Введение в микроэкономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Потребности подразделяются на:
- первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда, жилье);
- вторичные, к которым относятся все остальные потребности (досуг, культура, спорт).
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами.

Содержание работы

1. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
1.2. Раскройте логическую связь понятий: “потребности – ресурсы – выбор – альтернативность – рациональное поведение”.
Тема 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
4.1. Сравните модели чистой монополии и совершенной конкуренции по основным признакам. В чём главные различия?
Тема 8. РЫНОК КАПИТАЛА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ
8.1. Как формируется арендная ставка на рынке капитальных благ?
Тема 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
14.1. Каковы методологические основы теории общественного выбора? Каковы общие и отличительные черты политических и продуктовых рынков?
2. Графическая модель №3.
3. Задачи.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по микроэкономике.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 32.

 

 

Содержание:

 

1. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

             1.2. Раскройте логическую связь понятий: “потребности – ресурсы – выбор – альтернативность – рациональное поведение”.

    Тема 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

              4.1. Сравните модели чистой монополии и совершенной конкуренции по основным признакам. В чём главные различия?

     Тема 8. РЫНОК КАПИТАЛА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ

               8.1. Как формируется арендная ставка  на рынке капитальных благ?

    Тема 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

              14.1. Каковы методологические основы теории общественного выбора? Каковы общие и отличительные черты политических и продуктовых рынков?

2. Графическая модель №3.

3. Задачи.

4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Раскройте логическую связь понятий: “потребности – ресурсы – выбор – альтернативность – рациональное поведение”.

       Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

      Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

      Потребности подразделяются на:

- первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда, жилье);

- вторичные, к которым относятся все остальные потребности (досуг, культура, спорт).

  Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами.

Одни из них имеются  в неограниченном масштабе, другие – в ограниченном размере. Последние  называются экономическими благами.

   Экономические блага делятся на:

-  долговременные, предполагающие многоразовое использование;

-  недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления.

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Экономические блага можно разделить  на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

     Экономические ресурсы (факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ.

К важнейшим из них  относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские  способность и информация.

Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, взаимозаменяемы, что  находит свое выражение в производственной функции.

Q = f (F1, F2,…, Fn),

где Q - объем производства,

F1, F2,…, Fn - используемые  производственные ресурсы.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора.

     Экономический выбор (economic choice) – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

    Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными издержками (opportunity costs), издержками неиспользованных возможностей или временными издержками.

      Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают экономические проблемы: что, как и для кого производить. Экономическая наука разрабатывает наилучшие варианты решения этих проблем. 

В последнем случае возникает  проблема рационального ведения хозяйства (economizing). Рациональность может быть определена следующим образом: субъект никогда не выберет альтернативу X, если в то же самое время ему доступна альтернатива Y, которая с его точки зрения, предпочтительнее X. При этом обычно предполагается, что субъектом выступает homo economicus” - разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт (”человек-компьютер”). Его целью является достижение максимальных результатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно нереальна, так как существующая статистика слишком неточна, методы анализа довольно грубы, а информация о реальной деятельности хозяйствующих субъектов весьма ограничена. Тем не менее теория оптимизации служит своеобразным руководством к рациональной деятельности.

     В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий агент стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство – уровня благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сравните модели чистой монополии и совершенной конкуренции по основным признакам. В чём главные различия?

 Модель  рынка совершенной конкуренции.

Черты рынка  совершенной конкуренции:

    • На рынке действует множество мелких фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно.
    • Доля каждой фирмы в общем объеме предложения отрасли настолько мала, что любое её решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия. Ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену через объем производства и предложение товаров.
    • Любая фирма в этих условиях воспринимает рыночную цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий. Фирма является ценополучаетелем, следовательно, она не имеет собственной ценовой политики. Кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична).
    • Все фирмы отрасли производят однородную продукцию. Поэтому покупателю всё равно, у какой фирмы её покупать.
    • Вступление новых фирм в отрасль не встречает никаких препятствий.
    • Доступность информации. Издержки ее получения и затраты времени равны нулю.

      Таким образом, конкурентная фирма всецело зависит от рыночных условий и в то же время она независима от других фирм отрасли. Фирма не имеет никакой стратегии рыночного поведения. Конкурентный рынок – это абстракция, теоретическая модель и в то же время реальность, т.к. многие реальные рынки близки по своему характеру к идеальным (рынок зерна, нефти, металлов, иностранных валют).

    Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный образец для сравнения и оценки реальных экономических процессов.

     В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором MR = MC = P. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки, то фирма получает экономическую прибыль. Если цена равна средним издержкам, то фирма получает нормальную (нулевую) прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

Для длительного периода  это невозможно, т.к. в условиях свободного входа и выхода из отрасли высокая  прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы уходят из отрасли. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство:

MR = MC = AC = P.

Совершенная конкуренция  помогает распределить ограниченные ресурсы  таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P = MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны его цене. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Рисунок 1.

Точка Е - точка оптимального выпуска.

- Если Q > Q* , то MC > MR и невыгодно увеличивать объем выпуска;

- Если Q < Q* , то MR > MC , а  это стимул для роста производства;

- В точке Е MC = MR = Р или МС = Р

                                                                                  График спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию.

 

Модель рынка  чистой монополии.

   Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопольной властью. Монопольная власть дает фирме возможность влиять на цену товара. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей. Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.

Характерные черты чистой монополии:

    • понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
    • покупатели не имеют возможности выбора;
    • чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
    • кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
    • чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

     Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии. Существует 2 вида входных барьеров:

- естественные, которые возникли по экономическим причинам;

- искусственные, которые создаются институциональным путем.

Основные виды естественных барьеров:

- экономия от масштабов  производства. Этот барьер означает  преимущество в издержках производства  у очень крупных фирм, что дает  при необходимости возможность  понижать цену до уровня, который  и будет барьером для входа  в отрасль других фирм с  более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия – это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.

- размер рынка. Иногда  условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.

- контроль над ключевыми  ресурсами производства на основе  владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается  нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.

Искусственные барьеры :

- патенты и авторские  права обеспечивают монопольные  позиции на определенное время.  Смысл патента или авторских  прав – стимулирование творческой  активности.

- лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.

- нечестные целенаправленные  действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.).

   Сегодня жесткие меры монополии запрещены.

   Не следует преувеличивать силу монопольной власти. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией, т.е. в определенной мере она также ограничена в своих действиях:

- условиями рыночного  спроса 

- конкуренцией со стороны  импорта 

- потенциальной конкуренцией  в связи с появлением товаров-заменителей в условиях НТР

- конкуренцией за бюджет  потребителя со стороны других  фирм, каждая из которых стремится  занять как можно более существенное  место в бюджете потребителя 

- антимонопольным законодательством,  которое принято во всех развитых странах.

    Таким образом, чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является крайней формой рыночной структуры. Чистая монополия, возникнув на базе рыночной экономики, функционирует по законам рынка.

Кривая спроса на продукт  монополии является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем производства и назначать цену (рис.2). Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален. Таким образом, условие равновесия монопольной фирмы:

Информация о работе Введение в микроэкономику