Вывоз капитала и его особенности на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:37, курсовая работа
Описание работы
В данной работе рассматривается тема "Вывоз капитала и его особенности на современном этапе". Вывоз капитала - это экспорт капитала, осуществляемый частными фирмами и государством. Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательского капитала (вложения в промышленность, сельское хозяйство, торговлю и т.д.) и ссудного капитала (в виде займов). Первоначально капитал из развитых стран вывозился в экономически отсталые страны, колонии и полуколонии. После Второй мировой войны характерным явлением стал взаимный перелив капиталов из одних развитых стран в другие; значительную роль стал играть вывоз капитала в форме государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….3 Сущность, причины, цели и формы вывоза капитала…………….6 Роль ТНК в вывозе капитала………………………………………13 Государственное и межгосударственное регулирование вывоза капитала…………………………………………………………………………..18 Масштабы вывоза капитала и меры борьбы с вывозом капитала из России…………………………………………………………………………22 Заключение………………………………….……………………………...37 Список использованной литературы………………………………
Тем более не выдерживает критики
утверждение, согласно которому вместо
специальных мер по сокращению вывоза
капитала нужно проводить «либеральную»
экономическую политику, в частности,
налоговую и монетарную. Однако отрицание
факта истощения ресурсов развития страны
при широкомасштабном бегстве капитала,
естественно, не остановит разрушения
производственного потенциала. Либерализация
вывоза капитала лишь усиливает уязвимость
финансов страны в отношении спекулятивных
атак. Для добровольного же возвращения
«сбежавших» ранее капиталов надо сначала
снизить налоговое бремя на доходы предприятий,
их работников и собственников, подавить
организованную преступность и чиновнический
рэкет, создать правовую систему регулирования
экономики. Все это потребует немало времени
и огромных усилий внутри национальной
экономики. С этой целью возможно создание
инвестиционных фондов, ориентированных
на привлечение валютных ресурсов и других
реально ликвидных средств как национальных,
так и внешних инвесторов. Эти фонды могут
действовать под эгидой государства и
при гарантиях со стороны государства,
включая, однако, широкий круг субъектов
с разными формами собственности, начиная
от частных корпораций и заканчивая государственными
структурами. Такого рода ассоциации инвесторов,
связанные с внешнеэкономической деятельностью,
с экспортом и импортом капитала, могут
стать важнейшим звеном переориентации
потоков капитала внутрь страны при условии
защиты этих капиталов и гарантий этой
защиты со стороны национального государства,
а еще лучше, со стороны международных
страховых институтов на основе соглашений
национального государства и международных
организаций. Концентрация инвестиционных
ресурсов в подобных фондах позволит реализовать
крупномасштабные проекты, обеспечивая
отбор наиболее эффективных из них. Это,
безусловно, всего лишь паллиативное решение
проблемы на период кризиса, однако существование
таких ассоциаций может существенно изменить
ситуацию с ввозом и вывозом капитала.
Важной предпосылкой является
и изменение общей социально-экономической
атмосферы в стране. Это касается и регулирования
экспорта-импорта во внешней торговле
на основах сформулированной выше стратегии,
и общей стратегии структурной перестройки
экономики, и стратегии свертывания, подавления
спекулятивной составляющей посреднической
деятельности при поддержке и развертывании
собственно производственной деятельности
в стране. Лишь в рамках таких целостных
стратегических преобразований станет
возможной постепенная переориентация
потоков капитала из России в Россию.
Наконец, решение этой проблемы
требует и учета социально-политических
факторов, поскольку экспорт-импорт капитала
- это проблема, прямо «завязанная» на
выбор той или иной не только внешнеэкономической,
но и внутриэкономической политики со
стороны властей предержащих[15].
Отсюда крайне важным является
вопрос о том, кому выгоден экспорт капитала
из страны и кому может быть выгоден в
будущем импорт капитала в страну.
Ответ на него, к сожалению,
далеко не так прост, поскольку рассуждения
о заинтересованности народа в ввозе капитала
и процветании национальной экономики,
а значит, заинтересованности в этом и
государства, выражающего народные интересы,
не могут быть достаточными для характеристики
сегодняшней ситуации. Глубокая стратификация
общества и поляризация социально-экономических
интересов привели к отрыву интересов
правящей элиты от интересов большей части
жителей нашего государства, включая и
отрыв компрадорской, ориентированной
на «thirdworldisation,) страны буржуазии, а также
части государственной номенклатуры не
только от интересов большинства трудящихся,
пенсионеров, молодежи, но и от интересов
части национальной буржуазии и бюрократии.
Отсюда крайне противоречивая ситуация
и определенный раскол даже среди властных
структур и элит нашего общества, внутри
формирующейся буржуазии и внутри сохраняющейся
номенклатурно-бюрократической элиты
по вопросу о характере внешнеэкономической
деятельности и внешнеэкономических отношений.
Вопрос перехода от экспорта
капитала к импорту капитала оказывается
вопросом и социально-политической борьбы,
а не только вопросом выбора той или иной
модели экономических решений и экономических
механизмов в финансовой сфере внешнеэкономической
деятельности.
Таким образом, в качестве паллиативных
механизмов решения этой проблемы могут
быть названы следующие.
Во-первых, создание институциональных
и законодательных барьеров на пути вывоза
капитала. Чисто административное ограничение
вывоза капитала из страны должно быть
временной, но важной мерой, направленной
на предотвращение полной «декапитализации»
национальной экономики, которая начинает
разворачиваться все ускоряющимися темпами.
Во-вторых, гораздо более важным
и стратегически более значимым должен
стать механизм, создающий стабильные
и выгодные условия для инвестиций внутри
национальной экономики[13].
Заключение
Подводя итоги, скажем, что основополагающими
причинами оттока капитала являются политическая
неопределенность, непоследовательность
реформ, слабость институциональной основы,
в том числе, выраженной в коррупции. Меры
регулирования капитала, хотя и приносят
определенную краткосрочную выгоду, смягчая
изменчивость потоков капитала, представляются
все же неэффективными с точки зрения
среднесрочных задач предотвращения оттока
капитала, и обходятся очень дорого, поскольку
приводят к росту коррупции. Таким образом,
среднесрочная стратегия должна предусматривать
график постепенной отмены мер контроля
с одновременным проведением комплексных
мер по совершенствованию управления
и макроэкономических показателей, а также
по укреплению банковской системы.
Особенностями экспорта капитала
является то, что он выступает как главный
источник создания международной продукции,
т.е. продукции, реализованной зарубежными
филиалами международных монополий, а
также межфирменными кооперациями. Давление
на экспорт капитала оказывают и развивающиеся
страны, стремящиеся получить внешние
источники накопления и таким образом
ускорить темпы своего экономического
роста. А экономически развитые капиталистические
страны, перемещая за границу производственные
мощности посредством инвестиций, стремятся
получить под свой контроль регионы со
стратегическим сырьем, но на собственно
экономической базе, втягивая эти страны
в глобальную систему рыночного хозяйства.
Путем координации поступления отдельных
национальных капиталов удается преодолеть
его нехватку в разных частях мирового
капиталистического хозяйства.
Освещая проблемы оттока капитала
из России, сравнивая с ситуацией в других
странах, экономисты пришли к выводу, что
в то время как в других странах с экономикой
переходного типа отток капитала замедлился
или прекратился, в России он достиг беспрецедентного
уровня. Неэффективность мер регулирования
капитала в пресечении оттока средств
из страны в течении последних нескольких
лет очевидна, хотя можно допустить, что
непосредственно после кризиса августа
1998 года удалось несколько смягчить остроту
этой проблемы. Окончательно преодолеть
вывоз капитала можно только при помощи
стратегии, направленной на улучшение
принципов управления и результатов макроэкономической
деятельности, а также укрепление банковской
системы; что меры регулирования капитала
сопряжены с дорогостоящими диспропорциями
и поэтому их поэтапная отмена должна
стать частью среднесрочной стратегии;
а также то, что в ближайшей перспективе
структуру регулирования следует упростить,
придав ей менее искажающий характер.
Одним из основных условий выживания
российской экономики в ближайшие годы
является резкое сокращение экспорта
капитала, и усилия по возврату хотя бы
части вывезенных, в сущности, разворованных
средств в Россию. Россия вправе рассчитывать
в возврате разворованных средств своих
граждан на содействие правительств и
правоохранительных органов западных
государств. Разумеется, первые и достаточно
действенные шаги в этом направлении должно
предпринять правительство России, больше
всего заинтересованное в возврате этих
средств. Пока его усилия в этом направлении
ничтожны. Очевидно, что исполнительная
российская власть слишком бережно относится
к своим ворам.
Но если положение изменится,
то не менее сложная задача встанет и перед
западными государственными органами.
От них требуется действенная помощь в
розыске утекших из России богатств и
возврате их в Россию. Это сопряжено с
известными жертвами для экономики этих
стран, которые неплохо заработали на
чудовищном расхищении российского национального
богатства.
Надо обеспечить выгодные условия
инвестиций внутри страны, причем условия
даже более выгодные, нежели инвестиции
в любых других странах мирового сообщества,
принципиальные предпосылки для этого,
как известно, в нашей стране имеются.
Список использованной
литературы
Федеральный закон РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле» от
10.12.2003 № 173-ф3 (РЕД. 26.05.2004)
Астапович А.З. Транснациональный
капитал в мировом хозяйстве. М., 1990. –
С.165.
Булатов А.С. Вывоз капитала
из России и концепция его регулирования.
- М., 2009. – С.210.
Булатов А.С. Мировая экономика:
учебник для вузов / А.С. Булатов. М.: Экономист,
2001. – С.190.
Влияние оттока капитала на
платежный баланс России / О. Николаева
// Консультант директора. – 2004, №6
Григорьев Л., Косарев А. Проблема
бегства капитала.// Экономический журнал
ВШЭ. 2000, №4
Государственное регулирование
трансграничного движения капитала: есть
ли ответ на вывозы глобализации? / Ю.А.
Петров // Рос. Экон. Журн.: - 2003, №8
Есютина А.А., Карпова Е.В. Розничные торговые
сети: стратегии, экономика и управление:
учебное пособие / под ред. А.А. Есютина,
Е.В. Карповой. – М.: КНОРУС, 2007. - 424с.
Журавлев С. Капитала следят
за рублем. Все прочее для них сейчас вторично
// Российская газета. http://www.rg.ru/2004/10/26/kapitaly.html
Лунгани П., Мауро П. Отток капитала
из России. // Инвестиции в России. 2000. №7
Масштабы и структура российский
инвестиций за рубежом / К.Н. Гусев // Банк.
Дело. – 2004, №12 Государственное регулирование
трансграничного движения капитала: есть
ли ответ на вывозы глобализации? / Ю.А.
Петров // Рос. Экон. Журн.: - 2003, №8
О месте России в мировых потоках
капитала / М. Е. Елизаветин // Банк. Дело.
– 2005, №1
Об оттоке капитала из России.//
БИКИ. – 2002, №86
Перспективы участия России
в международном движении капитала / Д.С.
Долгополов // Фин. Бизнес, - 2004, №6
Угодников К. Вывоз капиталов
из России окончательно легализован //
Информационный портал Страна.ру.-http://www.strana.ru/stories/01/11/29/2122/218672.html
Фаминский И.П. Глобализация
экономики и внешнеэкономические связи
России. –М.: Республика. – 2004 –С.124.
Ханин Г.И. Альтернативные методы
определения объема экспорта капитала
из России // ЭКО. - 2008. - N 1.
Хамаганова Л.Д. бегство капитала
из развивающихся стран и России; БГУЭП.
– Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. – С.284.
Хасис Л.А. Закономерности развития российских розничных торговых сетей. М.: Едиториал,
2004. – С.72.