Выполнение прогноза и оценка результатов прогнозирования востребованности выпускников ВУЗов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Выполнение прогноза и оценка результатов прогнозирования востребованности выпускников ВУЗов на рынке труда представляет собой достаточно сложную и нетривиальную задачу. Поэтому актуально создание программных средств, обеспечивающих поддержку эффективного решения этой задачи.
Цель данной работы – разработка системы прогнозирования востребованности выпускников высших учебных заведений на рынке труда.

Файлы: 1 файл

Выполнение прогноза и оценка результатов прогнозирования востребованности выпускников ВУЗов.doc

— 3.80 Мб (Скачать файл)

Рассматривая  первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда, следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной степени относится и к ее предложению) переходит из состояния «стабильности», характерной для 80–х годов нашей экономики, в стадию «неопределенности», а если быть более точным, то происходит относительное сокращение спроса на рабочую силу. Об этом говорят, в частности, данные о наличии числа вакансий, среди который преобладающая часть связана непосредственно с физическим трудом (около 90 % вакансий). Одновременно сокращается число занятых, а значит, и вакансий, в науке и научном обслуживании, проектных организациях, сокращается также спрос на "женскую" рабочую силу. Не случайно, численность среди последних среди безработных колеблется около цифры 70 % [22,24].

Что касается второй стороны рынка труда–предложения рабочей силы, то оно растет, о чем свидетельствуют данные регистрации безработных в центрах занятости. Наметилась четкая тенденция к росту числа официально зарегистрированных безработных, что говорит об общем росте предложения рабочей силы, т.е. людей желающих работать и предлагающих свой труд обществу. По функциональному признаку на рынке труда преобладает предложение рабочей силы, имеющие профессии физического труда.

Развитие ситуации на рынке труда показывает, что центры занятости и биржи труда должны заниматься не только перечисленными проблемами, но также и выработкой стратегии и тактики в области занятости, прогнозирования занятости в ее профессионально–квалификационном срезе, регулирования процессов подготовки и переподготовки работников.

 

1.2 Социально – профессиональные аспекты востребованности выпускников вуза на рынке труда в условиях инновационного образования

 

На современном  этапе развития рыночных отношений  студенческая молодежь входит в группу наиболее уязвимых слоев общества, проблемы которых требуют повышенного внимания. Для успешного поиска работы молодым людям необходимо обладать такими качествами, как личная мобильность, высокая профессиональная компетентность, упорство и настойчивость, способность выдержать конкуренцию, обладание необходимыми творческими навыками. Нехватка профессионального опыта, знания реалий рыночных отношений нередко становятся определяющими критериями при отборе кандидатов [20,22].

В этой связи  интерес представляет социологическое исследование, проведенное научным коллективом МИТХТ в 2010 г. [24]. В стратифицированную выборку были включены следующие субъекты рынка труда молодых специалистов: представители работодателей профильных предприятий, учреждений, научных институтов и организаций, а также выпускники вуза, представляющие различные факультеты и специальности. Всего было опрошено более 200 респондентов. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. Объективно существует диспропорция между качественно–количественной подготовкой специалистов и потребностью в них экономики. Можно выделить целый ряд причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда, среди них: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие необходимого опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, завышенная самооценка по отношению к условиям труда и размеру заработной платы, неуверенность в своих силах. Очевидно, что удачно выбранная профессия и качественная подготовка специалистов существенно повышает конкурентоспособность молодых специалистов их востребованность на рынке труда. Интерес представляет структура профессиональных качеств молодого специалиста по степени влияния на эффективность деятельности специалиста (таблица 1).

 

Таблица 1 - Структура профессиональных качеств молодого специалиста

 

Оценочные позиции

Да

Нет

Балл

1

Профессиональная  общетеоретическая подготовка

100

 

7.97

2

Практические  знания, умения

100

 

7.09

3

Владение иностранным языком

100

 

6.18

4

Навыки работы на компьютере, знание необходимых программ

100

 

8.85

5

Способность работать в коллективе, команде

100

 

7.62

6

Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда

97.1

2.9

6.56

7

Нацеленность  на карьерный рост и профессиональное развитие

100

 

6.S6

8

Навыки управления персоналом

50.0

50.0

6.43

9

Навыки делопроизводства

100

 

5.53

10

Готовность  и способность к дальнейшему  обучению

100

 

7.82

11

Способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи

100

 

8,18

12

Эрудированность, общая культура

100

 

6.56

13

Осведомленность в смежных областях полученной специальности

100

 

6.36

14

Способность к  адаптации

100

 

6.59

15

Организационные способности

96.4

3.6

5.75

16

Навыки общения

100

 

6.68

17

Коммуникационные  навыки, коммуникабельность

100

 

6.68

18

Способность системно мыслить

100

 

6.52

19

Анализ информации

96.4

3.6

6.56

20

Навыки управления проектами

71.4

28.6

5.07

21

Управление  качеством

7 1.4

28.6

5.25

22

11олитическая  компетенция

96.4

3.6

5.54

23

Следования  социальным стандартам и пике

100

 

6,25


В ходе опроса респондентов просили ответить на вопрос: «Как Вы считаете, оказывают ли влияние перечисленные ниже позиции на эффективность деятельности специалиста?» Вот как распределились ответы респондентов. Полученный профиль подтверждает выдвинутое в начале исследования допущение о том, что работодатели ожидают от вуза формирование модели творчески развитой личности специалиста (рисунок 1).

Рисунок 1 – Базовые составляющие модели студента

Многие респонденты  осознают, что для её формирования необходимы как общетеоретические, так и специализированные знания. Заметим, что в полученном профиле представленные профессиональные и социально–личностные качества и свойства получили достаточно высокий средний балл (6,7 по десятибалльной шкале). Однако по набору управленческих качеств мнения респондентов разделились. Примерно половина респондентов склоняется к тому, что навыки управления персоналом в меньшей степени влияют на эффективность деятельности специалиста.

Заметим, что  каждый третий респондент указывает на меньшее влияние и таких качеств, как управление проектами, а также управление качеством. В оценках работодателей явно прослеживается приоритет к предоставлению выпускникам работы, прежде всего, в качестве специалиста (исполнителя). Очевидно, что выпускник должен демонстрировать базовые знания в области профильных, информационных и социальных наук и применение их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Приоритет при этом отдается системно–деятельностным компетенциям, а также компетенциям социального взаимодействия.

В качестве ориентира  уровня подготовки должны стать разрабатываемая структура компетенций, которую следует формировать по следующим видам: социально–личностные и общекультурные, общенаучные, инструментальные, профессиональные.

Очевидно, что  уровень готовности студентов и  выпускников вуза к профессиональной деятельности во многом задает само учебное   заведение, то, как в нем построена работа по профессиональному ориентированию и карьерному консультированию. В связи с этим представляется принципиально важной диагностика профессиональных предпочтений студентов.

Опрос выявил, что работодатели не воспринимают диплом бакалавра как документ о полноценном высшем образовании, приравнивая порой к дипломам, выдаваемым среднепрофессиональным учреждением. Поэтому, причины, побуждающие молодых людей сделать выбор в пользу удлинения сроков получения образования, – трудность в нахождении подходящего места работы, осознание того, что приобретение большего объема знаний и навыков повышает шансы на удачное трудоустройство.

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: «При устройстве на работу Вы отдаете предпочтение выпускникам вуза с дипломами»

Оценочные позиции

Bceго %

Бакалавра

1.9

Специалиста

49.1

Магистра

49.1

Итого

100


Очевидно, что востребованность выпускников, получающих квалификацию бакалавр или специалист/магистр,  неоднозначна.    Несомненный приоритет работодатели отдают в равной степени, как специалистам, так и магистрам. Примечательно   и  то,   что полученный   содержательный состав компетенций изменяется в   зависимости от квалификационных характеристик подготовки – бакалавр, специалист/магистр. Профиль магистров отличается добавочными компетенциями, такими как: способность системно мыслить, знание научных методов, анализ информации, умение обучать. Иными словами, уровень подготовки бакалавров нацеливается на уровень   общетеоретической подготовки, а  также  включает некоторые аспекты, сформированные знанием передовых позиций в области обучения. Уровень же подготовки магистров ориентируется на возможности для оригинальности в развитии или применении идей в контексте исследований. Причем особую роль для них играет применение знаний в решении задач в новой или незнакомой среде, способность систематизировать знания и справляться со сложностями, выносить суждения на основе неполных данных.

Интересно отметить, что выпускники–магистры в дальнейшем занимаются научно– исследовательской, технологической деятельностью. Значительно меньше эти виды деятельности встречаются среди выпускников – бакалавров. Как правило, среди этой группы наиболее востребованной оказывается деятельность, связанная с техническим обеспечением (85,7%). Административная деятельность встречается в равной пропорции как среди специалистов, так и среди бакалавров.

Заслуживают особого  внимания и такие качества выпускников, которые, по мнению работодателей, считаются неприемлемыми. В ходе проведенного опроса была получена следующая структура ответов. Первое место в полученной структуре занимает позиция «слабая ориентация на трудоустройство» (22%). На втором месте оказывается «низкая мотивация к труду» (13,3%).

Каждый десятый работодатель указывает на невысокий теоретический уровень подготовки, либо на низкий уровень современных юридических знаний. В меньшей степени респонденты обращают внимание на низкий уровень современных экономических знаний, а также на представления о нормах   социального поведения. В целом опрос   показал, что выбор предстоящей профессии в значительной  степени   определяется ее предполагаемой «доходностью» и тем, насколько быстро она позволяет достичь материального благополучия. В оценках выпускников наблюдается достаточно высокая доля тех, кто выбирает бизнес–карьеру (41,4%).

Стоит отметить и форму собственности предприятия, на котором работают сегодняшние выпускники. Значительный удельный вес составляет частная и акционерная форма собственности. На данных предприятиях работает около 63% выпускников. Формируемый у студентов профиль компетенций определяется целым рядом требований, которые предъявляются современным рынком труда.

Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос: «Какие из перечисленных ниже качеств Вы считаете неприемлемыми для специалиста с высшим профессиональным образованием?»

Оценочные позиции

Всего, %

Слабая ориентация на трудоустройство

22.0

Низкая мотивация к труду

13.3

Сильно завышенная самооценка, высокие амбиции

13.3

Невысокий уровень  теоретической подготовки

10

Низкий уровень  современных юридических знаний

10

Слабая практическая подготовка (Оторванность знаний от практики)

10.0

Неспособность к самокритике

9,3

Несоблюдение  эпики корпоративной культуры

5,3

Низкий уровень  знаний иностранного языка

5.3

Социально–психологическая неподготовленность к реалиям производства

4.7

Недостаточные системные знания

4.0

Неспособность управлять персоналом

1,3

Низкий уровень современных экономических знаний

0.7

Отсутствие  представлений о нормах социального  поведения

0.7

Итого

100


Среди этих требований отдельно выделяются следующие: универсальные (определяемые социально–личностными, общекультурными, общенаучными, инструментальными компетенциями), профессиональные (определяемые производственно–технологическими, организационно–управленческими, научно–исследовательскими, проектными и другими видами деятельности).

Информация о работе Выполнение прогноза и оценка результатов прогнозирования востребованности выпускников ВУЗов