Взаимодействие спроса и предложения на мировом рынке в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Рыночный механизм – это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.
Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:
• Цена;
• Спрос и предложение;
• Конкуренция.

Содержание работы

Введение
I. Оценка спроса и предложения…………………………………………………….6
II. Понятие и значение конкуренции ………………………………………………..11
III. Международный рынок и международное движение товаров………………12
IV. Особенности развития спроса и предложения в современной России……16
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

                                    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

                         высшего профессионального образования                        «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                    (РГГУ)

 

                                       Филиал в г. Домодедово

 

        Кафедра математических и естественно-научных дисциплин

 

 

                               Буренина Светлана Григорьевна

                             Курсовая работа по мировой экономике

Взаимодействие  спроса и предложения на мировом  рынке в условиях                    

                                                  конкуренции

                               

 

                          

 студент 2 курса о/о

                                                                                                      группы ФК-21

                                                                    

 

                                                                                                       Преподаватель:

                                                                                                       Жарская  З. А.

 

                                

                                             Домодедово 2012

                                                   Содержание      

Введение     

  1. Оценка спроса и предложения…………………………………………………….6
  2. Понятие и значение конкуренции ………………………………………………..11
  3. Международный рынок и международное движение товаров………………12
  4. Особенности развития спроса и предложения в современной России……16

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. 

Платежеспособный спрос.

Этот термин ввёл в экономику  Томас Роберт Мальтус. Величина спроса равна количеству товаров, которые потребители хотят и могут купить на рынке за определённый период времени при определённом уровне цены этого товара. Величина спроса зависит от величины цен на эти товары. Первый закон экономики или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к увеличению спроса.

Соотношение спроса и цены товара зависит не только друг от друга, но и от многих других факторов:

· От степени важности этого  товара для потребителя,

· От наличия или отсутствия более дешёвых товаров-заменителей,

· От уровня доходов и  численности покупателей, от предпочтения покупателей.

Примеры неважных товаров  для потребителя: билет в кино, диск DVD, книга. Пример важных товаров для потребителя: хлеб, соль, электроэнергия, дом. Например, заменителем для кофе является чай, заменителем фильма на диске DVD является билет в кино на этот фильм. Численность покупателей в центре города выше, чем на окраине, поэтому уровень цен в центре города выше, чем на окраине, а если построить магазин на болоте, то он обречён на разорение из-за отсутствия покупателей независимо от самых низких цен в этом магазине. Предпочтения можно формировать с помощью рекламы, предпочтения также формируются стихийно из-за изменения моды. В престижном магазине можно делать цены выше, чем в обычном магазине, так как богатые покупатели согласны доплачивать за престиж. Поэтому повышая цену товара даже на небольшую сумму, в итоге можно вопреки ожиданиям выручить меньше денег за весь проданный товар из-за резкого падения спроса на неважный для потребителя товар. И наоборот, снижая цены во время ежегодных предновогодних распродаж можно в итоге выручить больше денег за счёт ажиотажного спроса. Производитель и торговец должны обладать искусством угадывать максимально выгодный размер цены, чтобы получить максимальную прибыль. Например, менеджер компании Форд Ли Якокка поставил перед своими инженерами цель: разработать проект автомобиля «Форд-Мустанг» по цене не выше 2500$ за штуку. Машина поступила в продажу по цене 2368$, что вызвало ажиотажный спрос. Затем компания «Форд» предложила покупателям дополнительное оснащение автомобиля по индивидуальным заказам по цене в среднем 1000$. В итоге компания получила гораздо большую прибыль по сравнению с тем, если бы она сразу оценила свой автомобиль в 3368 $.

Можно привести пример колебаний  спроса на примере тюльпанного безумства  в Голландии в 1630 г. Луковица этого  цветка внезапно стала предметом  бешеного спроса. Её цена стала резко  повышаться и достигла 2500 гульденов. За эту сумму в то время можно  было купить 500 кг сыра, В этой ситуации купцы стали брать деньги в  долг в банке под огромный процент  и покупать луковицы тюльпанов. Однако внезапно рынок лопнул, цена луковиц  резко снизилась почти до 0, и  многие купцы оказались нищими должниками.

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка спроса и предложения

Рынок представляет собой  особую систему взаимоотношений  между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики, уровень  и механизм ее развития описываются  при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение. Экономический  анализ рыночной конъюнктуры через  изучение модели спроса и предложения  является универсальным инструментом исследования самых разнообразных  задач как на микро-, так и на макроуровне.

Рыночный спрос на какой-либо товар или услугу является косвенным  отражением потребности людей в  данном товаре или услуге. Потребность  в некотором благе отражает желание  его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность  его приобретения по существующим на рынке ценам. Механизм рынка позволяет  удовлетворять лишь те потребности  человека и общества, которые выражены в форме спроса.

Таким образом, спрос –  это платежеспособная потребность  в каком-либо товаре или услуге.

Различают индивидуальный и  рыночный спрос на товары или услуги.

Если индивидуальный спрос  на товар отражает желания и возможности  отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным, или  агрегированным, отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса.1

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в  данном месте, при данных ценах.

Максимальная цена, которую  покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги в данное время и в данном месте, называется ценой спроса.

Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом  рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен  в государственных магазинах) может  вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может  оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным  ценам.

В зависимости от того, какие  факторы побуждают человека к  покупке, выделяют две специфические  разновидности рыночного спроса:

·  функциональный спрос, обусловленный исключительно присущими данному благу потребительскими качествами;

·  нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.

Нефункциональный спрос  в свою очередь делится на спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара. Здесь выделяют:

1)эффект массового потребления  (или эффект вагона);

2)эффект сноба;

3)эффект показательного  потребления;

4)спекулятивный спрос;

5)нерациональный спрос.

Наиболее значительная часть  нефункционального спроса обусловлена  экзогенными воздействиями на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается  или уменьшается в зависимости  от того, покупают ли этот товар другие люди, либо вследствие того, что этот товар имеет более высокую  цену по сравнению с другими товарами.

Под эффектом массового потребления  понимается та величина, на которую  возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется  рыночный спрос на него, или, другими  словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар. Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться.

Эффект сноба характеризует  величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного  спроса. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Редкие образцы произведений искусства, специально спроектированные спортивные автомобили, модная одежда, созданная в единственном экземпляре, являются примерами снобистских  товаров. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем  меньше ценность данного товара для  сноба и соответственно тем ниже его индивидуальный спрос.2

Эффект показательного потребления  отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые  товары в силу того, что они имеют  более высокие цены по сравнению  со своими аналогами. Данное явление  было впервые обосновано американским экономистом норвежского происхождения  Торстеном Вебленом (1857–1929) в его знаменитой книге «Потребление праздного класса».

Эффект показательного потребления  наблюдается в том случае, когда  потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спроса.

Спекулятивный спрос возникает  в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного  товара, когда рыночное предложение  по какой-либо причине оказывается  недостаточным.

И, наконец, нерациональный спрос объединяет все покупки, которые  не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного минутного  желания, каприза, прихоти.

На величину спроса влияет огромное количество факторов, среди  которых наиболее значимыми являются:

·  вкусы и предпочтения потребителей;

·  доходы потребителей;

·  число потребителей;

·  цены на другие товары. Условно различают товары:

—  нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое влияние на рынок;

—  заменители, являющиеся конкурентами для основного товара;

—  дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара.

Экономические ожидания представляют собой прогнозы экономических субъектов  относительно возможных изменений  цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д.

Общее изменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием всех ценовых  и неценовых факторов.

Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.

Величина предложения  или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать  в данное время, в данном месте  и при данных ценах, не всегда совпадает  с объемом производства и объемом  продаж, имеющим место на рынке.

Цена предложения показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов  согласиться в данное время и  данном месте. Помимо цены на продукт на величину предложения влияют и другие факторы. К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:

·  издержки производства;

·  уровень налогообложения;

·  технология производства;

·  экономические ожидания производителей;

·  количество производителей;

·  цены на сопряженных рынках.

Для понимания функции  предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

Для простоты анализа будем  считать, что мировое хозяйство  состоит всего из двух стран —  А и Б. И страна А и страна Б изолированно друг от друга производят некоторый товар X. Внутренние цены на товар X будут составлять, соответственно, для страны А — РА, а для страны Б — РБ. Естественно, что данные цены на товар X по странам были установлены в результате взаимодействия стихийных сил спроса и предложения товара X на внутренних рынках в А и Б.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения на мировом рынке в условиях конкуренции