Взаимодействие спроса и предложения на мировом рынке в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Рыночный механизм – это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.
Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:
• Цена;
• Спрос и предложение;
• Конкуренция.

Содержание работы

Введение
I. Оценка спроса и предложения…………………………………………………….6
II. Понятие и значение конкуренции ………………………………………………..11
III. Международный рынок и международное движение товаров………………12
IV. Особенности развития спроса и предложения в современной России……16
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

Так, спрос на Х в стране А описывается графиком DA (рис. а), тогда как предложение характеризуется линией SА. Равновесие на рынке товара X в стране А будет характеризоваться параметрами точки Нас в первую очередь здесь будет интересовать внутренняя цена X для страны А . Рх для А будет составлять величину РА. Используя аналогичные рассуждения, можно описать ситуацию и для страны Б: спрос на X здесь — DБ, предложение — SБ, равновесие — в точке Е2, равновесная цена — РБ.

Так как РА < РБ, при вступлении А и Б в торговые отношения окажется, что стране А выгодно экспортировать данный товар, а стране Б, наоборот, импортировать, поскольку в А он дешевле. Из-за различия во внутренних ценах, в стране А будет возникать избыточное предложение при любой цене больше РА, а в стране Б — избыточный спрос при любых ценах ниже РБ. Если страны устанавливают торговые отношения, то при цене PA1 экспорт из А прекратится, а при цене PБ1 прекратится импорт товара страной Б. Так как мы рассматриваем две страны, то экспорт из А равен импорту Б, следовательно, А,Б, = А2Б2 = РЕ. Отрезок РЕ отражает объем экспортно-импортного потока из А в Б. Равенство А,Б, =А2Б2= РЕ достигается при мировой цене, равной Р.

    1. Понятие и значение конкуренции в рыночной экономике

 
Конкуренция - экономическое соперничество, борьба за достижение лучших результатов  на каком-либо поприще. В рыночной экономике  эта борьба разворачивается за место  на рынке, за покупателя, за его кошелёк. Конкуренция - это соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за максимальную прибыль. Законы конкуренции очень жестоки, они приводят к разорению, потери собственности, источникам дохода слабых субъектов рыночной экономике, зато вознаграждает сильнейших конкурентно способных товаропроизводителей. Чем сильнее конкуренция среди производителей, тем в большей мере предложенные товары с их стороны превышают существующий спрос покупателей. В результате розничная цена падает и наоборот, когда конкуренция среди продавцов слабеет платёжный спрос начинает превосходить предложение товара и цены растут. Конкуренция в качестве побудительной силы навязывает производителям необходимость трудиться эффективно и качественно, осуществлять научно-технический прогресс, учитывать спрос на товары, в противном случае не минуемо разорение. Борьба за потребителя – это борьба за долю на рынке, она зависит от качества и дешевизны товара, от учёта интересов потребителя. Конкуренция стимулирует производство тех товаров, которые требуются потребителям, именно, конкуренция - главный рычаг прогресса в рыночной экономике. Именно конкуренция является эффективным средством стимулирования личной инициативы и предприимчивости, в конечном итоге конкуренция улучшает жизнь потребителя, т.е. всех членов общества, если в основе победы конкурентной борьбе лежит техническое превосходство, высокое качество и надёжность изделий, более эффективные методы производства и сбыта, то действие конкуренции оказывает положительное влияние на развитие экономике. Она побуждает производителей применять новейшие достижения науки и техники, снижать издержки производства и цены. Негативным явлением, связанным с конкуренцией следует отнести банкротство предприятий и следовательно рост безработицы, дифференциацию доходов, недогрузку производственных мощностей, перепроизводство товаров. Однако этот негатив в конечном итоге превращается в позитив, поскольку вымывает не эффективных хозяйственников и способствует улучшению удовлетворения общественных потребностей.

 

    1. Мировой рынок и международное движение товаров

Из всего многообразия мировых хозяйственных связей следует особо выделить международную торговлю, поскольку именно она является одной из наиболее динамичных сфер мировой экономики. Роль международной торговли сложно недооценить. Международная торговля позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы, расширить емкость внутреннего рынка и установить связь национального рынка с мировым, развить специализацию и расширить масштабы производства, ограниченные кривой производственных возможностей каждой отдельной обособленной экономической системы, обеспечить получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства.

Используя уже известную  терминологию, можно сказать, что  МРТ и международная кооперация труда заложили основы для возникновения  мирового рынка и международной  торговли. Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда и других факторах производства. Мировой рынок развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Развитие материального производства и становление товарного хозяйства, базирующегося на разделении труда, создало объективные условия для возникновения простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается непосредственно производителем непосредственно покупателю. Мировой рынок — совокупность национальных рынков всех стран, экономические связи между которыми определены международной торговлей.3

Мировой рынок можно охарактеризовать с помощью известных экономических категорий:

• мировой рынок связан с производством материальных благ и услуг, которое в поисках  сбыта своей продукции вышло  за национальные границы;

• проявляется в перемещении  материальных благ между странами и их группировками под воздействием спроса и предложения, причем не только внутренних, но и внешних;

• обеспечивает для каждого  производителя-участника мировой торговли возможность  эффективного использования ограниченных, с точки зрения общества, экономических ресурсов, указывая, где они могут быть применены более рационально; при этом проблема выбора в экономике будет решаться уже не на уровне отдельной экономической системы, а в более глобальном — мировом масштабе;

• осуществляет санирующую функцию, выбраковывая те товары, которые не способны обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Главный внешний признак  существования мирового рынка — передвижение товаров и услуг между странами. Международное движение материальных благ между странами может описываться разными категориями. Так, если речь идет об отдельной стране, используется термин «внешняя торговля», если же упоминается о торговых взаимоотношениях между двумя странами, уместно говорить о взаимной, двусторонней торговле. А вот применительно к международному обмену товарами и услугами между всеми странами уместно применить категорию «международная торговля». Международная торговля состоит из двух встречных товарных потоков — экспорта и импорта, это ее ключевые показатели.

Как и любой другой рынок, мировой рынок характеризуется спросом, предложением, конкуренцией, особой системой цен, устанавливаемых в результате взаимодействия мировых спроса и предложения, — мировыми ценами. Исходные понятия международной торговли, взаимосвязь спроса и предложения на национальных рынках со спросом и предложением на мировой рынке можно изучить при помощи графической модели. Эта простейшая модель позволяет проследить, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли.

 

Хотя рассмотренная модель носит упрощенный характер, она позволяет  сделать общие выводы, которые  можно «расширить» до большего количества стран и применить для описания ситуации на реальных мировых рынках самых разных товаров:

1. Мировой рынок представляет  собой сферу взаимодействия спроса  и предложения на товары и  услуги, которые одними странами  экспортируются (предлагаются на  мировом рынке), а другими странами  импортируются (т. е. ими предъявляется  спрос на мировом рынке).

2. Размеры экспорта будут  определяться избыточным предложением на внутреннем рынке стран, потенциальных экспортеров, а размеры импорта — избыточным спросом на данные товары в странах, потенциальных импортерах.

3. Наличие избыточного  спроса и предложения будет  определяться при сравнении внутренних равновесных цен на один и тот же товар в странах — возможных торговых партнерах.

4. Цена, по которой осуществляется  мировая торговля, находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами, существовавшими в странах до начала торговли.

5. Можно предположить, что  изменение мировой цены ведет  к изменению объемов экспорта  и импорта на мировом рынке.  И наоборот, изменение объема  экспорта и импорта приведет  к изменению мировой цены.

 

  1. Особенности равновесия спроса и предложения в современной России

Рыночный механизм действует  таким образом, что любое нарушение  равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

«Цена пола» – установленная  минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

Цены пола и потолка  могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении  социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать  свои цены.

Примером цены пола может  служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

С ценами потолка, регулируемыми  государством, мы сталкиваемся чаще. В  России в качестве цен потолка  можно рассматривать устанавливаемые  ограничения на железнодорожные  тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с  целью недопущения их резкого  роста, возникновению социальных волнений и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой  и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы  приостановить инфляцию и воспрепятствовать  снижению жизненного уровня.

Например, рассмотрим рынок  сельскохозяйственной продукции в  России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В  итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая  могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту  проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.

Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем  цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может  существенно отклониться от этого  уровня (если только она не владеет  значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при  расчете возможной прибыли в  основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен  ведет за собой наложение санкций  и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента.

Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.

ФАС уже несколько месяцев  ведет мониторинг ситуации на рынке  нефтепродуктов. В результате резкого  снижения мировых цен на нефть  практически во всех странах произошло  адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Помимо установления минимальных и максимальных цен  государство стимулирует спрос  посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, что правительство  РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ.

Следующей особенностью рынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмы  несовершенной конкуренции, в частности  монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.

Олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать  собственные условия в отношении  цен на продукт, и в отношении  номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение  импортных пошлин на ввоз иностранных  автомобилей в 2 раза), предприятие  может управлять ценой, завышая  и занижая ее, в то время как  иностранные конкуренты вынуждены  поднимать цены.

Равновесие спроса на рынке  товаров в России сильно зависит  от социальной составляющей экономики  – это заработная плата, уровень  безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан  – это заработная плата.

С 2000г. виден рост номинальной, а впоследствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности  приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень  заработной платы начинает падать, растет безработица.

Следующей особенностью формирования рыночного равновесия является то, что в России большую долю на рынке  товаров занимают импортные товары. Отечественная продукция на сегодняшний  день неконкурентоспособна с иностранными фирмами. Если после распада СССР, российские фирмы были неконкурентоспособны практически на всех рынках, то сейчас это касается в первую очередь  рынков наукоемкой продукции (оборудование, электроника). В отсутствии собственного производителя, государство вынуждено снижать таможенные пошлин для ввоза иностранной высокотехнологичной продукции. По данным таможенной службы, по итогам 2007 и 2008 года импорт наукоемкой продукции превышает 50%. Поэтому относительно низкие цены на заменяемые товары иностранных фирм ведут к тому, что цены на наши товары также начинают снижаться и многие предприятия в силу высокой себестоимости несут убытки.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения на мировом рынке в условиях конкуренции