Задачи, функции и границы государственного регулирования в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Цель этой работы – отразить сущность, виды и способы реализации экономической функции государства.
Основные задачи данной работы:
- кратко описать основные функции государства;
- раскрыть сущность экономической функции государства;
- описать виды экономических функций государства;
- обозначить необходимость государственного регулирования экономики

Содержание работы

Введение.........................................................................................................2

I. Понятие и сущность основных функций государства.............................4

II. Понятие и виды экономических функций государства..........................6

III. Определение границ государственного регулирования экономики.....13

Заключение....................................................................................................18

Список используемой литературы...............................................................20

Файлы: 1 файл

государственное регулирование экономики.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт  коммерции,  менеджмента  и  инновационных  технологий

 

Контрольная работа

По дисциплине «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМТКИ»

 

На тему: «Задачи, функции и границы государственного регулирования в рыночной экономике.»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Максимова

Елена Викторовна

Направление:

«Государственное и

муниципальное  управление»

Шифр 14 – 285

 

 

 

Балашиха

2015 год

 

Содержание

 

 

Введение.........................................................................................................2

 

I. Понятие и сущность  основных функций государства.............................4

 

II. Понятие и виды экономических  функций государства..........................6

 

III. Определение границ государственного регулирования экономики.....13

 

Заключение....................................................................................................18

 

Список используемой литературы...............................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Существует множество определений понятия «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство – это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Функции государства – основные направления его деятельности, в которых выражается сущность государства, назначение, цели и задачи. Среди этих направлений одним из важнейших является государственное регулирование экономики и происходящих в стране экономических процессов. Государственное регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Экономика, в свою очередь, наряду с внешней и внутренней политикой, культурой, социальным регулированием занимает главенствующее положение в государственном устройстве общества и аппарата управления.

Цель этой работы – отразить сущность, виды и способы реализации экономической функции государства.

Основные задачи данной работы:

- кратко описать основные функции государства;

- раскрыть сущность экономической функции государства;

- описать виды экономических функций государства;

- обозначить необходимость государственного регулирования экономики;

- дать определение государственному регулированию экономики и определить его границы;

- сделать выводы о роли государственного регулирования экономики в происходящих в стране экономических процессах.

Эта тема была актуальна с первых дней существования государства, остаётся таковой и сейчас. В современном мире экономика составляет базис общественных отношений, являясь одним из факторов определяющих стратегию развития государства. В изменяющихся условиях жизни изменяется и понятие о деятельности государства в различных сферах общественного регулирования, в том числе и экономического. Вот почему так важно изучить и понять направление деятельности государства, связанное с вмешательством в экономические процессы. Тема, затронутая в данной работе, изучается не только в рамках теории о государстве, но также и экономической наукой, поэтому некоторый материал, использованный в этой работе, носит исключительно экономический характер. Учитывая эту особенность данной темы, она будет интересна не только для тех, кто изучает право, но и для тех, кто изучает экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие и  сущность основных функций государства

Экономическая функция тесно связана с другими функциями, которые выполняет государство, поэтому важно рассмотреть их виды.

Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства – это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, сектора и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа. Исходя из названных выше задач можно выделить внутренние и внешние функции.[7] С учетом современного характера общественных отношений, на которых должно основываться социальное демократическое государство к внутренним функциям российского государства следует отнести экономическую, идеологическую, социальную, экологическую, культурную функции и функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан.

1. Экономическая функция  заключается в выработке и  координации государством стратегических  направлений развития экономики  страны в наиболее оптимальном  режиме. Это выражается в кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной  политике государства. При этом  важен вопрос о пределах вмешательства  государства в экономические  отношения, особенно в сферу предпринимательства.

В учебных изданиях некоторые исследователи в качестве самостоятельной внутренней функции государства выделяют функцию налогообложения (или функцию финансового контроля). На наш взгляд, осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства, и выделять в качестве самостоятельной функцию налогообложения нецелесообразно.

2. Идеологическая функция  выражается в деятельности государства  по научной разработке и поддержке  определенной идеологии, в том  числе политической, нравственной, религиозной направленности образования, развития культуры, деятельности  средств массовой информации.

3. Социальная функция  призвана обеспечить социальную  защищенность каждого человека, нормальные условия жизни для  всех членов общества независимо  от их непосредственного участия  в производстве материальных  и духовных благ.

Существует даже концепция «социального государства». Под ним понимается государство, которое постоянно заботится о благополучии своих граждан. Не случайно эта теория нашла отражение в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации. Так, согласно части первой ст. 7 Основного Закона России «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

4. Функция охраны конституционного  строя, прав и свобод граждан  выражается в обеспечении принципа  разделения властей, создании условий  для точного и неуклонного  исполнения норм Конституции  страны, закрепляющих права и  свободы человека, гарантировании  равенства всех перед законом, во всемерной охране существующего  правопорядка.

5. Экологическая функция  состоит в установлении государством  правового режима природопользования, в его обязательствах перед  своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

6. Культурную функцию  составляет разносторонняя государственная  поддержка развития культуры  всех национальных общностей, литературы, искусства, кино, средств массовой  информации, науки, образования и  др.

 

II. Понятие и  виды экономических функций государства.

Существование стабильного государства невозможно без эффективно развитой экономики, поэтому важно отметить взаимосвязь между этими общественными явлениями. С давних времён лучшие умы человечества бились над поисками «золотой середины» в отношениях государства и экономики. В разные эпохи отношение к экономике было неоднозначным, ведь с развитием общества развивалась и наука. Подходы были усовершенствованы и больше не строились на предположениях, как, например, в период формирования первых государств. Современные государства в большинстве своём стремятся к установлению и развитию в масштабах своей страны рыночной экономики, поэтому большинство современных авторов рассматривают вопросы экономической функции государства и вмешательства его в экономику именно на примере рыночного уклада хозяйства. Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в его распоряжении имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие. Функциональный подход к деятельности государства, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия «экономическая функция государства» не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.[1]

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом. [9]

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе. [8]

Неотъемлемыми функциями государства в любой экономике являлось и является непосредственное (окончательное) принятие решения:

1) относительно формирования  и распределения бюджетных средств  и государственного имущества;

2) обеспечение выполнения  законов и правил поведения  экономических агентов (домашних  хозяйств и фирм), принятых также  государством;

3) создание фондов пособий  по безработице и стимулирование  создания новых рабочих мест.

Обеспечивающие данные функции операции в принципе могут выполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления и даже не принадлежащими государству. Тем не менее, качество выполнения неотъемлемых функций государства, очевидно, зависит от качества исполнения обеспечивающих операций. [4]

Информация о работе Задачи, функции и границы государственного регулирования в рыночной экономике