Введение в «Экономику, менеджмент и инновации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:54, курс лекций

Описание работы

Иными словами, инновационный путь развития сегодня – это единственно эффективный способ обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях, от предприятия до национальной экономики. Активизируя сферу высоких технологий, многие страны преодолевают спад в экономике, насыщают внутренний, а затем и мировой рынки разнообразной конкурентоспособной продукцией. В результате во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

2) открытие может  быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация продуцируется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта;

3) открытие не преследует  цель получить выгоду, инновация  же всегда нацелена на получение  осязаемой выгоды, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства за счет применения конкретного нововведения в технике и технологии.

Открытие может  произойти случайно, а инновация  всегда является результатом научного поиска. Продуцирование инновации требует определенной, четкой цели и технико-экономического обоснования.

Таким образом, новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, ноу-хау, результатов маркетинговых исследований и т.д.

Нововведение означает, что новшество используется.

Новация представляет собой новшество, которого не было раньше.

Изобретение — новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи.

Научное открытие — выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшества и  изобретения становятся инновациями  после их коммерциализации (внедрения).

Коммерциализация  — это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок.

Анализ различных  определений инновации позволяет  сделать вывод: специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Методика сбора  данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. и получивших название «Руководство Осло».

В соответствии с международными стандартами («Руководством Осло») инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Из всего  сказанного можно выделить основные свойства инновации, которые включают: Основными свойствами инновации являются:

    • научно-техническая, технологическая или управленческая новизна;
    • практическая применимость (возможность реализации в конкретном проекте);
    • соответствие рыночному спросу (общественным потребностям);
    • потенциальная прибыльность.

Инновация выполняет  следующие три функции: воспроизводственную; инвестиционную; стимулирующую.Содержание указанных функций инновации приведены в таблице.

Таблица

Содержание функций  инновации

Функция

Содержание функции

Воспроизвод-ственная функция

Означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Таким образом, получение прибыли  от инновации и использование  ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Инвестиционная  функция

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том  числе и в качестве капитала. Капитал  представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование, как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Стимулирующая функция

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует целевой  функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации.


 

Определить  наиболее эффективную инновационную  стратегию и механизм управления инновационной деятельностью предприятия  позволяет классификация инноваций. Единой, общепризнанной классификации инноваций, или хотя бы классификационных признаков не существует. Большинство исследователей приводят следующие виды инвестиций.

1) По критерию технологических параметров объектов инновационных изменений выделяют продуктовые и процессные инновации.

Продуктовые инновации касаются создания нового продукта и включают:

    • получение принципиально новых товаров и услуг (как потребительских, так и производственного назначения);
    • использование новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих.

Процессные  инновации предполагают применение новых технологий (как правило, более производительных), новых методов организации хозяйственной деятельности, разного рода управленческих нововведений.

2) По критерию научно-технической  значимости инновации делят на базисные и улучшающие.

Базисные  инновации – результаты крупных научно-технических разработок. Именно они лежат в основе принципиально новых продуктов и технологий нового поколения, не имеющих аналогов. Базисные инновации знаменуют прорыв на потребительском рынке и рынке инвестиционных товаров. Сегодня среди них — нанотехнологии, создание новых материалов; вчера — сотовая связь, Интернет, выход в космос. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.

Улучшающие  инновации – результаты средних и мелких научных разработок, которые лежат в основе значительных изменений (модернизации) уже существующих продуктов, технологий, методов организации хозяйственной деятельности. Примерами улучшающих инноваций являются аппараты телефонной связи, оснащенные дополнительными функциями (фото-, видеокамера), или автомобили с бортовыми компьютерами. Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных магнитофонов к кассетным — примеры улучшающей инновации

От улучшающих инноваций следует отличать так  называемые псевдоинновации (или модификационные), которые предполагают незначительные изменения характеристик товара (цвет, отделка и т.п.), не затрагивающие его конструктивных особенностей и не добавляющие принципиально новых потребительских свойств.

3) По критерию причины возникновения выделяют реактивные и стратегические инновации.

Реактивные  инновации представляют собой ответную реакцию на нововведение, примененное конкурентом. Цель реактивных инноваций заключается в сокращении экономического отставания от лидера отрасли, недопущении снижения конкурентоспособности собственной продукции и сохранении позиций в конкурентной борьбе.

Стратегические  инновации носят упреждающий характер. Они являются результатом научно-технического прорыва и нацелены на длительное единоличное лидерство в отрасли.

4) По критерию частоты применения различают разовые и диффузные инновации.

Разовые инновации не имеют распространения вне рамок предприятия или компании-новатора. На ранних стадиях коммерческого освоения практически все инновации разовые.

Диффузные инновации возникают в ходе применения нововведения компаниями-имитаторами. Инновации данного вида характеризуют процесс распространения нововведения во времени и пространстве.

5) По критерию места инновации в микроэкономической системе в технологическом процессе на предприятии выделяют инновации на входе, на выходе и внутренние инновации.

Инновации на входе затрагивают ресурсное обеспечение профильной деятельности предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.).

Инновации на выходе затрагивают характеристики выпускаемой продукции (изделия, услуги, технология, информация и т.д.).

Внутренние инновации модернизируют технологические и управленческие процессы в рамках предприятия (управленческая, производственная, технологическая структура предприятия).

6) По критерию сферы конкретного воплощения выделяют производственные, технологические, экономические, управленческие, торгово-сбытовые, социальные инновации.

Производственные  инновации ориентированы на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства.

Технологические инновации предполагают освоение новых технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий и т.д.

Экономические инновации - изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, экономическое стимулирование, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат и т.д.

Управленческие  инновации нацелены на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений.

Торгово-сбытовые инновации направлены на целевые изменения в торговой деятельности и системе сбыта.

Социальные  инновации — это нововведения, направленные на сглаживание или разрешение конфликтов внутри активной организационной системы. Например, улучшение условий и характера труда, психологического климата, социального обеспечения и т.д.

7) По критерию масштаба новизны различают глобальные, отраслевые, региональные, локальные инновации.

Глобальные  инновации предполагают принципиально новые виды продукции, технологий, новые методы управления, не имеющие аналогов в мировой практике. Потенциальным результатом глобальных инноваций является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами. В дальнейшем они являются источниками всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара.

Отраслевые  инновации предполагают нововведения, ранее не применявшиеся на предприятиях данной отрасли.

Региональные  инновации предполагают применение нововведения, зарекомендовавшего себя за границей, за пределами данной страны или административно-территориальной единицы.

Локальные инновации предполагают использование отдельным предприятием прогрессивного опыта другого хозяйствующего субъекта (например, в сфере ресурсосбережения, стимулирования труда, работы с поставщиками и т.п.).

8. По степени интенсивности

«Бум», равномерные, слабые, массовые

9. По результативности

Инновации высокой, низкой, средней результативности

10. По эффективности

Инновации имеющие  экономическую, социальную, экологическую, интегральную эффективность

11. По характеру удовлетворяемых потребностей различают инновации: ориентирование на существующие потребности (существующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично) и ориентирование на формирование новым потребностей (потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т. п.)

Различные виды инноваций тесно взаимосвязаны. Например, технические и технологические инновации создают условия для управленческих решений, поскольку изменяют организацию производства.

 

Вопрос 6. Научно-техническая  и инновационная деятельность

 

Научно-техническая  деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает:

  1. Научные исследования и разработки – это творческая деятельность целью которой является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний. Научные исследования и разработки охватывают фундаментальные и прикладные исследования, разработки. Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.д. Они могут завершаться рекомендациями о прикладных исследованиях, научными докладами, публикациями. Фундаментальные исследования проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Фундаментальная наука выступает в качестве генератора идей: открывает пути в новые области. Фундаментальные исследования делятся на фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и фундаментальные поисковые исследования (ФПИ):

Информация о работе Введение в «Экономику, менеджмент и инновации»