Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:35, курсовая работа
Выполнение прогноза и оценка результатов прогнозирования востребованности выпускников ВУЗов на рынке труда представляет собой достаточно сложную и нетривиальную задачу. Поэтому актуально создание программных средств, обеспечивающих поддержку эффективного решения этой задачи.
Цель данной работы – разработка системы прогнозирования востребованности выпускников высших учебных заведений на рынке труда.
Успешное трудоустройство и дальнейший карьерный рост выпускников в значительной степени зависит от уровня их подготовки. В качестве ориентира уровня подготовки должны стать разрабатываемая структура компетенций по направления подготовки магистр и бакалавр. Опрос показывает, что компетенции следует формировать в четырех блоках: социально–личностные и общекультурные, общенаучные, инструментальные, профессиональные.
1.3 Характеристика
методов прогнозирования
1.3.1 Методика прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах и формирование на этой основе контрольных цифр приема для системы профессионального образования
Методика позволяет
определять прогнозы потребностей экономики
в квалифицированных кадрах по уровням,
направлениям и объемам подготовки и формировать на этой основе
государственное задание на подготовку
специалистов для системы профессионального
образования Российской Федерации, что
способствует созданию сбалансированного
рынка труда по профессионально–
Основу макроэкономической методики прогнозирования потребности составляет унифицированный для всех регионов Российской Федерации нормативный подход, базирующийся на прогнозах макроэкономических показателей, заложенных в программы и стратегии социально–экономического развития субъектов Федерации [4].
Макроэкономическая методика формализована в виде комплексной математической динамической модели, которая учитывает более 100 параметров и различные факторы. Модель описывает движение трудовых ресурсов во времени в социально–экономической системе «образование – рынок труда – экономика». Концептуальная модель социально–экономической системы региона представлена на рисунке 2.
Данная схема содержит четыре поля:
Согласно схеме в систему трудовые ресурсы входят в виде вектора рождаемости, проходят через систему образования, откуда попадают на рынок труда, из которого вливаются в экономику, помогая создавать материальный ресурс – валовой региональный продукт.
Рисунок 2 – Концептуальная модель социально–экономической системы региона
Все элементы системы,
находятся в непрерывном взаимо
Кроме прямой задачи – анализа и прогноза развития такой системы, необходимо рассматривать и обратные задачи – оптимизацию выпусков из образовательных учреждений (ОУ), управление приемами в ОУ по требуемым специальностям. Для реализации принятых темпов роста ВРП некоторого региона требуются кадры. При этом возникает проблема соответствия потребностей экономики в специалистах с возможностями системы образования по подготовке нужного объема квалифицированных кадров для каждой отрасли к требуемому сроку. Наиболее эффективное решение данной проблемы – повлиять на численность приема (выделено пунктиром на рисунке) в ОУ с учетом специальностей и уровней образования. Инструментом воздействия при принятии такого решения может быть государственное задание на размещение контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования.
Основные допущения и свойства модели:
Входные данные моделирования:
Макроэкономические показатели по видам экономической деятельности:
Источник —
Прогноз социально–
Показатели по демографии:
Результаты моделирования:
Рисунок 3 – Схема информационно–аналитической системы прогнозирования
На рисунке 3 приведена общая концептуальная схема разработанной на основе макроэкономической методики информационно–аналитической системы прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах.
1.3.2 Алгоритмы
и математические модели
а) Модель прогнозирования потребностей экономики в кадрах с профессиональным образованием. Согласно основным принципам системного анализа, формированию математической модели предшествует процесс создания концептуальной модели системы. Концептуальная модель рынка труда с учетом факторов дополнительного спроса и дополнительного предложения приведена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Концептуальная модель рынка труда с учетом факторов дополнительного спроса и дополнительного предложения
Из рисунка 4 видно, что на рынок труда поступают входящие потоки рабочей силы, которые формируют дополнительное предложение. Выходящие с рынка труда потоки рабочей силы способствуют формированию дополнительного спроса. Поскольку рассматривается нерегулируемый рынок труда, то предполагается, что рынок поглотит столько, сколько ему нужно. Это есть трудоустроенное дополнительное предложение, то есть не все дополнительное предложение на рынке труда, а только трудоустроенная его часть [1, 4].
Эта часть и равняется, с другой стороны, дополнительному спросу самого рынка труда в состоянии, когда рынок сбалансирован. Под целью функционирования системы рынка труда понимаем достижение равенства таких характеристик рынка труда, как дополнительный спрос ΔD(i) и дополнительное предложение ΔS(i) в дискретный момент времени i с шагом в один год. Исходя из сформулированной цели, выходными характеристиками системы «рынок труда» будут дополнительный спрос и дополнительное предложение. Входными характеристиками системы будут среднегодовая численность работников (СЧР) на рынке труда L(i), входящий поток кадров на рынок труда L+(i) и выходящий поток кадров с рынка труда L–(i). Тогда основное уравнение динамического равновесия рынка труда можно записать в виде
L+(i) – L–(i) = ΔL(i) =
L(i+1) – L(i),
где ΔL(i) — ежегодное фактическое изменение (прирост/спад) СЧР, являющееся результатом удовлетворения спроса рынка труда на квалифицированные кадры.
Наиболее значимыми экономическими факторами системы, влияющими на систему «рынок труда», будут являться: запланированные темпы прироста продукции; плановые инвестиции; динамика производительности труда; изменение среднегодовой численности работников; убыль кадров по естественно–возрастным причинам [2,9].
Из–за периодичности наблюдения экономических данных в основу формируемой динамической модели рынка труда положен аппарат конечно–разностных уравнений с дискретизацией времени по годам. Основные этапы модели прогнозирования потребностей экономики в кадрах приведены ниже, на рисунке 5.
Конечной целью методики является построение среднесрочного прогноза ежегодной дополнительной потребности экономики в кадрах для всех уровней профессионального образования в разрезе 28 укрупненных групп специальностей.
Рисунок 5 – Блок–схема прогностического моделирования ежегодных дополнительных потребностей экономики в кадрах с профессиональным образованием
Моделирование изменения
среднегодовой численности
Для прогнозирования Le(i) используется уравнение (1.1) с учетом его связи с внешними макроэкономическими показателями в виде выражения
где F(i) = (F1(i), F2(i), ..., FE(i)) [руб/чел] — вектор производительности труда по ВЭД e,
X(i) = (X1(i), X2(i), ..., XE(i)) [руб] – вектор валовой добавленной стоимости (ВДС) ВЭДа e.
Из (1.2) и (1.3) следует, что прогнозная оценка СЧР может быть определена по формуле
в случае, когда прогнозы темпов роста ВДC и темпов роста производительности труда известны с приемлемой точностью.
Производительность труда Fe(i) в выбранном ВЭД изменяется в зависимости от затраченных инвестиций I(i) = (I1(i), I2(i), ..., IE(i)) и других факторов. Выбор модельной функции Fe(i) зависит от детального анализа ретроспективы, объемов плановых инвестиций и программы обновления основных фондов, а также времени развития ВЭД.
Детализация работников по ВЭД в квалифицированных кадрах по трем уровням образования. Для корректного расчета дополнительного спроса и дополнительного предложения введем понятие «численность работников на рынке труда с учетом выбытия» — Le˜(i), которое определяется следующим выражением:
Le˜(i) = Le(i) – Le–(i).