Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:35, курсовая работа
Выполнение прогноза и оценка результатов прогнозирования востребованности выпускников ВУЗов на рынке труда представляет собой достаточно сложную и нетривиальную задачу. Поэтому актуально создание программных средств, обеспечивающих поддержку эффективного решения этой задачи.
Цель данной работы – разработка системы прогнозирования востребованности выпускников высших учебных заведений на рынке труда.
Рассматривая первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда, следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной степени относится и к ее предложению) переходит из состояния «стабильности», характерной для 80–х годов нашей экономики, в стадию «неопределенности», а если быть более точным, то происходит относительное сокращение спроса на рабочую силу. Об этом говорят, в частности, данные о наличии числа вакансий, среди который преобладающая часть связана непосредственно с физическим трудом (около 90 % вакансий). Одновременно сокращается число занятых, а значит, и вакансий, в науке и научном обслуживании, проектных организациях, сокращается также спрос на "женскую" рабочую силу. Не случайно, численность среди последних среди безработных колеблется около цифры 70 % [22,24].
Что касается второй
стороны рынка труда–
Развитие ситуации
на рынке труда показывает, что
центры занятости и биржи труда должны
заниматься не только перечисленными
проблемами, но также и выработкой стратегии
и тактики в области занятости, прогнозирования
занятости в ее профессионально–
1.2 Социально – профессиональные аспекты востребованности выпускников вуза на рынке труда в условиях инновационного образования
На современном этапе развития рыночных отношений студенческая молодежь входит в группу наиболее уязвимых слоев общества, проблемы которых требуют повышенного внимания. Для успешного поиска работы молодым людям необходимо обладать такими качествами, как личная мобильность, высокая профессиональная компетентность, упорство и настойчивость, способность выдержать конкуренцию, обладание необходимыми творческими навыками. Нехватка профессионального опыта, знания реалий рыночных отношений нередко становятся определяющими критериями при отборе кандидатов [20,22].
В этой связи интерес представляет социологическое исследование, проведенное научным коллективом МИТХТ в 2010 г. [24]. В стратифицированную выборку были включены следующие субъекты рынка труда молодых специалистов: представители работодателей профильных предприятий, учреждений, научных институтов и организаций, а также выпускники вуза, представляющие различные факультеты и специальности. Всего было опрошено более 200 респондентов. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. Объективно существует диспропорция между качественно–количественной подготовкой специалистов и потребностью в них экономики. Можно выделить целый ряд причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда, среди них: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие необходимого опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, завышенная самооценка по отношению к условиям труда и размеру заработной платы, неуверенность в своих силах. Очевидно, что удачно выбранная профессия и качественная подготовка специалистов существенно повышает конкурентоспособность молодых специалистов их востребованность на рынке труда. Интерес представляет структура профессиональных качеств молодого специалиста по степени влияния на эффективность деятельности специалиста (таблица 1).
Таблица 1 - Структура профессиональных качеств молодого специалиста
Оценочные позиции |
Да |
Нет |
Балл | |
1 |
Профессиональная общетеоретическая подготовка |
100 |
7.97 | |
2 |
Практические знания, умения |
100 |
7.09 | |
3 |
Владение иностранным языком |
100 |
6.18 | |
4 |
Навыки работы на компьютере, знание необходимых программ |
100 |
8.85 | |
5 |
Способность работать в коллективе, команде |
100 |
7.62 | |
6 |
Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда |
97.1 |
2.9 |
6.56 |
7 |
Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие |
100 |
6.S6 | |
8 |
Навыки управления персоналом |
50.0 |
50.0 |
6.43 |
9 |
Навыки делопроизводства |
100 |
5.53 | |
10 |
Готовность и способность к дальнейшему обучению |
100 |
7.82 | |
11 |
Способность воспринимать
и анализировать новую |
100 |
8,18 | |
12 |
Эрудированность, общая культура |
100 |
6.56 | |
13 |
Осведомленность в смежных областях полученной специальности |
100 |
6.36 | |
14 |
Способность к адаптации |
100 |
6.59 | |
15 |
Организационные способности |
96.4 |
3.6 |
5.75 |
16 |
Навыки общения |
100 |
6.68 | |
17 |
Коммуникационные навыки, коммуникабельность |
100 |
6.68 | |
18 |
Способность системно мыслить |
100 |
6.52 | |
19 |
Анализ информации |
96.4 |
3.6 |
6.56 |
20 |
Навыки управления проектами |
71.4 |
28.6 |
5.07 |
21 |
Управление качеством |
7 1.4 |
28.6 |
5.25 |
22 |
11олитическая компетенция |
96.4 |
3.6 |
5.54 |
23 |
Следования социальным стандартам и пике |
100 |
6,25 |
В ходе опроса респондентов просили ответить на вопрос: «Как Вы считаете, оказывают ли влияние перечисленные ниже позиции на эффективность деятельности специалиста?» Вот как распределились ответы респондентов. Полученный профиль подтверждает выдвинутое в начале исследования допущение о том, что работодатели ожидают от вуза формирование модели творчески развитой личности специалиста (рисунок 1).
Рисунок 1 – Базовые составляющие модели студента
Многие респонденты осознают, что для её формирования необходимы как общетеоретические, так и специализированные знания. Заметим, что в полученном профиле представленные профессиональные и социально–личностные качества и свойства получили достаточно высокий средний балл (6,7 по десятибалльной шкале). Однако по набору управленческих качеств мнения респондентов разделились. Примерно половина респондентов склоняется к тому, что навыки управления персоналом в меньшей степени влияют на эффективность деятельности специалиста.
Заметим, что каждый третий респондент указывает на меньшее влияние и таких качеств, как управление проектами, а также управление качеством. В оценках работодателей явно прослеживается приоритет к предоставлению выпускникам работы, прежде всего, в качестве специалиста (исполнителя). Очевидно, что выпускник должен демонстрировать базовые знания в области профильных, информационных и социальных наук и применение их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Приоритет при этом отдается системно–деятельностным компетенциям, а также компетенциям социального взаимодействия.
В качестве ориентира уровня подготовки должны стать разрабатываемая структура компетенций, которую следует формировать по следующим видам: социально–личностные и общекультурные, общенаучные, инструментальные, профессиональные.
Очевидно, что уровень готовности студентов и выпускников вуза к профессиональной деятельности во многом задает само учебное заведение, то, как в нем построена работа по профессиональному ориентированию и карьерному консультированию. В связи с этим представляется принципиально важной диагностика профессиональных предпочтений студентов.
Опрос выявил, что работодатели не воспринимают диплом бакалавра как документ о полноценном высшем образовании, приравнивая порой к дипломам, выдаваемым среднепрофессиональным учреждением. Поэтому, причины, побуждающие молодых людей сделать выбор в пользу удлинения сроков получения образования, – трудность в нахождении подходящего места работы, осознание того, что приобретение большего объема знаний и навыков повышает шансы на удачное трудоустройство.
Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: «При устройстве на работу Вы отдаете предпочтение выпускникам вуза с дипломами»
Оценочные позиции |
Bceго % |
Бакалавра |
1.9 |
Специалиста |
49.1 |
Магистра |
49.1 |
Итого |
100 |
Очевидно, что востребованность выпускников, получающих квалификацию бакалавр или специалист/магистр, неоднозначна. Несомненный приоритет работодатели отдают в равной степени, как специалистам, так и магистрам. Примечательно и то, что полученный содержательный состав компетенций изменяется в зависимости от квалификационных характеристик подготовки – бакалавр, специалист/магистр. Профиль магистров отличается добавочными компетенциями, такими как: способность системно мыслить, знание научных методов, анализ информации, умение обучать. Иными словами, уровень подготовки бакалавров нацеливается на уровень общетеоретической подготовки, а также включает некоторые аспекты, сформированные знанием передовых позиций в области обучения. Уровень же подготовки магистров ориентируется на возможности для оригинальности в развитии или применении идей в контексте исследований. Причем особую роль для них играет применение знаний в решении задач в новой или незнакомой среде, способность систематизировать знания и справляться со сложностями, выносить суждения на основе неполных данных.
Интересно отметить, что выпускники–магистры в дальнейшем занимаются научно– исследовательской, технологической деятельностью. Значительно меньше эти виды деятельности встречаются среди выпускников – бакалавров. Как правило, среди этой группы наиболее востребованной оказывается деятельность, связанная с техническим обеспечением (85,7%). Административная деятельность встречается в равной пропорции как среди специалистов, так и среди бакалавров.
Заслуживают особого внимания и такие качества выпускников, которые, по мнению работодателей, считаются неприемлемыми. В ходе проведенного опроса была получена следующая структура ответов. Первое место в полученной структуре занимает позиция «слабая ориентация на трудоустройство» (22%). На втором месте оказывается «низкая мотивация к труду» (13,3%).
Каждый десятый работодатель указывает на невысокий теоретический уровень подготовки, либо на низкий уровень современных юридических знаний. В меньшей степени респонденты обращают внимание на низкий уровень современных экономических знаний, а также на представления о нормах социального поведения. В целом опрос показал, что выбор предстоящей профессии в значительной степени определяется ее предполагаемой «доходностью» и тем, насколько быстро она позволяет достичь материального благополучия. В оценках выпускников наблюдается достаточно высокая доля тех, кто выбирает бизнес–карьеру (41,4%).
Стоит отметить
и форму собственности
Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос: «Какие из перечисленных ниже качеств Вы считаете неприемлемыми для специалиста с высшим профессиональным образованием?»
Оценочные позиции |
Всего, % |
Слабая ориентация на трудоустройство |
22.0 |
Низкая мотивация к труду |
13.3 |
Сильно завышенная самооценка, высокие амбиции |
13.3 |
Невысокий уровень теоретической подготовки |
10 |
Низкий уровень современных юридических знаний |
10 |
Слабая практическая подготовка (Оторванность знаний от практики) |
10.0 |
Неспособность к самокритике |
9,3 |
Несоблюдение эпики корпоративной культуры |
5,3 |
Низкий уровень знаний иностранного языка |
5.3 |
Социально–психологическая неподготовленность к реалиям производства |
4.7 |
Недостаточные системные знания |
4.0 |
Неспособность управлять персоналом |
1,3 |
Низкий уровень современных экономических знаний |
0.7 |
Отсутствие представлений о нормах социального поведения |
0.7 |
Итого |
100 |
Среди этих требований
отдельно выделяются следующие: универсальные (определяемые социально–личностными,
общекультурными, общенаучными, инструментальными
компетенциями), профессиональные (определяемые
производственно–