Вывоз капитала и его особенности на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:37, курсовая работа
Описание работы
В данной работе рассматривается тема "Вывоз капитала и его особенности на современном этапе". Вывоз капитала - это экспорт капитала, осуществляемый частными фирмами и государством. Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательского капитала (вложения в промышленность, сельское хозяйство, торговлю и т.д.) и ссудного капитала (в виде займов). Первоначально капитал из развитых стран вывозился в экономически отсталые страны, колонии и полуколонии. После Второй мировой войны характерным явлением стал взаимный перелив капиталов из одних развитых стран в другие; значительную роль стал играть вывоз капитала в форме государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….3 Сущность, причины, цели и формы вывоза капитала…………….6 Роль ТНК в вывозе капитала………………………………………13 Государственное и межгосударственное регулирование вывоза капитала…………………………………………………………………………..18 Масштабы вывоза капитала и меры борьбы с вывозом капитала из России…………………………………………………………………………22 Заключение………………………………….……………………………...37 Список использованной литературы………………………………
Меры и инструменты денежно-кредитного
регулирования, в первую очередь направленные
на устранение дестабилизирующего влияния
процессов вывоза и ввоза капитала на
экономику России, не будут эффективны
и не смогут оказывать планируемое воздействия
на экономику до тех пор, пока банки и фондовый
рынок не станут глубоко интегрированными
в экономику структурами. Для этого, в
том числе необходимо попытаться изменить
климат делового общения в российском
обществе: господствующую атмосферу недоверия
и коррумпированности преобразовать в
доверие, основанное на диктатуре закона,
а не произвола чиновников. В целях достижения
экономического роста, восстановления
и развития промышленного сектора - проводить
селективную, выборочную поддержку льготными
ресурсами отдельных кредитных организаций,
а также создание специализированных
государственных банков кредитующих производство,
прежде всего отрасли, определенные ранее
как "локомотивы роста". Поскольку
сам рынок их не может создать, преобладающая
роль государства на данном этапе очевидна.
В целях улучшения условий для
экономического роста, ввоза иностранного
капитала в форме инвестиций, а также для
предотвращения оттока капитала путем
противопоставления внутренних инвестиций
в качестве конкурентоспособной альтернативы
оттоку необходимо не столько снижать
общую налоговую нагрузку, а сколько вносить
изменения в структуру налоговой системы,
в том числе вновь ввести инвестиционную
льготу по налогу на прибыль, причем в
целях ее максимальной эффективности
концентрировать ее в точках экономического
роста, а также механизм налогового кредита.
При одновременном повышении качества
проводимых органами налогового контроля
документарных проверок, укреплении налоговой
дисциплины и ответственности, разработки
эффективных методов контроля и взыскания.
Налоговые органы должны не
только выявлять факты сокрытия доходов
и ухода от налогообложения, в том числе
через "оффшорные схемы", но и оперативно
перекрывать возможные каналы возникновения
налоговых нарушений посредством совершенствования
нормативно-правовой базы.
Из исследования системы инструментов
(методов и форм) реализации стратегии
государственного регулирования вывоза
и ввоза капитала, в том числе включающей
активно - структурные, фискально-структурные,
монетарные, а также направления более
эффективного их использования, можно
сделать следующие выводы:
а) Наибольшая эффективность
регулирующего воздействия системы инструментов
реализации стратегии государственного
регулирования вывоза и ввоза капитала
проявляется тогда, когда используется
вся совокупность экономических методов
и форм, причем в целесообразной последовательности.
б) Возможности по использованию
инструментов регулирования вывоза и
ввоза капитала у государства пока ограничены
в силу того, что в настоящее время реально
используются незначительное число методов
и форм соответствующего регулирования.
в) Для увеличения эффективности
и гибкости политики государственного
регулирования вывоза и ввоза капитала
на вывоз и ввоз капитала в целях достижения
стратегических целей развития экономики
необходимо использование более широкого
спектра инструментов (методов и форм).
Проблема оттока капитала, как
законного, так и незаконного вывоза его
из России, будет существовать, пока не
установится определенная стабильность
в стране, в экономике, в праве, пока потенциальные
отечественные инвесторы не поверят в
надежность бюджетной, налоговой, правовой,
институциональной систем страны. Непринятие
государством в ближайший период экстренных
правовых, финансовых, экономических мер
по оздоровлению российской экономики,
по перекрытию каналов незаконного вывоза
денег за границу может привести к дальнейшему
вывозу капитала из России, новому финансовому
потрясению.
Вывоз прямых инвестиций из
России оказывает благоприятное воздействие
на ее внешнюю торговлю, может повышать
уровень конкурентоспособности российских
компаний и всей национальной экономики,
а также сопровождается заметным притоком
дивидендов и прибыли, который мог бы быть
больше, если бы не нелегальное происхождение
значительной части этих инвестиций и
высокое налогообложение доходов от них
в самой России. Вывоз портфельных инвестиций
по объему превышает вывоз прямых. Можно
также предположить, что в портфельные
инвестиции превращается значительная
часть нелегально вывезенного из России
капитала.
Серьезным препятствием на
пути иностранных инвестиций в Россию
названы также несовершенство законодательной
базы и правоприменительной практики,
отсутствие институциональных преимуществ.
Но, несмотря на это, абсолютное количество
иностранных инвестиций в российскую
экономику с каждым годом растет. При этом
актуализируется вопрос о принятии практических
мер по привлечению в российскую экономику
ранее вывезенных капиталов[18].
4.Масштабы вывоза капитала
и меры борьбы с вывозом
капитала из России
Использование хозяйствующих
субъектов, которые ведут свою деятельность
на территории РФ, а центр накопления прибыли
размещают за ее пределами, приводит, с
одной стороны, к сокращению налоговых
поступлений в российский бюджет, а с другой
- к несанкционированной утечке капитала
за рубеж. Как следствие этого, Россия
финансирует целый ряд и без того благополучных
стран, испытывая при этом острую потребность
в инвестициях для модернизации собственной
экономики.
Для национальной экономики
России сегодня необычайно остро стоит
проблема вывоза капитала. Вывозимый капитал
оказывает негативное влияние на экономическую
ситуацию внутри страны и на ее имидж на
мировой арене, превращаясь в проблему
общенационального масштаба наряду с
безработицей и спадом производства. На
протяжении 1991-2000 гг. отток капитала из
России носил непреходящий и долговременный
характер, став устойчивой денежной утечкой,
т.е. «бегством» капитала.
Ежегодное движение капитала
в мире оценивается примерно в 1 трлн. долл.
На этом фоне величина вывозимого из России
капитала кажется незначительной: за 90-е
годы во всех формах было вывезено по различным
оценкам от 50 до 400 млрд. долл. Однако эта
величина в масштабах России чрезвычайно
велика: вывозимый ежегодно капитал сопоставим
с доходной частью бюджета. Положительное
сальдо торгового баланса РФ перекрывается
отрицательным сальдо движения капитала,
что ухудшает состояние платежного баланса
в целом [11].
В отношении масштабов трансграничной
утечки капиталов из России в отечественной
и иностранной печати приводятся ориентировочными
данные. Если пользоваться показателем
"горячих денег", среднегодовая сумма
оттока составляет свыше 20 млрд. долл.
в год (приблизительно 150 долл.на душу населения).Масштаб
оттока капитала из России существенно
отличается от аналогичной ситуации в
тех государствах, где реформы протекают
более успешно.
С учетом покупки наличной иностранной
валюты кредитование остального мира
несколько возрастает по объему за эти
годы. В целом же легальный вывоз капитала
из России за последние шесть лет составил
по официальным данным порядка 32,3 млрд.
долл. или примерно два годовых объема
нелегального вывоза капитала по умеренной
оценке[7].
По данным расчетам, начиная
с 1994 г., из России ежегодно утекало от
9 до 19 млрд. долл. Это позволило российским
резидентам сформировать за 6 лет колоссальный
массив зарубежных активов в размере около
108 млрд. долл. Если к нему добавить величину
накопленной утечки за первые два года
реформ (оцененную на конец 1993 г. в среднем
в 65,6 млрд. долл.), то совокупный объем оттока
капиталов, происхождение которого не
связано с классическим экспортом инвестиционных
ресурсов, составит на конец 2000 г. 174 млрд.
долл.
Необходимо подчеркнуть один
принципиальный вывод. Цифры свидетельствуют,
что после августовского кризиса 1998 г.
не произошло никакого всплеска в процессе
бегства капитала из России. Аналогично
относительная политическая и экономическая
устойчивость в России в 1997 году не вызвала
снижения вывоза капитала, как могло следовать
из общетеоретических соображений. Фактически
можно сделать вывод о наличии встроенного
в экономику страны процесса вывоза капитала,
иммунного к конъюнктуре внутри страны,
хотя зависящим от колебаний цен на мировом
рынке.
Это свидетельствует о том,
что наиболее значительные участники
этого процесса, скорее всего, просто не
изменили своей интенсивности: после августа
1998 г. ими вывозились такие же крупные
суммы, как и до этого. А возможное расширение
непосредственно после августовского
кризиса нелегального вывоза капитала
менее крупными ("средними") участниками
могло быть относительно компенсировано
резким сокращением объемов самых мелких
участников, которые в наибольшей мере
испытали на себе проблемы девальвации
рубля.
Предварительный анализ данных
за последние два года позволяет говорить
о возможном снижении интенсивности вывоза
капитала из России. Для этого есть основания
ввести такой аналитический показатель,
как отношение объема бегства капитала
к объему экспорта товаров. Его применение
для анализа российской экономики оправдано
с содержательной важнейшую роль в формировании
платежного баланса России. Это наглядно
подтверждается расчетами - отношение
объема скрытого вывоза капитала к объему
экспорта исключительно устойчиво в России:
несмотря на заметные колебания в объемах
экспорта, на протяжении ряда лет оно составляло
около 20 %. Данные таблицы 1 это подтверждают.
Табл.1 Соотношение бегства
капитала и экспорта товаров (1994-2000гг.)
Период
Объем экспорта товаров, млрд.
долл.
Объем бегства капитала (оценка),
млрд. долл.
Отношение бегства капитала
к экспорту товаров, %
1994
76.3
8.8
11.5
1995
93.5
13.9
14.9
1996
103.8
25
24.1
1997
103.1
23.4
22.7
1998
87.3
23.2
26.6
1999
84.8
18
21.2
2000
115.2
18.8
16.3
Источник: [ Составлено по данным
ГТК РФ]
Это позволяет предполагать,
что в 1999-2000 гг. усилилось действие объективных
причин, замедляющих бегство капитала
из России. К их числу можно отнести наращивание
усилий органов исполнительной власти,
в частности введение ЦБ требований по
резервированию под импортные контракты.
Вместе с тем можно предположить, по развернувшиеся
на международной арене скандалы вокруг
проблемы нелегального вывоза капиталов
из России также повлияли на замедление,
создав дополнительные трудности для
зарубежных контрагентов российских теневых
экспортеров капитала[1].
Оценивая ситуацию в 2002 году
видно, что не произошло сокращения абсолютного
объема бегства капитала из России. Объем
бегства капитала из России в целом за
год составил порядка 20,7 млрд. долл. Стоит
отметить, что цифры такого порядка соответствуют
почти 30% общего годового объема инвестиций
в основной капитал в России.
Рис.1. Бегство капитала из России
по элементам, в %-х к сумме кредитовых
статей платежного баланса [21]
Если же говорить конкретно
о таком явлении как недополучение экспортной
валютной выручки, то, конечно же, следует
рассмотреть отдельно такую статью в платежном
балансе как «Изменение задолженности
по своевременно непоступившей экспортной
валютной и рублевой выручке и непогашенным
импортным авансам», которая, как уже было
отмечено выше, является одной из составляющих
нелегального экспорта («бегства») капитала.
В 2003 г. своевременно не полученная
экспортная выручка, непоступившие товары
и услуги в счет переводов денежных средств
по импортным контрактам, переводы по
фиктивным операциям с ценными бумагами
достигла наибольшей величины с 1995 г. и
составила 15,435 млрд. долларов. Необходимо
посмотреть абсолютные значения видимой
утечки капитала и невозвращения выручки
из-за рубежа.
Как видно из рисунка 2 недополучение
выручки изменялось прямо пропорционально
изменениям утечке капитала до 2000 г.
Рис.2. Недополучение экспортной
валютной выручки в видимой утечке капитала
из России в 1993-2001 гг.
За исследуемый период(1995-2001
гг.) поступление иностранной валюты за
экспорт российских товаров в 2000 г и в
2001 г. составило 80,6 и 81,0 миллиардов долларов
соответственно. Это самые высокие показатели
в исследуемом периоде.