Выбор приоритетных направлений реструктуризации предприятий пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 16:46, реферат

Описание работы

В современных экономических условиях развитие российской промышленности осложнено рядом проблем, часть которых была вызвана инерционностью, турбулентностью развития экономики 90-х годов и проблемами, возникшими в результате мирового экономического кризиса. Основными направлениями решения этих проблем является модернизация экономики России с учетом ее особенностей, предусматривающая переход на инновационный путь развития, обновление ее производственного потенциала.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………...3
2.Место пищевой промышленности в народном хозяйстве
страны и особенности ее развития………………………………………..……..5
3. Проблемы развития пищевой промышленности в
условиях рыночной экономики……………………………………….…………8
4. Выбор приоритетных направлений реструктуризации…………………….15
5. Заключение……………………………………………………………………25
6.Список использованной литературы…………………………………………26

Файлы: 1 файл

Выбор приоритетных направлений реструктуризации предприятий пищевой промышленности.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

Как известно, государственное регулирование повышения качества продукции осуществляется прежде всего через стандартизацию и сертификацию. В настоящее время фонд нормативных документов по стандартизации на пищевые продукты включает в себя около 900 межгосударственных и государственных стандартов, до 300 отраслевых стандартов, 30 республиканских стандартов, 3500 технических условий. В существующей системе государственных стандартов, к сожалению до сих пор не уделялось должного внимания контролю за предотвращением фальсификации продуктов питания, поскольку это явление не было характерно для государственных предприятий. Решение вышеперечисленных проблем напрямую связано финансированием научно-исследовательских работ. Однако за последние годы на НИИОКФ по отраслевой программе стандартизации средств не выделялось. Обеспечение высокого качества и сохранности пищевой продукции практически неосуществимо без обновления материальной базы отрасли. В настоящее время готовится к рассмотрению федеральная целевая программа по стабилизации и развитию инженерной сферы АПК и созданию новой техники на 2000-2005 г.г.

Особенно остро стоит проблема повышения конкурентоспособности продукции плодоовощной промышленности. В первую очередь это относится к способу и виду упаковки готовой продукции.

Особенно тревожной практически бесконтрольная закупка предприятиями не сертифицированного оборудования за рубежом. Следует подчеркнуть, что многие проблемы обеспечения безопасности и сохранности пищевых продуктов, а чем сказано выше, требуют решения законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Необходимо ускорить принятие Закона Российской Федерации “О качественной безопасности пищевых продуктов”, в котором определить, что финансирование прикладных научных и экспериментальных разработок в области пищевой технологии осуществляется из средств производителей пищевых продуктов путем формирования внебюджетных отраслевых фондов. Разработка системы государственных стандартов по производству продовольственных товаров и закупаемой за рубежом пищевой продукции, сертификации отечественного и импортируемого технологического оборудования, координации работ по защите потребителя от недоброкачественной продукции возлагается на федеральные органы с обязательным участием отраслевых НИИ и профильных высших учебных заведений; Лицензию на производство важнейших видов продовольствия выдаются только после обеспечения производителем пищевых продуктов гарантий страховой защиты на качество выпускаемой продукции. Федеральным органом управления могло бы стать Министерство (Государственный комитет) по регулированию производства и закупок продовольствия и оно могло бы решать следующие задачи:

  1. разработку годовых балансов по обеспечению основными видами продовольствия и определению размеров квот на импорт продовольственных товаров для федеральных нужд;

  1. координацию необходимого обновления государственных резервов основных видов продовольственных товаров и обеспечение нужд в них специальных потребителей;

  1. обеспечение государственного регулирования экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации;

  1. обеспечение страны дефицитными видами пищевой продукции;

  1. стимулирование поставок дефицитных импортных видов сырья;

  1. осуществление мер пор направлению части средств, полученных от уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин, на сельскохозяйственных продукций, сырье и продовольствие, на поддержку сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий;

  1. разработку совместно с регионами с учетом их специфики, схем развития производства сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственных товаров;

  1. осуществление функции государства заказчика по выполнению президентской программы;

  1. разработку комплекса мер по государственному стимулированию. Привлечения инвестиций иностранного и отечественного капитала, предусматривая для этого льготные условия налогового обложения;

  1. последовательную децентрализацию инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности;

  1. государственную поддержку предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с бюджетного финансирования;

  1. сохранение бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов;

  1. размещение ограниченных централизованных капитальных вложений в государственном финансировании инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными программами;

  1. государственное управление и контроль за объемами производства, экспорта и импорта, квотированием объемами закупки и поставки этилового спирта из пищевого сырья, лицензированием производства и оборота;

  1. формирование и ведение единой информационной системы в области пищевой и перерабатывающей промышленности, доступной для пользователей любого уровня, в том числе иностранных;

  1. осуществление мер по организации финансирования прикладных научных и экспериментальных разработок в области пищевой промышленности путем формирования внебюджетных отраслевых фондов за счет обязательных отчислений на себестоимость продукции;

  1. координацию работ по подготовке и переподготовке кадров для пищевой и перерабатывающей промышленности.

При этом имеется в сиду, что федеральный уровень должен взять на себя решение вопросов организации внешнеэкономической деятельности, стратегического планирования, анализа и прогнозирования деятельности, планирования финансового обеспечения, организации кредитования, подготовки кадров, научно-технической политики по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности с федеральной, муниципальной и смешанной формами собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выбор приоритетных направлений реструктуризации

 

Российская отрасль пищевого производства испытывает потребность в структурной перестройке предприятий. Техническая база пищевой промышленности отстала от современных требований, основные производственные средства отрасли изношены физически более чем наполовину, а морально – практически полностью. По оценке специалистов Российской сельскохозяйственной академии и Минэкономразвития РФ, механизация труда по отраслям пищевой промышленности составляет 40–60 %, более половины трудоемких операций выполняется вручную. Все это остро усугубляется финансовой неустойчивостью и замедленным притоком инвестиций в отрасль. Несмотря на высокую привлекательность пищевой промышленности, поступление инвестиций в 2009 г. сократилось по сравнению с предыдущим годом. Если в 1999 г. на долю пищевой промышленности по уровню инвестирования в основной капитал пришлось 15,3 % ресурсов, то в 2009 г. лишь 9,4 %.Проведение полномасштабной реструктуризации пищевой отрасли на всех уровнях управления будет способствовать скорейшей адаптации предприятий к постоянно меняющимся экономическим условиям и обеспечению устойчивой динамики развития.

Учитывая широту понятия реструктуризации и многообразие ее видов, становится актуальным вопрос выбора приоритетных направлений реструктуризации предприятий в зависимости от существующих факторов внешней и внутренней среды, а также собственной стратегии развития. Анализ работ, посвященных теме реструктуризации, позволил сделать вывод, что ряд вопросов остается недостаточно изученным, в том числе не сформирована методологическая база выбора приоритетных направлений реструктуризации предприятий пищевой промышленности.

Для создания такой базы необходимо определить проблемы реализации реструктуризации на российских предприятиях. Среди общих проблем, характерных для российских предприятий, необходимо выделить 4 группы:

- макроэкономические (высокий уровень  неформальной деятельности, высокая  налоговая нагрузка, особенно в  части налогового администрирования, несовершенство механизмов реструктуризации  предприятий-банкротов и ряд других);

- транзитивно-реформенные (вынужденная многопрофильность предприятий, информационная непрозрачность, сдерживающая роль профсоюзов и криминала и др.);

- мезоэкономические (недооцененность производственных фондов, высокая доля убыточных предприятий, негибкая структура собственности);

- микроэкономические (недостаточная квалификация менеджеров большинства предприятий, несовершенство управленческого учета, несовершенство организационной и финансовой структур и т.д.).

Помимо вышеуказанных групп проблем, для поиска и разработки мер, направленных на совершенствование подходов к реструктуризации, требуется очертить круг специфических проблем пищевой отрасли.

1. Низкая конкурентоспособность  продукции. Данная проблема является  следствием ряда других, среди  которых низкая производительность  труда, высокий моральный и физический  износ основных средств, что приводит  к использованию устаревших технологий  и снижению качества выпускаемой  продукции.

2. Слабая сырьевая база пищевой  промышленности и высокая зависимость  от импорта и, соответственно, колебания  валютных курсов. Данная проблема  напрямую связана с уровнем  развития отечественного сельского  хозяйства и высокой доли импорта  сельхозпродукции. Согласно данным  Института Конъюнктуры Аграрного  Рынка, доля импортного сырья  на отечественном рынке составляет  более 55 %.

3. Высокий удельный вес затрат  на оплату труда в себестоимости  продукции. Учитывая низкий уровень  механизации и автоматизации  производства и преобладание  ручных операций, предприятия вынуждены  привлекать большое количество  неквалифицированных рабочих. Использование  большого количества неквалифицированных кадров приводит к постоянному росту затрат на содержание персонала (как в части выплат непосредственно работникам, так и роста обязательных отчислений), а также низкому качеству конечного продукта за счет большого влияния человеческого фактора, что в конечном итоге сказывается на росте себестоимости и потребительских свойствах продукции.

4. Отсутствие государственной поддержки  экспорта пищевой промышленности  и импорта современных технологий. На сегодняшний день практически  отсутствуют какие-либо значимые  меры государственной поддержки  внешнеэкономических отношений  российских пищевых предприятий.

5. Производство продукции с низкой  добавленной стоимостью, ориентированной  на массового потребителя. Как  показывает статистика, большинство  предприятий пищевой промышленности  России работают в нижнем ценовом  сегменте, многие из них выпускают  продукцию под советскими торговыми  марками, за которые в последнее  время развернулась серьезная  борьба. Выпуск дешевого небрендированного продукта приводит к низким показателям рентабельности, а следовательно и инвестиционной привлекательности отрасли.

Важным аспектом методологии является также соблюдение принципов реструктуризации, к которым можно отнести общие, такие как принцип системности, научности, гибкости, целенаправленности и последовательности, обратной связи, эффективности, и специфические: сочетание управления реструктуризацией с производственным, финансовым, кадровым, маркетинговым менеджментом; инновационная направленность реструктуризации; совместимость внутрикорпоративной культуры предприятия с концепцией реструктуризации; ликвидация неэффективных структурных подразделений предприятия. На этапе разработки проекта реструктуризации предприятия необходимо выделить субъектов процесса реструктуризации, а также четко определить роли каждого из них при постановке целей и выборе приоритетов. Субъектами могут быть:

менеджеры предприятия, если такое решение находится в их компетенции. Изменение рентабельности, ликвидности, платежеспособности предприятия за счет ее структурных преобразований будет являться результатом их работы, а следовательно и основой оценки их деятельности со стороны собственников. Их главная роль – реализация проекта реструктуризации и контроль на всех его этапах за выполнением целевых показателей; собственники предприятия (акционеры, пайщики, индивидуальные предприниматели, а также муниципалитеты и государство), для которых повышение экономических результатов ее деятельности и снижение рисков за счет структурных преобразований означает рост личного благосостояния. Их роль заключается в инициации реструктуризации при осознании таких угроз для их вложений, как сокращение платежеспособного спроса, активизация конкурентов в данном сегменте, изменения в законодательстве и ряд других;

профессиональные бизнес-консультанты (в сфере права, маркетинга, управления, финансов, информационных технологий), для которых процесс организации изменения структуры предприятий является источником дохода. Их роль заключается в оптимизации структурных изменений путем решения широкого круга проблем, которые могут стать неразрешимыми для данной организации, но стандартными для консультантов;

Информация о работе Выбор приоритетных направлений реструктуризации предприятий пищевой промышленности