. Наиболее эффективны простые и направленные нововведения. Чем нововведение сложнее, тем выше связанный с его реализацией  риск.

4. Целесообразность

Нововведения должны соответствовать стратегии, технологическим возможностям, ресурсному потенциалу.

5. Организационная

обеспеченность

Организационная структура  фирмы должна соответствовать ее инновационной политике и изменениям, происходящим на рынке.


 

Нововведения обуславливают сохранение и упрочение положения предприятия на рынке в долгосрочной перспективе. Однако инновационные идеи и предложения нередко тонут в трясине бюрократизма и консерватизма. В результате наблюдается ситуация, что многим организациям не удается извлечь выгоду из креативных идей сотрудников. Факторы препятствующие новаторству, снижающие, стимулирующие и поддерживающие его уровень представлены в таблице 11.

Таблица 11

Факторы препятствующие новаторству, снижающие, стимулирующие и поддерживающие его уровень

 

Факторы

препятствующие

снижающие

стимулирующие

поддерживающие

консерватизм, убива-ющий свежие, нетривиальные идеи;

программирование сот-рудников, ограничиваю-щее инициативу;

использование комплексной сис-темы мотивации инновационной

деятельности;

партисипативный стиль управления, ведение дискуссий и обмен идеями

отсутствие у соб-ственников и вышесто-ящих руководителей сомнений в собственной правоте, и неоспо-римости их «экспер-тного мнения»;

отсутствие возможности  коммуникаций, возможности высказывать

собственное мнение о  проводимых измерениях;

создание в организации  особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и  реализации инновационных возможностей;

стимулирование высшим руководством процесса подготовки и переподготовки кадров;


 

 

критика и угроза увольнения в связи с допущением ошибок;

отсутствие поддержки  инновационной деятель-ности со стороны руководства;

содействие экспериментаторству  на всех уровнях иерархии и во всех

подразделениях организации

наличие информационного банка инноваций

единоличное принятие решений по инновациям;

контроль за каждым шагом новатора;

предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативна;

прозрачность поставленных перед коллективом задач;

 

недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям и необ-ходимость множества согласований по ним;

поощрение совмещения про-фессий, преодоление барьеров и «размывания границ» между раз-ными видами работ и функциональными обязанностями;

предоставление необходимой свободы при разработке новшества;

   

поддержка стремления сотрудников постоянно учиться

и повышать квалификацию, сочетание в системе образования специальных знаний и многодисциплинарной подготовки;

создание оптимальных  ус-ловий для успешного вы-полнения поставленной за-дачи, обеспечение новато-ров необходимыми ресурса-ми и оборудованием;


 

Нововведения  связаны с известной долей  риска, возможность неудачи является нормальным свойством инновационного процесса. Поэтому готовность высших менеджеров рисковать, быть терпимыми к неудачам является необходимым условием для того, чтобы не дискредитировать идею инициативного поведения в глазах сотрудников, не снизить желание у них экспериментировать. Инициатива становится не только «не наказуемой», но вознаграждаемой, зачастую даже в тех случаях, когда начинание не приносит успеха и производственные затраты не окупаются. Конечно, это относится лишь к тем новаторским проектам, которые терпят неудачу по объективным причинам.

 

Вопрос 4. Инновации: сущность, виды, особенности

 

Понятие «инновации» произошло от английского слова «innovation», перевод которого на русский язык дается как «нововведение», «новшество». В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти термины как синонимы. Однако между ними есть некоторое различие. Так под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление. А словосочетание «нововведение» в буквальном смысле – это «введение нового» означает процесс использования новшества. Инновации также означают процесс использования новшества. Поэтому понятия «нововведение» и «инновации» тождественны.

Под инновацией также понимают «инвестицию в новацию».

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в  новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования и анализа.

Инновацию можно назвать  также инновационным продуктом.

С понятием «инновация»  тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1) открытие, как и  изобретение, возникает, как правило,  на фундаментальном уровне, а  инновация осуществляется на  уровне технологического (прикладного)  порядка;

Информация о работе Введение в «Экономику, менеджмент и инновации»