Выбор оптимальной организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управление выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕ
1.1.Сущность и понятие организационной структуры
1.2. Типы организационных структур
1.3. Методы проектирования организационных структур управления предприятием
2. ПЛАН АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫБОРЕ НЕОБХОДИМОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
2.1. Обоснование необходимости изменения организационной структуры предприятия
2.2. Технико-экономические факторы формирования организационной структуры предприятия
3. . ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

курсовая р.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

      

Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Процесс управления хозяйственной деятельностью в  организации связан с принятой ею оргструктурой управления, которая предопределяет весь цикл управления. Основные действия, связанные с оргструктурой,— создание отделов и служб, определение сферы управления, распределение прав и обязанностей,— основаны на той или иной теории организации, в соответствии с которой организация рассматривается спроектированной для достижения предписанных целей.

Основной характеристикой  организации, как мы уже знаем, является формальная оргструктура управления организации, т.е. сознательно установленный состав подразделений, иерархия должностей, совокупность должностных инструкций, внутриорганизационных положений, руководств и т.д.

Организационная структура зависит от внешней  среды организации. Она строится в соответствии со стратегическими целями организации, определяется характером производственного процесса, особенностями применяемой технологии. Поэтому она не является неподвижной, раз и навсегда заданной, может и должна меняться. Организатор должен уметь почувствовать необходимость реорганизации и быть готовым к ее проведению.

     Организационная структура управления, несмотря на то, что является статичной частью системы управления, вследствие динамичности самой системы управления также должна развиваться. Этот процесс не должен быть стихийным, и его следует осуществлять целенаправленно. Предполагается, что можно получить всю необходимую информацию и повысить ее эффективность путем заранее спланированного изменения в комбинациях отдельных элементов организации, в их внутренних структурах, во взаимосвязи отдельных элементов технологии управления.

     Организационная структура управления обладает рядом  особенностей, отличающих ее от технической системы. Основные из них следующие:

•   наличие  человека (человек принимает решения);

•   многоцелевой характер (многокритериальность);     

•   многосвязность элементов (сложная система взаимодействия).

     Изменения в управленческих структурах, связанные  с изменениями целей организации, в основном определяются двумя группами факторов. Во-первых, факторами, отражающими необходимость формирования и/или удержания конкурентных преимуществ на соответствующих целевых рынках, а также развитием НТП и возможностями использования его результатов для повышения эффективности организации. Во-вторых, возможными (опробованными практикой) формами и методами совершенствования самих структур. Такие возможности предусматривают:

•   совершенствование  структур за счет внутренних резервов, включая децентрализацию, делегирование  полномочий на более низкие уровни. Линейные структуры превращаются в более плоские за счет сокращения числа уровней управления с одновременным (как правило)укрупнением функций и сокращением подразделений на одном иерархическом уровне;

•   замену механистических структур на адаптивные. Такой переход является наиболее радикальной формой реорганизации структур, но для этого нужен сильный лидер с командой;

•   интегрирование  (создание)различных  форм   адаптивных структур внутри механистической структуры, например, путем создания венчурных  инновационных отделов, бизнес-центров, бригадных структур, проектных групп и др.;

•   создание конгломератных структур. В этом случае высшее руководство сохраняет за собой только финансы. Большинство  конгломератов возникает за счет внешнего слияния компаний;

• формирование структур будущего (модульные и атомистические организации), обеспечивающих общую направленность на массовую экономику при одновременной возможности производства и выпуска нестандартных продуктов, ориентированных на индивидуальный заказ и обслуживание отдельного потребителя. Внедрение этих структур может быть реализовано при переходе от индустриальной фазы организации производства с информационной.

    Совершенствование организационной структуры управления приобретает форму поиска альтернативного  решения между централизацией и децентрализацией властных функций. Желание найти приемлемое соглашение между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать такую систему управления, которая характеризуется централизованной разработкой совершенствования предприятия и хозяйственной политики с децентрализованным оперативным управлением.

    Для усиления функции управления используют: группы нововведений, программно-целевой  подход, матричные структуры. Но наибольшее внимание заслуживает использование концепции стратегических хозяйственных подразделений организации при проектировании организационных структур управления. Здесь в полной мере реализуются принципы: централизации разработки стратегии и децентрализации процесса ее реализации, обеспечение гибкости и адаптивности управления, вовлечение в процесс управления широкого круга менеджеров всех уровней.

    Приемлемой  моделью для ОАО «Черметремонт» в настоящее время могла бы стать схема организационной  структуры управления с использованием концепции стратегических хозяйственных подразделений (схема З.1.). в основу организационной структуры управления положена модель диверсифицированной организации, ориентированной на стратегическое управление. Этот подход предполагает децентрализацию управления организаций.

 

Рисунок 11. Схема структуры организации, ориентированной  на стратегическое управление. 

Применение  этой модели позволит:

    1. Создать современную организационную структуру управления, адекватно и оперативно реагирующую на изменения во внешней среде.

    2. Реализовать систему стратегического управления, способствующую эффективной деятельности организации в долгосрочной перспективе.

    3. Освободить руководство объединения от повседневной рутинной работы, связанной с оперативным управлением научно-производственным комплексом.

    4. Повысить оперативность принимаемых решений.

    5. Вовлечь в предпринимательскую деятельность все подразделения объединения, способных расширить номенклатуру продукции и услуг, повысить гибкость и конкурентоспособность.

    Верхний уровень управления при этой модели может быть представлен типовой структурой управления ли другой организационно-правовой формой. По мере перехода на новую структуру управления существенно меняются функции высшего руководства. Постепенно оно освобождается от оперативного управления подразделениями и сосредоточивается на проблемах стратегического управления экономикой и финансами объединения в целом.

    Особенностью  этой организационной структуры  является выделение в составе  организации стратегических хозяйственных подразделений и придание отдельным производственным и функциональным подразделениям статуса центров прибыли. Данные подразделения представляют собой направление или группу направлений научной, производственно-хозяйственной деятельности с четко выраженной специализацией, своими конкурентами, рынками. Каждое самостоятельное подразделение должно иметь свою собственную цель, сравнительно независимую от других.

    Самостоятельное хозяйствующее подразделение может  представлять собой отделение, филиал, группу цехов или отдельный цех, т.е. находиться на любом уровне иерархической структуры. Ответственность за каждое направление возлагается на одного управляющего - директора. Директор отвечает за стратегию, он должен быть готовым отстаивать, в пределах своих полномочий, интересы в области технологий, производства, капитальных вложений. Вместе с тем, при распределении ресурсов между различными самостоятельными подразделениями план каждого из них должен уточняться с целью сбалансирования интересов организации в целом.

    Выбор структуры стратегического планирования определяется многими факторами: сложностью организационной структуры предприятия, ее специфическими свойствами, накопленным  опытом и традициями планирования. Однако во всех случаях приходится решать вопрос: должно ли такое подразделение быть линейным или штабным. Однозначного ответа на этот вопрос не может быть, т.к. к его решению в каждой организации нужно подходить индивидуально. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     При изучении данной темы мною было рассмотрено следующее:

  1. Дано понятие организационной структуры предприятия и факторов ее

определяющих. Произведен анализ основных типов организационных  структур, выделены преимущества и  недостатки каждой из них.

  1. Большое внимание было уделено принципам и методам формирования

структур, выбору типа и комбинациям видов структур, и изучению принципов их построения. Изучение разновидностей типов структур позволило отметить их основные достоинства  и недостатки, которые нужно учитывать  при совершенствовании организационных  структур управления.

  1. Описаны возможные пути совершенствования организационной

структуры предприятия. Проведена оценка возможных путей  улучшения структуры управления. Четкий организационный механизм необходим  в условиях перестройки для повышения  эффективности управления.

    Принять эффективное управленческое решение не такая простая задача.

     Выработка и принятие управленческого решения  – сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Выработать и принять управленческое решение  невозможно без использования хорошо проанализированной информации о проблеме.

     Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства как по анализу  информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, сравнительной оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации.

     В процессе управленческой деятельности руководителю зачастую необходимо  пользоваться услугами консультантов. Сегодня уже понятно, что руководитель не обязан, да и не в состоянии, одинаково хорошо разбираться во всех областях деятельности предприятия.

     Необходимо  контролировать каждый шаг выполнения принятого решения. Совершенствование  системы контроля повысит эффективность  принимаемых решений.

     Управленческий  процесс надо, по возможности, автоматизировать.

     На  столе у каждого руководителя должен стоять, по крайней мере, компьютер, который он должен уметь эффективно использовать. Переход от узкой специализации  к интеграции в содержании и характере  самой управленческой деятельности, в стиле управления.

     Структурные блоки должны быть ориентированы  на товары, рынок, потребителя, а не на выполнение функций и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1.  Методические  указания по оформлению курсовых  и дипломных работ для студентов специальностей 521500 "Менеджмент", 060800 "Экономика и управление на предприятии" всех форм обучения / Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост. И.А. Калашникова. – Воронеж, 2000. – 19 с. (141-2000).
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: "Дело" 1992. 702 с.
  3. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 1993. 352 с.
  4. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. О.С. Виханского  - М.: Прогресс, 1987. -  384 с.
  5. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Издательство "Питер", 1999. 816 с.
  6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.501 с.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. Учебник. – М.: «Фирма Гардарика», 1996. 416с
  8. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА – М,1998. 336 с.
  9. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада Лтд», 1997. 384 с.
  10. Грейсон Дж.К мл., О.Делл К. Американский менеджмент на пороге XX века: Пер. с англ./Авт. предисл. Б.Э.Мильмер.- М.: Экономика, 1991.319 с
  11. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие.- СПб «Специальная литература», 1995. 327 с.
  12. Борисенко И.Л. Развитие организационно – экономических наук: теория и методология. – Воронеж. гос. техн. ун-т.,2002. 151 с.
  13. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Менеджмент предприятия» для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и направления 521500 «Менеджмент (производственный)» всех форм обучения/Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост. И.Л.Борисенко, Воронеж, 2003.     50 с. (66-2003).    

Информация о работе Выбор оптимальной организационной структуры предприятия